Россия / Точка зрения 9 ноября 2009 г. 15:15

Молчаливое крушение

Interfax-Russia.ru – Самолет Минобороны РФ внезапно рухнул в акваторию Татарского пролива, не успев подать сигнал бедствия. Тела 11 членов экипажа и "черные ящики" воздушного судна продолжают искать.

            Противолодочный самолет Тихоокеанского флота России (ТОФ) Ту-142М3 разбился в Татарском проливе, разделяющем остров Сахалин и материк, поздним вечером в пятницу. Как сообщили Interfax-Russia.ru в управлении информации Минобороны РФ, воздушное судно двигалось со стороны Охотского моря, оно выполняло тренировочный полет "в соответствии с планом боевой подготовки, однако на завершающем этапе полета над акваторией Татарского пролива связь с экипажем прервалась, и отметка самолета исчезла с экранов наземных радиолокационных станций".

            По данным МЧС России, всего на борту самолета находились 11 членов экипажа. Как предполагают источники "Интерфакса", близкие к расследованию катастрофы, все находившиеся на борту самолета люди погибли. Об этом, в частности, говорит характер обломков, которые к настоящему моменту удалось собрать спасателям и военнослужащим.

            Согласно последней информации МЧС Хабаровского края, еще в ночь на субботу в районе мыса Садинга севернее бухты Силантьева удалось обнаружить первые обломки упавшего самолета. Жуткие свидетельства ЧП извлек морской буксир "Тунгуй", участвовавший в поисково-спасательной операции. Эта находка была не случайной. Как рассказали спасатели, ранее с помощью эхолота на глубине 44 метров был обнаружен обломок, который предположительно принадлежит упавшему самолету. "Здесь же на водной глади просматриваются предметы, которые могут быть имуществом и фрагментами обшивки самолета", - сказали в МЧС. Оперативный штаб позднее официально подтвердил, что найденные элементы фюзеляжа действительно принадлежат самолету Ту-142М3.

            Поиск экипажа и фрагментов воздушного судна продолжаются в круглосуточном режиме, работы не останавливаются ни на минуту, рассказывают спасатели. Несмотря на то, что поисковая зона относительно невелика – 15-20 км от побережья – ухудшившаяся из-за циклона погода сильно затрудняет их работу. Водолазы, которые также задействованы в поисковой операции, сетуют на сильное течение. "Из-за такой погоды прозрачность воды не превышает пяти метров", - объяснили "Интерфаксу" в пресс-службе ТОФ.

            Вместе с тем, как сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в понедельник источник в местном военном гарнизоне в поселке Монгохто, усилившаяся морская волна начала выбрасывать фрагменты самолета на берег, их собирают военнослужащие гарнизона, где стоял на вооружении разбившийся самолет.

            Обследовать и поднять корпус самолета пока невозможно. Виной тому не только ненастье, но и отсутствие спецтехники. Как ожидается, во вторник к месту крушения прибудет спасательное судно Тихоокеанского флота РФ "Алагез". Оно везет специальные глубоководные аппараты "Тайгер" и "Обзор", обитаемый подводный аппарат АС-30, а также новейший поисково-обследовательский комплекс "Кальмар". Они позволят значительно увеличить эффективность поиска крупных и мелких объектов на морском дне.

            По словам немногочисленных очевидцев трагедии, Ту-142М3, снижавшийся над Татарским проливом для посадки, резко свалился в воду. "Я ехал по трассе Невельск-Холмск и видел, как самолет сначала кувыркался в воздухе, а затем рухнул в море", - приводит в понедельник версию произошедшего одного из местных жителей газета "Известия". Рыбаки, выходившие на промысел в тот вечер, отмечают другую деталь – в момент катастрофы они увидели на горизонте небольшую вспышку. "Рыбаки видели, что очень низко прошел самолет, - сообщил "Российской газете" министр по чрезвычайным ситуациям Хабаровского края Иван Сыч. - По словам рыбаков, на горизонте при соприкосновении его с водой произошла какая-то вспышка. Они не могут точно сказать, в воздухе ли он взорвался".

            Наземные службы подтвердили – никаких сигналов бедствия экипаж не подал, непосредственно перед исчезновением с радаров в эфире переговоров с воздушным судном установилась полная тишина. За считанные минуты до этого, когда машина летела на высоте, по одним данным около 1200 метров, а по другим – не более 500 метров, командир экипажа майор Вадим Капкин в последний раз вышел на связь с базой и спокойным тоном сказал, что снижение машины проходит в штатном режиме. В Минобороны отмечают, что Капкин – бывший летчик-истребитель, опытнейший специалист, прослуживший в военной авиации почти четверть века.

