Россия / Точка зрения 19 июля 2010 г. 16:47

Кнут и пряник биржевой торговли

Interfax-Russia.ru - ФАС России разработала поправки в закон "О защите конкуренции", направленные на развитие биржевой торговли нефтепродуктами.

Нефтяники поддержали инициативу ведомства, но подчеркивают, что механизм привлечения компаний к биржевым торгам должен основываться на экономической заинтересованности, а не на административном давлении.

Третий пакет

Одним из наиболее острых и нерешенных вопросов остается цена на нефтепродукты на внутреннем российском рынке. Пока в стране нет рыночных индикаторов, которые служили бы ориентиром для контролирующих органов, они де-факто могут считать их как им вздумается. Дискуссия о "формуле цены" идет жаркая, компромисс пока не найден. ФАС постоянно ратует за развитие биржевой торговли, которая, по мнению чиновников, могла бы и сформировать те самые рыночные индикаторы. Но процесс в силу ряда объективных причин идет вяло. Чтобы изменить ситуацию, ФАС разработала поправки в антимонопольное законодательство.

В середине июля ФАС вынесла на общественное обсуждение так называемый "третий пакет" поправок в закон "О защите конкуренции". В числе прочих этот пакет содержит и раздел, регулирующий топливный рынок. Статью 6 закона предлагается дополнить пятой частью. Ее суть в том, чтобы де-юре закрепить за ценами, сформированными на бирже, статус рыночных индикаторов.

"Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась на товарной бирже", - говорится в тексте законопроекта, опубликованного на сайте антимонопольного ведомства. Это должно стать для производителей нефтепродуктов стимулом для активного участия в биржевых торгах. Но при этом ФАС вводит ряд условий для нефтяных компаний.

"Объем товара, продаваемого на бирже, должен составлять не менее 20% от объема производства хозяйствующего субъекта (его группы лиц), не занимающего доминирующего положения на рынке такого товара, и не менее 10% от объема производства хозяйствующего субъекта (его группы лиц), занимающего доминирующего положения на рынке такого товара", - указывается в документе.

Обязательный процент

Стоит отметить, что в другом варианте законопроекта (текст есть в распоряжении редакции), говорится уже об обязательной продаже 15% для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Этот текст обсуждался 14 июля на встрече руководства ФАС с топ-менеджерами крупнейших нефтяных компаний (ЛУКОЙЛа, "Газпром-нефти", "Роснефти", ТНК-ВР) и представителями товарных бирж.

В целом дискуссия прошла весьма конструктивно, но ряд положений законопроекта вызвал вопросы у собравшихся. Прежде всего, это объем обязательной продажи нефтепродуктов на бирже. Нефтяники посчитали, что 15% - это слишком много, а 10% - это максимально возможная планка. Причем лучше, если эта цифра будет считаться не от общего объема производства, а от емкости внутреннего рынка.

При применении нормы в том виде, как она предлагается ФАС, возникает серьезный риск срыва долгосрочных контрактов на поставку топлива, нехватки ресурсов для загрузки собственных сбытовых сетей и даже остановки нефтеперерабатывающих заводов. Проблема в сложной логистике (большие расстояния, неравномерное распределение НПЗ по стране) и ограниченных мощностях по резервированию продукции.

Представители нефтяных компаний напомнили ФАС, что в мире нет таких высоких значений по биржевым продажам топлива. Возникли также вопросы и по таким пунктам, как определение базиса поставки и требования к стартовой цене. В законопроекте написано, что стартовая цена для продавцов, занимающих доминирующее положение на рынке, "определяется как средневзвешенная цена по сделкам предыдущей торговой сессии с минимальным отклонением 15%". Присутствовавший на встрече замруководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Сергей Харламов отметил, что это положение требует тщательного рассмотрения и уточнения, поскольку это порождает очень существенные скачки для участников торгов.

Не надо давить

Глава ФАС Игорь Артемьев не стал делать категоричных выводов по итогам встречи. Он предложил всем ее участникам в недельный срок направить свои предложения по совершенствованию законопроекта.

Представитель ЛУКОЙЛа, говоря о предложениях ФАС, подчеркнул, что компания в целом поддерживает инициативу антимонопольного ведомства, поскольку это поможет наконец-то сформировать российский рыночный маркер, установить критерии при определении монопольно высокой цены и отказаться от бесконечного обсуждения формулы цены, жестко привязанной к экспортному паритету.

Очевидно, что с появлением "рыночного маркера" повысится и общая прозрачность топливного рынка, а у чиновников будет меньше возможностей для принятия субъективных решений при применении антимонопольного законодательства. Ну и, естественно, это даст толчок дальнейшему развитию биржевой торговли и повысит уровень конкуренции в стране. В тоже время, по словам представителя ЛУКОЙЛа, компания полагает, что для развития биржевой торговли необходимо снижать транзакционные издержки для ее участников, нужно установить крупные, высоколиквидные базисы поставок, правила участия и проведения торгов следует сделать простыми и понятными, а административное воздействие на весь процесс должно быть минимальным.

"Процесс биржевой торговли должен оставаться максимально свободным от вмешательства всевозможных регулирующих органов, - говорит представитель ЛУКОЙЛа. - Механизм привлечения коммерческих организаций должен основываться на экономической заинтересованности, а не на административной дубине".

Обозреватель Олег Туровский