Россия / Точка зрения 19 ноября 2009 г. 17:52

Казнить нельзя, помиловать

Interfax-Russia.ru – Конституционный суд навсегда запретил смертную казнь в России.

В диспуте о дальнейшей судьбе в России такой меры наказания как смертная казнь поставлена точка – 19 ноября Конституционный суд РФ вынес определение, согласно которому смертная казнь в нашей стране применяться не может, в том числе и после 1 января 2010 года, когда суд присяжных будет введен в последнем субъекте федерации - Чеченской республике.

Оглашая соответствующее постановление, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин сообщил, что есть ряд международных норм, подписанных Россией, запрещающих смертную казнь либо рекомендующих запретить ее. В частности, Зорькин напомнил, Россия была приглашена в члены Совета Европы только после того, как пообещала отменить смертную казнь.

В настоящее время наша страна в связи с вхождением в Совет Европы и подписанием в 1997 году протокола № 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, отменяющего смертную казнь, с условием его последующей ратификации, связана международно-правовым обязательством не казнить преступников.

В связи с этим Конституционный суд РФ 2 февраля 1999 года запретил смертную казнь до введения судов присяжных во всех субъектах РФ. Соответствующую норму закрепили и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Вместе с тем, в действующем Уголовном кодексе РФ есть пять статей, предусматривающих наказание в виде смертной казни: ч.2 ст.105 (убийство); ст.277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля); ст.295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование); ст.317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст.357 (геноцид). В качестве исключительной меры наказания к смертной казни могут быть приговорены мужчины младше 65 лет, при этом они имеют право на рассмотрение их уголовного дела судом присяжных. При помиловании смертную казнь могут заменить пожизненным лишением свободы или лишением свободы на 25 лет (ст.59 УК РФ).

Вместе с тем, в соответствии с протоколом № 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, государство может карать смертной казнью "за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны".

Вновь вопрос о возможности применения смертной казни в России возник из-за того, что с 1 января 2010 года в последнем субъекте России – Чеченской республике - вводится рассмотрение некоторых уголовных дел с участием присяжных заседателей. В связи с этим 29 октября Верховный суд РФ попросил Конституционный суд разъяснить, могут ли с нового года российские суды выносить решения о смертной казни.

Конституционный суд рассмотрел данное обращение на открытом заседании 9 ноября. На заседании выступили представители Верховного суда, президента РФ, обеих палат Федерального Собрания. Почти все они говорили о необходимости отмены смертной казни.

В частности, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин призывал суд "принять историческое решение, которое, возможно, приведет к росту терпимости, повышению ценности человеческой жизни и резкому снижению преступлений, которые раньше карались смертной казнью". "Преступность у нас высокая потому, что ценность человеческой жизни низка, и в XX веке стала еще ниже, потому что смертная казнь стала обыденным явлением", - считает Лукин.

Его точку зрения поддержала и представитель Совета Федерации сенатор Елена Виноградова: "Необходимо убедить (народ - ИФ) в том, что государство отменяет смертную казнь не с целью удовлетворения международных обязательств, а исходя из потребностей общества".

О невозможности применения в РФ смертной казни заявил и представитель Госдумы в Конституционном суде РФ Александр Харитонов: "Несмотря на то, что шестой протокол не ратифицирован, Российская Федерация обязана воздерживаться от применения смертной казни вплоть до ее отмены".

В свою очередь представитель правительства РФ в Конституционном суде Михаил Барщевский обратил внимание суда на то, что пожизненное заключение как альтернатива смертной казни более тяжелая форма наказания, и оно более соответствует русскому понятию кара. "Вечная жизнь в тюрьме, когда человек и мечтать не может, что увидит море, птичек, поиграет в снежки - вот это кара", - заявил Барщевский.

По его мнению, уже выполнена и ст. 20 Конституции РФ, в которой говорится, что смертная казнь применяется вплоть до ее отмены: "Фактически в России смертной казни уже нет. Это уже исторический факт".

