Interfax-Russia.ru – Корабль "Союз" 14 ноября вышел на орбиту, прервав цепочку провальных запусков.
В преддверии очередного полета космонавтов к международной космической станции (МКС) Роскосмосу было о чем волноваться: в декабре 2010 года ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести на орбиту спутники "Глонасс-М", которые вскоре упали в Тихий океан. Августовский запуск ракеты-носителя "Протон-М" со спутником "Экспресс" и космического корабля "Прогресс М-12М" с грузом для МКС также закончились неудачей - спутник не вышел на расчетную орбиту, а обломки корабля приземлились в сибирскую тайгу уже через несколько минут после старта. Завершил картину ноябрьский запуск межпланетной станции "Фобос-Грунт", которая вышла на орбиту, но из-за неполадок в самой станции не смогла сориентироваться по звездам.
"Ракета-носитель "Зенит" при запуске аппарата "Фобос-Грунт" отработала как надо. К носителю претензий нет. Не сработала должным образом автоматика на самой станции. Поэтому каких-то дополнительных проверок на космических ракетах выполнять не придется. Ближайшие старты переносить нет необходимости", - сообщил агентству "Интерфакс-АВН" представитель в Роскосмоса.
Связь со станцией установить так и не удалось, поэтому к отправке космонавтов на МКС готовились особо скрупулезно.
Впрочем, главным сдерживающим фактором для очередного полета стали не просто неудачи, а падение грузовика "Прогресс М-13М" в августе этого года. Все дело в том, что корабли "Прогресс" и "Союз" на орбиту выводят ракеты "Союз-У" и "Союз-ФГ", которые на третьей ступени имеют одинаковый двигатель, а к падению грузового "Прогресса" привели именно неполадки двигателя третьей ступени.
Чтобы успеть провести все необходимые проверки, план полетов пересмотрели, и пуск корабля "Союз ТМА-22" перенесли с 22 сентября на 14 ноября. Кроме того, чтобы не рисковать жизнями космонавтов, было решено сначала запустить грузовой корабль "Прогресс М-13М". Его успешный старт снова открывал космос для полета российских кораблей, а в случае неудачи полеты могли временно приостановить. К счастью, худший из вариантов не случился, и грузовой корабль без заминок вышел на орбиту.
"Из-за аварии грузового корабля "Прогресс" потребовалось дополнительное время для принятия решения о запуске (пилотируемого корабля "Союз ТМА-22" - ИФ)", – сообщил журналистам начальник Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев.
Задержка со стартом привела к тому, что вместо полугода экипаж "Союза" пробудет на станции 124 суток. Кроме того, 29-я экспедиция, экипаж которой сейчас работает на МКС, проведет на станции лишнюю неделю, а время на "пересменку" сократится до пяти дней.
Утром 14 ноября с "Гагаринской" площадки космодрома Байконур стартовала ракета космического назначения "Союз-ГФ" с последним аналоговым пилотируемым космическим кораблем "Союз ТМА-22". Новые корабли будут снабжены уже не аналоговой, а цифровой системой управления. В их названии будет стоять литера "М", как например "Союз ТМА-3М", который планируют отправить в космос 21 декабря.
"На борту корабля к Международной космической станции отправятся российские космонавты Антон Шкаплеров и Анатолий Иванишин, а также американский астронавт Дэниел Бербанк", - сообщили агентству "Интерфакс-АВН" в Роскосмосе. Российские космонавты окажутся в космосе впервые. Американский астронавт, которого считают "ветераном", побывает в космосе в третий раз – до этого он летал в составе экипажа шаттла "Атлантис".
После выхода корабля на орбиту экипаж новой 30-й экспедиции проведет еще двое суток в автономном полете – именно столько времени понадобиться кораблю, чтобы догнать МКС и пристыковаться к ней. Стыковка запланирована на 9:33 мск 16 ноября. Причем касание произойдет вне зоны видимости российских наземных станций слежения.
За несколько дней до старта на космодроме Байконур состоялась пресс-конференция, на которой журналисты, в частности, поинтересовались, не боится ли экипаж серии неудачных запусков?
"У нас нет никаких "черных" мыслей. Мы уверены в нашей технике", - заявил журналистам российский космонавт Антон Шкаплеров.
По его словам, экипаж пообщался с руководством ракетно-космической отрасли, и космонавтов убедили в безопасности техники и ее готовности к старту.
"Усилены проверки. Везде наставили камер - во всех цехах. Все проверяется трижды перед тем, как отправиться в космос", - пояснил космонавт.
Кроме того, как заметил американский астронавт Дениел Бербанк, в отличие от транспортного корабля "Прогресс" пилотируемый "Союз" оборудован системой аварийного спасения, поэтому беспокоиться не о чем.
Во время пребывания на борту МКС 30-й экспедиции станция совершит 75-тысячный виток вокруг Земли – это событие космонавты планируют отметить, посмотрев вместе фильм и пообщавшись через центр управления полетами с теми, кто строил станцию и работал на ней. По словам командира космического корабля Антона Шкаплерова, для угощения могут быть использованы бонус-контейнеры, которые получают космонавты с грузовиками "Прогресс".
Между тем, у 30-й экспедиции будет очень плотный рабочий график. За время пребывания на станции космонавтам предстоит принять пилотируемый космический корабль "Союз ТМА-3М", три грузовых космических корабля "Прогресс М" и выполнить работы в открытом космосе - космонавты перенесут грузовую стрелу с одного модуля на другой и прикроют российский сегмент станции экранами, защищающими от микрометеоритов. Кроме того, они проведут ряд научно-прикладных исследований и 37 научных экспериментов, а также дооснастят станцию и будут поддерживать ее работоспособность.
По расчетам Роскомоса, в декабре на ракете "Союз-2" на орбиту выведут еще шесть спутников связи Globalstar-2, а 21 декабря в космос на очередном "Союзе" отправится 31-я экспедиция. Также запланировано два пуска ракет "Протон": 11 декабря с российским спутником "Луч-5А" и израильским спутником "Amos-5", 28 декабря - с телекоммуникационным спутником SES-4.
Работать в штатном режиме Международная космическая станция начнет уже в конце декабря, когда на ее борт прибудет новая экспедиция. Ранее из-за августовской аварии грузового корабля "Прогресс" была изменена вся программа пилотируемых полетов на Международную космическую станцию, и сейчас на ее борту вместо шестерых человек работают только трое: командир корабля – американец Майкл Фоссум и бортинженеры – россиянин Сергей Волков и японец Сатоси Фурукава.
Обозреватель Татьяна Кочеткова