Interfax-Russia.ru - "День без автомобиля" в России мало чем отличался от любого другого дня, а запомнился лишь курьезами, приключившимися с чиновниками.
В день проведения международной экологической акции "День без автомобиля" информационный ресурс "Яндекс. Пробки" не опускал планку загруженности магистралей в Москве ниже 5 баллов из 10 возможных. Ближе к концу рабочего дня заторы на столичных дорогах уже оценивались в 7 баллов.
Впрочем, еще утром было ясно - большую часть москвичей, владеющих личным авто, не прельстила идея отправиться на работу или по другим делам на общественном транспорте. Акция, которая проходит в столице во второй раз, осталась почти незамеченной населением.
Накануне генеральный директор ГУП "Мосгортранс" Петр Иванов заявил о том, что участие в акции 22 сентября является добровольным. "В отличие от других городов мы не будем принимать никаких административных мер и надеемся на сознательность наших автомобилистов. Мы признаем право москвичей самим выбирать способ передвижения, будь то автобус, трамвай, троллейбус или метро", - рассказал ранее Иванов на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".
Он привел примеры из международного опыта. Так, в этот день в Брюсселе перекрываются все улицы, в Нью-Йорке закрываются крупные магистрали, в Париже перекрывают улицы в центре города, а в Колумбии за использование автомобиля в этот день взимается штраф в 160 долларов.
В Москве на успех акции не повлияло даже то, что в "День без автомобиля" стоимость разового проездного билета на общественный транспорт была снижена в два раза, а по городу курсировали 350 дополнительных автобусов, трамваев и троллейбусов.
Ранее первый заместитель мэра в правительстве Москвы Петр Бирюков заявил "Интерфаксу", что столичные чиновники 22 сентября будут добираться на работу на общественном транспорте. "Московские чиновники должны своим примером показать, как надо беречь экологию", - сказал Бирюков.
Действительно, журналисты без труда выяснили, на своих двоих в этот необычный день на работу прибыли многие московские чиновники, в том числе первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк, глава департамента транспорта и связи Василий Кичеджи, заместитель мэра Валерий Виноградов и многие другие. Начальник столичной Госавтоинспекции генерал майор Сергей Казанцев приехал на службу на троллейбусе.
Курьезная история произошла с новым префектом Северного округа Олегом Митволем, который поехал на работу на метрополитене и, по его собственному признанию, заплутал в столичной подземке. Другой префект - Центрального округа Москвы - Алексей Александров на заседание правительства тоже приехал на метро, а, добравшись, похвалил этот вид транспорта: "Очень удобно и комфортно".
Не совсем обычную альтернативу автомобилю избрал первый замруководителя жилищной политики и жилищного фонда Москвы Николай Федосеев. Он доехал до работы на велосипеде, причем выяснилось, что за последние 13 лет чиновник исколесил на двухколесном друге 18,5 тысяч километров. "Езжу по полгода - с апреля до середины октября", - признался журналистам чиновник, чем немало их удивил.
Среди тех, кто решил "пережить" отсутствие автомобиля в метро, оказался и лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский. Утром во вторник он сошел на станции метро "Охотный Ряд", чтобы присоединиться к коллегам-парламентариям. Правда, его комментарий к акции носил скорее ироничный характер. "Нам надо приучить себя сначала один день обходиться без личного автотранспорта, потом каждую неделю, квартал, месяц. Привыкнем и станем исключать автомобили из своей жизни", - приводит слова Жириновского его пресс-служба. Но если серьезно, продолжил лидер ЛДПР, то, отказываясь хотя бы раз в год от автомобиля, "мы сделаем воздух чище и уменьшим огромное количество вредных выбросов в атмосферу".
Впрочем, во вторник воздух в Москве, увы, так и не стал чище. Об этом незадолго до выхода публикации сообщили "Интерфаксу" в государственном учреждении Мосэкомониторинг. "Значения, зафиксированные станциями контроля вблизи магистралей, либо превысили показатели понедельника, либо остались на прежнем уровне", - сказал собеседник агентства. Он отметил, что концентрация углеводородов превышает среднегодовые показатели на отдельных станциях на 5-10%. Устроители акции могут записать себе в актив лишь "небольшое снижение концентрации угарного газа в воздухе".
"День без автомобиля" отмечали не только в Москве, но и в Екатеринбурге, Белгороде, Волгодонске, Калининграде и в нескольких других крупных и средних российских городах. Все они принимают участие в акции впервые, поэтому на то, что на их улицах станет намного меньше пробок, никто особо не рассчитывал. Но почин - это уже хорошо, говорят в мэриях этих городов.
Между тем, для Калининграда - одного из самых "автомобилизированных" городов России - подобная акция не менее актуальна, чем для столицы России. В городе нередки дорожно-транспортные происшествия, пробки в часы "пик", загазованность. По данным местных экологов, наибольшее негативное воздействие на воздушную среду города оказывает именно автомобильный парк. На его долю приходится более 87% всех выбросов в атмосферу.
Как считает вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский, "День без автомобиля" в России пока лишь дает повод чиновникам лишний раз напомнить о себе, а до простых граждан и вовсе "не достучаться". "Возможно, за рубежом в этом дне есть смысл, но в Москве - это голый пиар и подражательство зарубежным тенденциям", - заявил он журналистам во вторник.
Эксперт считает, что в России, а особенно в Москве, многие не просто не могут отказаться от машины на день добровольно, но и не могут себе такого представить. "Жители Москвы привыкли к автомобилю. Авто - это и место ожидания, и место слежки, иногда место любовного свидания. Человек привык в течение дня класть в машину белье, полученное из прачечной, свитер из химчистки, продукты из магазина. На автомобиле родители забирают детей из детского сада. Ни один общественный транспорт этого не заменит", - объяснил Ольшанский.
Добавим в заключение, что традиция проводить "День без автомобилей" зародилась во Франции в 1998 году. Тогда этот день отметили всего около двух десятков городов. К 2001 году к движению официально присоединились более 1 тыс. городов в 35 странах мира.
Обозреватель Максим Кирчатов