За поэтапную отмену смертной казни выступил и президент РФ, позицию которого до Конституционного суда донес полномочный представитель главы государства в КС Михаил Кротов. Он подчеркнул, что "временный характер применения смертной казни определен Конституцией, и в этом направлении главой государства сделан целый ряд практических шагов, и его позиция остается неизменной".

По словам Кротова, пять статей Уголовного кодекса, которые предусматривают смертную казнь, "обязательно содержат альтернативные меры наказания в виде лишения свободы на определенный срок".

На сохранении моратория на смертную казнь настаивали также Минюст и Генпрокуратура.

Впрочем, простые россияне в вопросе применения смертной казни отнюдь не единодушны. В частности, опрос Исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru показал, что более половины жителей России (56%) считают применение смертной казни допустимым. По их мнению, лишь крайняя мера наказания сможет уменьшить количество тяжких преступлений в стране. К тому же опрошенные считают несправедливым тот факт, что налогоплательщики должны пожизненно содержать убийц, насильников и педофилов. Причем особенно активно за применение крайней меры наказания в отношении преступников выступают россияне старше 55 лет (73% ратующих за смертную казнь).

Против применения смертной казни в России высказались 25% опрошенных. Среди причин, которые должны сдерживать введение смертной казни в стране, участники опроса называют несовершенную законодательную систему и жестокость данного метода наказания.

Вместе с тем социологи отмечают, что число тех, кто считает смертную казнь в России недопустимой, не меняется с 2007 года и составляет 25%, а вот процент сторонников несколько снизился - с 59%.

Не однозначно отношение к отмене смертной казни и среди самих законодателей. В частности, спикер Совета Федерации Сергей Миронов является категорическим противником отмены моратория на смертную казнь: "Я принципиальный противник смертной казни, и мое мнение идет вразрез с мнением абсолютного большинства россиян, которые считают, что те нелюди и изверги, совершившие тяжкие преступления, которые покусились на жизнь человека, не должны жить".

По мнению Миронова, государству не следует идти на поводу у общества и необходимо изменить статьи Уголовного кодекса, предусматривающие смертную казнь. "За те преступления, за которые грозит смертная казнь, преступник должен наказываться пожизненным заключением без малейшего права на помилование и возможности досрочного освобождения, и отбывать наказание он должен в тюрьме строгого режима до самых своих последних дней", - убежден спикер Совета Федерации.

Между тем вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова считает, что нельзя игнорировать мнение большинства россиян, поддерживающих смертную казнь, поэтому с ее отменой в России торопиться не следует. "Есть такие преступления, которые выходят за рамки человеческого понимания. Это убийство, жестокое насилие в отношении детей, и поэтому нам нужен переходный период, и не очень нужно торопиться с отменой моратория на смертную казнь", - убеждена Орлова.

С мнением вице-спикера согласен и глава комиссии Совета федерации по взаимодействию со Счетной палатой Сергей Иванов: "Государство, приговаривая к высшей мере наказания, руководствуется не местью, а осуществляет возмездие на основании вердикта суда, восстанавливая тем самым справедливость по отношению к пострадавшей стороне и законопослушному обществу в целом".

Подчеркнув, что является сторонником применения смертной казни, он отметил, что в 1999 году, когда в стране действовала высшая мера наказания, уровень преступности, в том числе убийств, был намного ниже, чем сейчас. "Серийные убийцы, насильники и террористы заслуживают только смерти. Любое пожизненное заключение для них - это сохранение жизни и возможность по истечении срока отсидки рано или поздно быть помилованным", - убежден парламентарий.

Сторонником сохранения высшей меры наказания для преступников, совершивших убийство, является и первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. "Лишивший жизни человека достоин того же. Что касается других видов преступлений, в том числе экономических, связанных с наркотиками, то здесь должно быть пожизненное заключение", - полагает он.

Торшин советовал не торопиться с окончательным решением по смертной казни и предлагал провести референдум: "Ведь именно референдум является наивысшей формой народовластия". "Согласно опросам общественного мнения, около 70% населения выступают за смертную казнь. Может быть, следует прислушаться к мнению народа", - заявил вице-спикер.

Он также убежден, что России не стоит торопиться с ратификацией Европейской конвенции по правам человека и шестого протокола, касающегося отмены смертной казни.

О преждевременной ратификации шестого протокола говорил и председатель Госдумы РФ Борис Грызлов. По его словам, ни среди депутатов Госдумы, ни в России в целом пока нет большинства, выступающего за полный, в том числе и на законодательном уровне, запрет смертной казни - очевидно, что в поддержку смертной казни сейчас высказывается больше депутатов, чем за ее отмену.

Спикер Госдумы признал, что Россия при вступлении в Совет Европы взяла на себя обязательство отменить смертную казнь, однако, считает Грызлов, "мы не можем в угоду каким-то международным обязательствам решать вопрос, который не имеет полной поддержки нашего народа".

Нет единого мнения по вопросу смертной казни и в партийных клубах "Единой России". Так, если представители социально-консервативного и либерального клубов считают, что российский парламент должен принять решение об отмене смертной казни, то руководитель государственно-патриотического клуба "Единой России", депутат Госдумы Ирина Яровая настаивает на необходимости отмены моратория и возвращения к смертной казни. По ее мнению, государство должно карать смертью тех, кто сам виновен в смерти других людей. "Смерть является единственным устрашающим фактором" для совершающих преступления, уверена Яровая.

Впрочем, после оглашенной в четверг резолюции Конституционного суда РФ споры о правомерности применения смертной казни потеряли смысл. В определении суда подчеркивается, что несмотря на нератифицированный шестой протокол Европейской конвенции по правам человека, запрещающей применение смертной казни, в России "сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни, сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого происходит необратимый процесс постепенной отмены смертной казни".

Более того, в пресс-службе суда "Интерфаксу" уточнили, что Конституционный суд РФ запретил применение смертной казни в России навсегда: "Речь идет не о продлении моратория на смертную казнь, а о запрете применения этой меры наказания вообще".

Вместе с тем суд не понуждает Госдуму ратифицировать шестой протокол Европейской конвенции по защите прав и свобод человека. Как подчеркнул председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, вопрос о ратификации протокола остается в компетенции Госдумы.

Впрочем, за скорейшую ратификацию шестого протокола выступают правозащитники. "Ратифицировать шестой протокол - это дело чести. Россия обязалась при вступлении в Совет Европы ратифицировать Конвенцию по правам человека и шестой протокол Конвенции", - считает, в частности, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.

Между тем, как заявил председатель нижней палаты российского парламента Борис Грызлов, вряд ли до конца года Госдума успеет ратифицировать этот протокол. Дело в том, что правительство внесло на ратификацию в Государственную думу этот протокол еще 10 лет назад, ратификационная грамота по-прежнему находится в нижней палате российского парламента, и правительство ее не отзывало. Однако вопрос о рассмотрении ратификационной грамоты Государственная дума никогда не поднимала.

Вместе с тем, поясняет глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, в любом случае Россия обязана соблюдать требования шестого протокола, поскольку является членом международной Венской конвенции.

"Суть Венской конвенции, говоря общедоступным языком, сводится к тому, что любая страна, подписавшая, но не ратифицировавшая какие-либо международные договоры, должна полностью выполнять их требования, и не делать этого можно лишь в одном случае: если страна официально объявит о выходе из конкретного международного договора", - пояснил Крашенинников.

В свою очередь президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский считает, что за запретом казни в РФ стоит политическое решение, поддержанное всеми основными политическими силами России. По мнению политолога, отказ от смертной казни связан с необходимостью соблюдения Россией международных обязательств. "Сегодня невозможно жить в Европе, вводя смертную казнь", - подчеркнул Павловский.

Обозреватель Анастасия Николаева