            Последнее обстоятельство не позволяет пока рассматривать человеческий фактор в качестве приоритетной версии катастрофы. Главной причиной трагедии пока считаются серьезные технические неполадки, возникшие непосредственно в полете.

            Об этом, в частности, незадолго до публикации этого материала сообщил "Интерфаксу-АВН" источник, близкий к комиссии по расследованию авиационного происшествия. "Имеющиеся данные о последних минутах полета самолета, который потерпел крушение над акваторией Татарского пролива, свидетельствуют о том, что причина крушения кроется в отказе техники", - сообщил собеседник агентства.

            Он подтвердил информацию, что связь с экипажем самолета прервалась после того, как командир корабля запросил разрешение на третий разворот "большой коробочки", то есть при выполнении предпосадочного маневра. При этом скорость самолета была относительно небольшой – около 350 км/ч. "Очевидно, на самолете возникла техническая неисправность, которая практически мгновенно ухудшила его аэродинамические свойства. Другими словами, у экипажа практически не было времени не только на то, чтобы что-то предпринять, но и сообщить на землю о случившемся", - сказал собеседник агентства.

            Он отметил, что в данных условиях рассчитывать на то, что кто-то из членов экипажа попытался воспользоваться системой спасения, не приходится. "Вероятность этого очень мала, поскольку, как известно, у самолетов Ту-142М3 катапульт нет, и члены экипажа, чтобы спастись в опасной ситуации, должны один за другим покидать самолет через специальное отверстие", - сказал источник. По его словам, вероятной причиной крушения мог стать, например, отрыв лопасти одного из четырех винтов. "За время эксплуатации самолетов данного типа известно не менее пяти случаев отрыва лопастей", - сказал собеседник агентства. Кроме того, по его словам, к крушению могли привести какие-либо серьезные сбои в работе системы управления или отказ рулей высоты и направления.

            Между тем, официальные комментарии пока не содержат однозначных оценок. Высокопоставленные лица предлагают делать окончательные выводы уже после подъема корпуса затонувшего самолета и его бортовых самописцев.

            Так, командующий ТОФ вице-адмирал Константин Сиденко сообщил "Интерфаксу-АВН" в воскресенье, что о причинах крушения Ту-142М3 говорить еще рано, поскольку не найдены бортовые самописцы. "На сегодняшний день делать какие-либо окончательные выводы о причинах крушения самолета преждевременно", - сказал он журналистам, обратив особое внимание на то, что появившаяся в ряде СМИ информация об "ограниченной способности "черных ящиков" сохранять информацию в соленой морской воде абсолютно не соответствует действительности".

            На то, что бортовые самописцы удастся найти и расшифровать, надеются и в Следственном управлении СКП РФ по Тихоокеанскому флоту. Здесь агентству "Интерфакс - Дальний Восток" сообщили о том, что по факту катастрофы возбуждено уголовное дело по статье 351 УК РФ ("нарушение правил полетов или подготовки к ним").

            В руководстве ВМФ России также сделали оперативные выводы. На Тихоокеанском и Северном флотах на неопределенный срок приостановлены полеты Ту-142, о чем сообщают пресс-службы обоих флотов.

            Отметим, что особых поводов для беспокойства у жителей прибрежной зоны вблизи места катастрофы быть не должно. На борту разбившегося противолодочного самолета никакого оружия не было, сообщили "Интерфаксу-АВН" в пресс-службе Минобороны. "Самолет Ту-142М3, который потерпел катастрофу в минувшую пятницу, не был оснащен ни ядерным, ни обычным вооружением. Это был учебный полет", - сказал официальный представитель российского военного ведомства.

            Напомним, что с начала месяца это уже второй крупный инцидент в российской военной авиации. 1 ноября в районе города Мирный (Якутия) потерпел крушение транспортный самолет Ил-76. Схема катастрофы была схожей. Воздушное судно не дотянуло до аэропорта всего несколько километров, упало на землю и сгорело. Все члены экипажа, а их, как и на упавшем Ту-142М3, было 11 человек – погибли мгновенно.

            Обозреватель Сергей Нагорный