Россия / Точка зрения 19 августа 2016 г. 17:06

Министр для нового подхода

Interfax-Russia.ru – Начало нового учебного года Россия встретит с новым министром образования. Находившегося на этом посту последние четыре года Дмитрия Ливанова сменит Ольга Васильева.

Министр для нового подхода
© РИА Новости. Дмитрий Астахов

Предложение назначить новым главой министерства образования и науки РФ сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву озвучил на рабочей встрече в севастопольском аэропорту Бельбек глава российского правительства Дмитрий Медведев.

Он в частности, отметил, что правительство ускорило работу по приоритетным проектам, в том числе в сфере образования.

"Для того, чтобы воплотить в жизнь те идеи, которые были сформулированы, требуются и новые подходы, и новые полномочия, а в ряде случаев - и новые люди", - отметил он.

После чего Медведев предложил на смену Дмитрию Ливанову назначить Ольгу Васильеву.

По словам премьер-министра, Васильева начинала свою деятельность как учитель, после чего работала в системе Академии наук и имеет опыт работы в государственной службе - как в аппарате правительства, так и в администрации президента.

"Мне кажется, она способна реализовать эти новые задачи", - сказал Медведев.

"Хорошо, мы так и сделаем, согласен", - поддержал премьер-министра президент России Владимир Путин.

Он назвал предыдущего министра Дмитрия Ливанова "человеком с характером".

"Разумеется, его опыт должен быть использован и в других сферах и областях. Ему будет предложена работа спецпредставителя президента РФ по торгово-экономическим связям с Украиной", - сообщил глава государства.

По мнению Путина, личные и деловые качества бывшего министра помогут в строительстве и возрождении экономических связей с соседним государством.

В свою очередь, первый замглавы думского комитета по международным делам Леонид Калашников не исключил, что Ливанова может ждать дальнейшее продвижение уже на дипломатической службе.

"Ливанов в должности спецпредставителя президента РФ по торгово-экономическим связям с Украиной не сможет восполнить отсутствие российского посла в этой стране, хотя, возможно, он начнет активно действовать в рамках отведенных ему полномочий", - сказал Калашников "Интерфаксу".

Он также предположил, что, "может, Ливанова готовят к назначению будущим послом на Украине".

В свою очередь, президент Российской академии наук Владимир Фортов назвал отставку Дмитрия Ливанова с поста руководителя Минобрнауки ожидаемым решением.

Он добавил, что приветствует решение главы государства в связи с конфронтацией между Минобрнауки и РАН после реформы академии.

Фортов уточнил, что пока он с новым министром не общался, но выразил надежду, что рабочий контакт в скором времени будет установлен.

Помощник президента России Андрей Фурсенко также не исключил, что одной из причин смены руководства Минобрнауки стали натянутые отношения между экс-министром и Российской академией наук.

"Это, наверное, тоже надо иметь в виду. Видимо, с точки зрения, я бы сказал так: формы - не всегда был корректен Дмитрий Викторович (Ливанов - ИФ)", - сказал Фурсенко "Интерфаксу".

Он подтвердил, что конфликт между РАН и Минобрнауки "когда-то был", но заметил, что в последнее время он отошел "на задний план".

Председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов полагает, что после назначения на пост министра образования Ольги Васильевой на первый план выйдут вопросы содержания образования и диалога с педагогическим сообществом.

"Как мне представляется, это изменение означает то, что министерству образования хотят придать человеческое лицо, подчеркнуть важность налаживания диалога с педагогическим сообществом", - сказал Никонов журналистам.

По словам главы комитета Госдумы по образованию, "в последние годы разговор, чему учить, шел крайне редко - обсуждались цифры, графики, о содержании образования речи не шло".

"Сегодня на первый план выйдет как раз содержание образования, а не только укрупнения вузов, закрытия, реструктуризации, оценка эффективности и подсчет количества публикаций в иностранных журналов", - заметил Никонов.

Он добавил, что комитет Госдумы по образованию работал с министерством "по многим вопросам, и по многим вопросам были серьезные споры".

"Особенно это касалось вопросов оценки эффективности работы вузов, слияния вузов. Со стороны педагогического сообщества звучали жалобы на рост формализма в работе, заметное увеличение разного рода отчетностей, отсутствие обратной связи с ведомством", - сказал Никонов.

В свою очередь, как заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов, экс-министр образования Дмитрий Ливанов потерял свою должность, поскольку лишился поддержки профессиональной среды.

При этом, новый министр Ольга Васильева имеет хорошие качества, которые позволят ей слушать и слышать педагогическое сообщество, считает парламентарий.

"Она хорошо знает систему общего образования, то есть школы, она четко понимает, чем живут вузы, потому что эта среда ей тоже не чужда, и она хорошо знает, чем живет Российская академия наук, то есть, как работает научная сфера", - сказал он.

По мнению замглавы комитета, ей предстоит также решить "искусственные" проблемы в министерстве.

"Я однозначно воспринимаю ее кандидатуру как хорошее кадровое решение, я приветствую это назначение, я понимаю, что ей сейчас предстоит разгребать многие проблемы, которые были искусственно сгенерированы, ей предстоит подбирать работоспособную команду, вычистить из министерства образования непрофессионалов, которые там тоже сейчас есть на руководящих должностях. С тем бэкграундом, который у нее есть, она справится. Главное, что она сможет слушать и слышать людей и педагогическое сообщество", - сообщил Бурматов.

Между тем, сама новый министр образования Ольга Васильева заявила, что своей главной задачей на новом посту видит заботу об учителях. "Главная задача - забота об учительстве, поскольку учитель - это главный человек в процессе образования", - заявила "Интерфаксу" Васильева.

"Учитель работает с детьми, он несет важнейшую миссию. Сегодня у нас дети, завтра у нас народ", - сказала министр.

По ее словам, помощь учителям в решении сложных проблем должно оказать экспертное сообщество. "Третий момент, и это очень важно: переосмысление того, что у нас уже было, у нас есть прекрасный опыт прошедших поколений, включая XIX и ХХ века", - отметила новый министр образования.

Она подчеркнула, что считает очень важным заботу о материальном положении учителей. "Забота об учителе - это комплексная задача. И "майские указы" должны неукоснительно выполняться", - сказала министр.

По ее словам, необходимо также совершенствовать систему повышения квалификации учителей.

На вопрос, нуждается ли в реформе единый государственный экзамен, Ольга Васильева сказала: "Нам нужно осмыслить то, что есть, взять все лучшее и двигаться вперед".

При этом, новый министр оставила пока без ответа вопрос о возможных кадровых перестановках в этом ведомстве.

Обозреватель Алексей Дружников

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook