Точка зрения 8 мая 2020 г. 14:06

Не полететь и не потерять

Не полететь и не потерять
© РИА Новости. Виталий Аньков

Interfax-Russia.ru — Жителям Камчатки компенсируют штрафы за добровольный возврат авиабилетов из краевого бюджета. А в стране могут разрешить возвращать пассажирам вместо денег за билеты ваучеры на будущие поездки.

Власти Камчатского края пообещали компенсировать жителям региона штрафы за добровольный возврат авиабилетов. Речь идет о ситуации, когда рейс не отменен, но пассажир сам решает отказаться от поездки из-за пандемии коронавируса.

"В полном размере компенсировать расходы по уплате штрафных санкций авиакомпаниям смогут жители Камчатского края, которые оформят возврат авиабилетов по маршруту следования или части маршрута в другие субъекты Российской Федерации и в обратном направлении с датами вылета и возврата в период с 12 марта по 11 мая 2020 года", — объяснили в региональном министерстве труда и социального развития.

Для получения выплаты заявителю необходимо обратиться в комплексный центр обслуживания населения по месту жительства или же направить заявление по почте в адрес краевого министерства труда и социального развития.

"Главное условие — предоставить полный пакет документов, подтверждающих понесенные расходы", — добавили в Минтруда региона, отметив, что право на обращение за компенсацией возникает в течение полугода с даты возврата авиабилетов.

По данным министерства, компенсации будут выплачиваться из средств краевого бюджета. Указанная выплата предоставляется единовременно. Заявления на ее получение начнут принимать с 12 мая.

Вместе с тем, как пишет газета "Коммерсантъ", власти РФ готовятся легализовать так называемые ваучеры, разрешив тем самым пассажирским перевозчикам не возвращать деньги за билеты в условиях пандемии.

Так, по данным издания, в правительстве уже подготовлен законопроект, который может разрешить воздушным, железнодорожным, морским и речным перевозчикам не возвращать пассажирам деньги за билеты (возвратные либо на отмененные рейсы), а перевести эквивалент средств на личный счет пассажира, чтобы он потратил их на новый билет, или выдать ваучер на будущую поездку.

При этом, как отмечают источники издания в отрасли, особый формат может быть установлен по решению правительства в случае введения режима повышенной готовности или ЧС. Собеседники газеты допускают, что Госдума рассмотрит законопроект уже в мае. Причиной подготовки данного законопроекта стала критическая ситуация, в которой оказались перевозчики из-за карантинных мер.

Так, по данным источников "Коммерсанта", объем возвратов за авиабилеты может достигать 70 млрд руб., из которых 40 млрд руб. приходятся на "Аэрофлот". В нынешней ситуации компании не могут вернуть такие деньги.

"Решение позволит сохранить ликвидность во всех звеньях. Во всех крупных авиакомпаниях, включая нашу, речь идет о сотнях тысяч и миллионах возвратов. Мы уже предложили в качестве альтернативного инструмента быстрого урегулирования систему сертификатов, и пассажиры ее приняли", — заявил изданию официальный представитель "Аэрофлота" Михаил Демин.

Проблемы с возвратом билетов актуальны и для железнодорожного транспорта. По данным источников газеты, РЖД уже позволило пассажирам вернуть более 3,5 млн ранее приобретенных билетов на 8 млрд руб. При этом, по их информации, в 2020 году прогнозируется снижение объемов пассажирских перевозок более чем на 41%.

В критической ситуации, как пишет "Коммерсантъ" оказались и речные круизные компании, которые еще с лета прошлого года продавали билеты на текущий сезон. Так, в частности, как отмечает источник издания в отрасли, крупнейшие судоходные компании к марту получили более 2,2 млрд руб. авансовых платежей, подлежащих возврату. Однако эти деньги уже израсходованы на ремонт флота в зимний период, предоплату за судовое топливо, зарплату персонала, операционные и другие обязательные платежи, уточняет он. При этом операционные поступления компаний в нынешней ситуации сократились почти до нуля, поскольку пассажиры не заказывают туры из-за коронавируса.

В начале апреля Российская палата судоходства оценивала возможные потери от остановки круизной навигации в 15 млрд руб., к маю эта цифра могла вырасти.

В свою очередь Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России уже заявила, что изучит условия использования ваучеров за отмененные рейсы.

"При невозможности денежных выплат будут проверены условия выдачи и использования сертификатов на право покупки авиабилетов в будущих периодах", — говорится в сообщении ведомства.

При этом ФАС рекомендовал авиаперевозчикам выработать технические решения, позволяющие получить компенсацию онлайн, без очного посещения представительств авиакомпаний.

"Также ФАС России совместно с региональными управлениями сравнит цены на авиабилеты отмененных и планируемых рейсов в сопоставимых условиях", — указано в сообщении ведомства.

В настоящее время, согласно Воздушному кодексу РФ, авиакомпании обязаны вернуть пассажиру полную стоимость билета за отмененный рейс независимо от тарифа. Узаконить право авиакомпаний на выдачу ваучеров или сертификатов ранее предложила Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта. Письмо с таким предложением АЭВТ в апреле направила первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову. Ранее к такому шагу авиавласти всех стран призывала Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Зарубежные авиакомпании (в том числе такие гиганты, как British Airways, Lufthansa, Wizz Air, KLM) и до этого предлагали своим клиентам ваучеры вместо денег.

