Interfax-Russia.ru – Организаторов телевикторины на канале "7ТВ" подозревают в мошенничестве и в сговоре с операторами сотовой связи.
Наверное, каждый, сидя с пультом у экрана телевизора, хоть раз да натыкался на передачу, в которой ведущий предлагал зрителям из представленных букв угадать слово или правильно решить математическую задачку, переместив одну из спичек. Причем угадать правильный ответ непременно предлагалось, позвонив по сотовому телефону или отправив sms.
Как правило, предложенные "интеллектуальные задачки" довольно просты, однако, как правило, до самого конца эфира никто не может дать правильный ответ, да и звонки в студию поступают крайне редко. Лишь в конце передачи почти отчаявшийся ведущий телевикторины, который к тому же неоднократно в процессе "игры" повышает ставки за правильный ответ, наконец-то добивается от дозвонившегося "счастливчика" адекватного решения "задачки".
И хотя по сравнению с предыдущими годами количество таких телепрограмм значительно снизилось, любителей легкой наживы среди обывателей по-прежнему немало, а, следовательно, телевикторины востребованы и появляются все новые и новые варианты.
И вот, наконец, на странные телеигры обратили внимание в милиции. "В управление поступили многочисленные заявления от граждан о возможных мошеннических действиях со стороны руководителей телевикторины "Спортмания", выходящей в эфир на телеканале "7ТВ", - рассказал "Интерфаксу" официальный представитель управления по борьбе с экономической преступностью ГУВД Москвы Филипп Золотницкий.
Из заявлений возмущенных граждан следовало, что, пытаясь приять участие в викторине, они звонили со своих мобильных телефонов по указанным в программе номерам. После соединения оператор предлагал ожидать выхода звонка в эфир. Каждые 5-10 минут оператор просил не вешать трубку и ожидать ответа ведущей. После длительного ожидания связь с оператором обрывалась, звонок в эфир не выводился, хотя телевикторина при этом продолжалась. После телефонного разговора со счета дозвонившегося абонента списывались большие суммы, а перерасход денежных средств записывался в долг.
Как рассказал журналистам замначальника УБЭП ГУВД Москвы Юрий Корнюшин, в ходе следственного эксперимента сотрудники милиции звонили в "Спортманию" 37 раз в течение получаса, но ни один из звонков так и не был выведен в эфир. При этом на связи звонившие удерживались до обнуления счетов их мобильных телефонов. Корнюшин заметил, что в ходе викторины в эфир "дозванивались" сотрудники компании-организатора и давали заведомо неправильные ответы для того, чтобы "подогреть" интерес зрителей.
Хотя замначальника столичного УБЭП не назвал сумму, на которую смогли обогатиться устроители викторины, он отметил, что объем хищений, совершенных организаторами викторины "Спортмания", "очень большой".
По фактам обращений граждан возбуждено уголовное дело по ст.159, ч.2 УК РФ ("мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору"), а ГУВД призвало всех пострадавших от действий организаторов телевикторины "Спортмания" обратиться с заявлением в УБЭП ГУВД города Москвы. А пока идет расследование этого уголовного дела, ГУВД решило проверить другие фирмы, проводящие подобные телевикторины.
В настоящее время также проверяется то, насколько правомерно снимали деньги со счетов абонентов, звонивших в телевикторины, в частности, в "Спортманию" на телеканале "7 ТВ". Кроме того, столичное ГУВД проверяет версию о возможном сговоре между организаторами мошеннических телевикторин и операторами сотовой связи.
Между тем, хотя телекомпания "7 ТВ" прекратила отношения с организаторами этой викторины – ООО "Активити", в настоящее время на этом же канале появилось новое "интерактивное шоу".
На официальном сайте телекомпания предлагает зрителям поучаствовать в телевикторине "Алло, Гавайи", в ходе которой в прямом эфире также предлагается решить интеллектуальное задание. В течение телепрограммы зрителям дается возможность выиграть приз не менее 5 тысяч рублей. Принцип проведения викторины не нов: лицо, позвонившее во время прямого эфира, "действуя в соответствии с инструкциями электронного оператора, имеет возможность встать в очередь желающих попасть в эфир". По ходу телепередачи, "исходя из целесообразности художественного наполнения ТВ-шоу", редактор принимает решение о выводе звонков в прямой эфир в порядке очереди. Причем, "в случае выявления каких-либо ошибок, неправильного понимания или спорной ситуации, касающихся викторины и/или действия телефонной связи, либо правильности любого ответа, решение организатора является окончательным и не подлежит обжалованию".
Примечательно, что, согласно информации, размещенной на сайте "7ТВ", "викторина проводится в целях пропаганды здорового образа жизни и популяризации экстремальных видов спорта". Организатором этой телевикторины значатся ООО "Панга М" и ООО "Неолайн". Кстати, в последней компании Interfax-Russia.ru затруднились сказать, какие действия предпримут организаторы телевикторины в связи с намечающейся проверкой УБЭП ГУВД Москвы, там лишь обещали "принять к сведению" эту информацию.
Впрочем, как считают наблюдатели, суть телевикторин, независимо от того какие цели они декларируют – пропаганда спорта или "просто развлечение" в прямом эфире – одна. Выиграть в таких телеконкурсах практически невозможно. И теперь это признают даже в милиции.
Интересно, что в начале года лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы РФ Владимир Жириновский уже обращался к министру связи и массовых коммуникаций Игорю Щеголеву с просьбой сократить количество "жульнических" телепрограмм или полностью убрать их из сетки вещания. Такими передачами Жириновский считает многочисленные "викторины", где зрителю предлагается отгадать слово или выполнить другое элементарное задание, а ответ прислать c помощью sms-сообщения или сделать платный звонок на определенный номер.
"Ведущие подобных "игр" лишь провоцируют зрителей на отправку сообщений или совершение звонков, информация о стоимости которых представлена мелким шрифтом и трудно заметна. Не только подростки, но и взрослые люди подчас не могут понять, что после отправки ответа на предложенную загадку баланс денег на их мобильном телефоне заметно сокращается, а за звонок с городского номера вскоре придет изрядный счет", - цитировала руководителя ЛДПР пресс-служба партии.
"Многочисленные "викторины", для участия в которых надо отправить дорогостоящее sms-сообщение или сделать платный звонок, нужны только их организаторам для зарабатывания денег, а зрителям не несут ничего интересного и полезного", - подчеркнул Жириновский. "Лохотронам не место на российском телевидении", - резюмировал он.
Кстати, об этом еще два года назад говорили и в Российской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ), предлагая приравнять телевикторины к азартным играм. По мнению заместителя исполнительного директора РАРИБ Самуила Биндера, все, что связано с выплатами денег, которые человек не заработал, а получил лишь за то, что что-то угадал или сделал ставку и выиграл, относится к игорному бизнесу. Причем, как сказал Interfax-Russia.ru Биндер, если в игорном бизнесе есть шанс получить выигрыш, то участник телевикторины априори останется проигравшим.
"Все эти телевикторины – чистой воды лохотрон, - считает заместитель исполнительного директора РАРИБ. – Причем, в самом неприглядном виде". По его словам, по своему цинизму организаторов телевикторин вполне можно приравнять к "наперсточникам". "Суть одна", - полагает Биндер.
По его мнению, запрещать подобные "игры" надо было сразу же, как они появились на телевидении, а столь длительное бездействие контролирующих органов он считает "типичным ярким примером безразличия и нежелания работать". Правда, при этом собеседник Interfax-Russia.ru положительно оценил то, что правоохранительные органы наконец-то обратили внимание на давнюю проблему.
Впрочем, несмотря на обострившееся вдруг внимание правоохранителей к организаторам телевикторин, доказать факт обмана будет достаточно сложно. Дело в том, что юридический статус таких "игр" законодательно не определен – то ли азартные игры, то ли лотереи, то ли безобидные конкурсы. И, как говорят эксперты, пока государство не найдет для телевикторин особую законодательную узду, мошенники теми или иными способами продолжат обогащаться за счет доверчивых зрителей.
Обозреватель Анастасия Николаева