Interfax-Russia.ru - Единый государственный экзамен в ближайшие недели сдадут более миллиона школьников. Пока они, волнуясь, заполняют бланки, взрослые продолжают спорить о недостатках и преимуществах ЕГЭ.
В этом году единый госэкзамен более не эксперимент, а обязательная форма госаттестации. Со вторника, 26 мая, на территории России испытаниями по биологии и информатике стартовал ЕГЭ-2009. В этот день экзаменационные аудитории наполнили 270 тысяч ребят. Всего до 19 июня тесты по разным предметам пройдет чуть более 1 млн человек, из которых 950 тысяч - выпускники этого года, сообщил накануне Рособрнадзор.
Обязательными для сдачи в этом году являются русский язык и математика. Остальные экзамены будущие абитуриенты вузов и ссузов выбирают по своему желанию. Всего по стране поступило свыше 3 млн 700 тысяч заявлений для сдачи ЕГЭ по всем предметам, отмечают в ведомстве. Получается, что в среднем российские школьники собираются сдавать по три-четыре экзамена - два обязательных и один-два на выбор - в зависимости от того, куда они хотят поступать.
Основные даты экзаменов определены: 29 мая школьники будут сдавать русский язык, 1 июня - географию и литературу, 4 июня - математику, 8 июня - иностранные языки, 11 июня - обществознание и химию, 15 июня - историю и физику. Для тех, кто по уважительным причинам не сможет сдать экзамены вовремя, будут назначены резервные дни. При этом больше всего времени - 4 часа - отводится на экзамены по математике, литературе, информатике, 3,5 часа - на физику, историю и обществознание. В течение трех часов будут проходить экзамены по русскому языку, биологии, географии, химии, а меньше всего - 160 минут - полагается на ЕГЭ по иностранным языкам. В ведомстве уточняют, что в продолжительность экзаменов, разумеется, не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия, например, инструктаж участников ЕГЭ, вскрытие пакетов с экзаменационными материалами, заполнение полей регистрации на бланках и т.д.
Недавно о своей поддержке новой формы госаттестации заявил президент России Дмитрий Медведев. "В отличие от многих пессимистов, я не разделяю отрицательного отношения к ЕГЭ. Я считаю, что несмотря на издержки переходного периода, это более цивилизованный и современный способ определения уровня знаний", - сказал глава государства за пару недель до первой волны госэкзаменов. Президент подчеркнул, что общался "с непредвзятыми наблюдателями, которые считают, что по многим позициям ЕГЭ в России намного лучше, чем в других странах".
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко - один из главных сторонников введения обязательных и единых госэкзаменов. "Уверен, что те результаты, которые будут в этом году получены, покажут, что этот экзамен дает гораздо лучшие возможности ребятам со всей России более успешно построить свое будущее", - сказал министр журналистам на днях в ходе рабочей поездки в Ханты-Мансийск.
Кроме того, считает он, ЕГЭ позволит оценить качество школьной подготовки и исправить недостатки школьного образования. По словам Фурсенко, опросы общественного мнения в регионах показывают, что большая часть родителей и выпускников принимают ЕГЭ и считают, что он действительно дает дополнительные возможности. "Любое новое всегда воспринимается с некоторым опасением, особенно, если это новое затрагивает наших детей. Я думаю, что эти опасения имеют основание, но они связаны не с ЕГЭ, а с тем, что очень многие нововведения приносили нам больше нервотрепки, чем результатов", - сказал министр. Он подчеркнул, что сегодня главная задача - не нервировать детей и их родителей, а дать ребятам возможность подготовиться к экзаменам.
Но дети нервничают. И во многих случаях, говорят эксперты, совсем не потому, что им не хватает полученных в школе и у репетиторов знаний, а потому, что существует много недочетов в масштабном эксперименте, болезненно входящем в жизнь подрастающего поколения в виде чего-то неизбежного и - если почитать СМИ - спорного. Противники ЕГЭ обращают внимание как на его системные недочеты, так и на такие детали, как неоднозначные или ошибочные вопросы в самих экзаменационных текстах.
Так, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков в разговоре с Interfax-Russia.ru отметил, что в прошлом году, например, нередко возникали ошибки в графах "А" и "В" - "либо из-за компьютерного сбоя, либо из-за неверного сканирования бланков с ответами, машина воспринимала вместо "единиц" "семерки", путала цифры "3", "5" и "9". В итоге, отличники получали более низкие баллы, а двоечники незаслуженно высокие. Неадекватными зачастую были и решения экспертов по ответам в графе "C", где предусмотрено самостоятельное изложением мыслей сдающего экзамен, а не рисование галочек в нужных клеточках. "Какая уж тут объективность! ЕГЭ - это попытка сделать универсальную тотальную форму оценки знаний, но ведь такого не бывает", - считает эксперт.
Кстати, на днях Верховный суд РФ подтвердил законность ЕГЭ, а одним из истцов к Минобразования выступал Комков. Он представлял интересы родителей школьников. По его мнению, существующий порядок проведения ЕГЭ нарушает права человека. "900 тысяч учеников поставлены в такое положение, когда они не знают, что им сдавать", - заявил он ранее журналистам.
Впрочем, глава фонда образования до сих пор не получил мотивировочную часть решения Верховного суда, подтвердившего законность Единого государственного экзамена, что до сих пор не позволяет ему подать кассационную жалобу. "Прошло десять дней с тех пор, как объявили решение, а мотивировочного решения мы так и не получили" - сообщил он и подчеркнул, что если кассационная инстанция останется на этой же позиции, истцы обратятся в Европейский суд по правам человека.
Самое ужасное, говорит Комков, что десятки тысяч выпускников 2009 года рискуют оказаться в подвешенном положении - без документа об образовании. "До 12% по прогнозам не сдадут русский язык и математику, а значит попросту останутся без аттестатов", - добавил собеседник Interfax-Russia.ru, напоминая, что в этом году "двойки" по ЕГЭ никто не будет переводить в "тройки" в аттестатах, как это было раньше (правило "плюс один балл").
Это одна из главных причин, по которым критика ЕГЭ звучит с новой силой. Даже несмотря на то, что в середине мая Рособрнадзор сообщил - "двойки" по обязательным предметам можно будет пересдать. Так, 17 июня можно будет пересдать русский язык, 20-ого - математику. "А если не пересдадут, что тогда?", - спрашивают в ответ противники ЕГЭ. Тогда, говорят чиновники от образования, выпускник, действительно, не получит аттестат, а останется на попечении родной школы до ЕГЭ-2010.
Отметим, что не только представители образовательной и родительской общественности высказываются критически в адрес существующих порядков сдачи экзаменов. Так, спикер Совета Федерации Сергей Миронов считает преждевременным делать выводы о дальнейшей судьбе Единого госэкзамена. "По сути, настоящий эксперимент по ЕГЭ только начинается. То, что проводилось в последние годы под видом эксперимента, конечно же, на самом деле, никаким экспериментом не является", - заявил Миронов "Интерфаксу".
Он пояснил - этот "так называемый эксперимент не помог найти какое-то оптимальное решение вопроса об оценке знаний выпускников школ". "Напротив, только обострились разногласия по этой проблеме и среди педагогической общественности, и среди учеников и родителей, да, собственно, и во всем нашем обществе. Но механизм ЕГЭ запущен, и останавливать его сейчас было бы жестоко по отношению к выпускникам", - отметил Миронов.
"Думаю, что ближайшие недели дадут нам богатый материал для выводов о ЕГЭ, а за ними, не сомневаюсь, последуют и принципиальные решения", - добавил спикер СФ. Он напомнил, что Совет Федерации в качестве законодательной инициативы направил в Госдуму законопроект, предусматривающий сдачу ЕГЭ на добровольной основе. "Мы будем ждать реакции наших коллег по нижней палате парламента, и надеемся, что они поддержат нашу законодательную инициативу", - сказал Миронов.
Впрочем, немало и тех, кто все же считает ЕГЭ универсальным способом проверки знаний и полагает, что способный выпускник все равно может сдать на высокий балл любой предмет, а провальные показатели почти по всем предметам в том же 2008 году - грустная, но объективная реальность. "Нужно принимать это как данность - единый госэкзамен наглядно показывает нам ситуацию в образовании", - выразил мнение в беседе с Interfax-Russia.ru ректор Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский. Правда, он сделал оговорку - сами задания экзаменов надо все-таки совершенствовать.
Между тем, в Рособрнадзоре говорят, что в этом году подготовились к ответственному периоду как следует. К примеру, то, что обработка результатов сдачи ЕГЭ пройдет без сбоев, пообещала лично глава Рособрнадзора Любовь Глебова, отметив, что "эта процедура не вызывает опасений".
Кроме того, за проведением экзаменов на местах в этом году будут следить общественные наблюдатели. "В соответствии с положением о Едином государственном экзамене, в любом пункте приема экзамена должен быть обеспечен доступ тем, кто называется общественными наблюдателями", - сообщила Глебова в эфире телеканала "Вести" в понедельник. По ее словам, общественные наблюдатели заранее аккредитовались, чтобы получить право контролировать сдачу ЕГЭ. Эту функцию могут выполнять журналисты, активисты общественных организаций, эксперты в той или иной области.
Она отметила, что в текущем году к этой работе проявила большой интерес Общественная палата РФ, члены которой обратились к региональным Общественным палатам законодательных собраний с предложением подключиться к наблюдению. Глебова подчеркнула, что общественное наблюдение - это "незаменимый элемент контроля" над проведением ЕГЭ.
И, наконец, Глебова настоятельно рекомендовала не верить "бесчисленным мифам о ЕГЭ", а также сайтам, предлагающим ответы на вопросы экзаменов - все они, как считают в ведомстве, просто наживаются на страхе школьников либо их желании максимально упростить себе задачу. На сегодняшний день в "черном" списке ведомства более 90 сайтов, предлагающих "готовые решения".
Добавим, что в этом году Рособрнадзор планирует провести еще один эксперимент. Ведомство планирует провести мониторинг успеваемости студентов первого курса в сравнении с их результатами сдачи ЕГЭ. "В этом году мы предполагаем провести мониторинг знаний студентов, которые поступят по результатам ЕГЭ. Этот мониторинг предполагается вести в ходе первого семестра и по итогам первой экзаменационной сессии", - сообщила Глебова, добавив, что эксперимент не повлияет на положение учащихся в их вузах. По словам главы Рособрнадзора, мониторинг планируется проводить не во всех вузах, а выборочно. Так и хочется задать вопрос - не слишком ли много экспериментов для запуганного образовательными реформами поколения?
Обозреватель Сергей Нагорный