Как сообщалось, из-за пандемии коронавируса власти РФ полностью остановили международные авиаперевозки, разрешив только чартеры для возвращения российских граждан. На перелеты между регионами ограничений не вводилось, однако из-за падения спроса в условиях карантина авиакомпании сами начали отменять рейсы. При этом уже тогда некоторые из них стали предлагать пассажирам вместо возврата денег сертификаты на будущие перелеты. Среди них — S7, "Уральские авиалинии". Авиакомпания "Победа", приостановившая все рейсы с апреля по июнь, также сообщала, что вернет деньги на счет в личном кабинете, потратить их можно будет в течение года.

Одной из немногих российских авиакомпаний, которая возвращала людям деньги, а не ваучеры, до недавнего времени оставался "Аэрофлот". Однако в конце апреля компания также начала выдавать своим пассажирам сертификаты.

"Мы действительно пришли к необходимости запуска решения для быстрого возврата средств пассажирам, которые не готовы ждать нормализации ситуации (с COVID-19 — ИФ). Планируем предложить ваучер на сумму возврата с премией в виде скидки", — сообщил журналистам 29 апреля представитель "Аэрофлота" Михаил Демин.

Ваучеры будут выдаваться до конца 2020 года, а срок их действия составит 3 года с даты вылета по первоначальному билету.

"Возмещение в форме сертификата доступно всем категориям пассажиров внутренних и международных рейсов вне зависимости от условий тарифа. В том числе по невозвратным тарифам в случае, если рейс не был отменен, но пассажир заблаговременно заявил об отказе от перевозки", — уточнили в "Аэрофлоте".

Компания также сообщила, что предложит "дополнительные преимущества" при приобретении билетов с использованием сертификата.

"Если рейс был отменен, при оплате сертификатом пассажиру предоставляется однократная 15% скидка от действующего тарифа на новый перелет. При этом для пассажиров с билетом по тарифу "Максимум" при оплате сертификатом предоставляется однократная 25% скидка от действующего тарифа на новый перелет", — сообщили в пресс-службе "Аэрофлота".

Между тем, эксперты по-разному оценивают легализацию ваучеров.

Так, исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев назвал такую меру необходимой, но уже несколько запоздалой.

"Но массовой атаки на авиакомпании со стороны регулирующих органов не произошло, и, если позиция Минтранса России воплотится в закон, ситуацию удастся урегулировать", — сказал он "Коммерсанту".

Между тем, глава Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что, если рейс отменен и компания не несла переменных затрат на перевозку, речи о ваучерах идти не должно.

Эксперт указал на общие принципы права, согласно которым норма, ухудшающая чье-либо положение, обратной силы не имеет, значит введение ваучеров "задним числом" вместо возврата денег за отмененные рейсы с точки зрения законодательства невозможно. Вместе с тем, как полагает Янков, можно было бы выдавать ваучеры тем пассажирам, которые сами отказались от перелета из-за коронавируса.

Как пишет газета "Ведомости", авиакомпании получат обещанные Минтрансом субсидии в размере 23,4 млрд руб. — в расчете 365 руб. за каждого пассажира, потерянного в отчетном месяце 2020 года по сравнению с аналогичным месяцем 2019 года.

Субсидии должны компенсировать авиакомпаниям снижение трафика в феврале-июле, говорится в проекте постановления, с которым ознакомилось издание. Эти средства перевозчики могут направить на зарплаты пилотам и бортпроводникам, а также платежи российским лизинговым компаниям и на услуги аэропортов.

Главные условия получения субсидий — непрекращение пассажирских перевозок и сокращение в каждом отчетном месяце не более 10% всех пилотов и бортпроводников, работавших в авиакомпании на конец прошлого года. Поэтому лоукостер "Победа", авиакомпании Nordwind и "Икар", а также чартерные перевозчики AZUR Air, Royal Flight и IFly на субсидии за апрель и май претендовать не смогут, так как они приостановили полеты в апреле. Но и остальным перевозчикам все 23,4 млрд руб. не достанутся.

В пояснительной записке Минтранса говорится, что субсидию планируют выделять равномерно за февраль-июль, по 3,89 млрд рублей в месяц, что равносильно компенсации за снижение трафика на 10,67 млн человек. Но в феврале перевозки почти не сократились, в марте упали на 2,5 млн человек. Для сравнения: в апреле 2019 года было перевезено всего 9,4 млн человек — то есть даже при полной остановке всех полетов субсидия за апрель не была бы выбрана. Полностью субсидия может быть выбрана только за май, июнь и июль, так как только в эти месяцы 2019 года было перевезено более 10,67 млн человек. Вместе с тем, проектом предусмотрен понижающий коэффициент (на случай, если субсидий не хватает), но нет повышающего (если остаются, как в феврале, марте и апреле, лишние деньги).

Минтранс признает, что все 23,4 млрд руб. авиакомпании не получат. Объем поддержки авиаотрасли до конца июля оценивается в 15,5 млрд руб.

Само постановление правительства еще не опубликовано.

Это был уже второй проект о разделе 23 млрд руб. среди авиакомпаний. Первый, написанный еще в начале апреля, Минфин не согласовал, и до правительства он не дошел, следует из переписки, с которой ознакомились "Ведомости". Но претензии Минфина не касались способа раздела денег — ведомство было в принципе против выделения авиакомпаниям средств из резервного фонда. В новый проект при обсуждении правительством серьезных изменений не вносилось, уверяет источник, близкий к Минтрансу.

Таким образом, можно предположить, что поддержка авиакомпаний на плаву в большей степени может быть реализована именно через легализацию ваучеров, нежели выделение субсидий.

Обозреватель Наталья Пономарева

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще