Interfax-Russia.ru - Власти Страны восходящего солнца признали, что продолжают "прописывать" своих граждан на "северных территориях".
На днях японские власти сообщили, что работа по оформлению наследственных прав граждан страны на недвижимость, принадлежавшую до 1945 года их родственникам на Южных Курилах, не прекращается уже более шести десятилетий.
К настоящему времени у японцев уже есть 8 тыс. 322 свидетельства о владении землей на Курилах, еще 1 тыс. 921 запись - о владении постройками. "С 1945 и по конец августа 2009 года было произведено в общей сложности 599 записей о наследовании подобного рода", - сообщили журналистам в Юридическом департаменте города Кусиро (остров Хоккайдо), который географически ближе всего находится к курильской гряде - в хорошую погоду отсюда даже невооруженным глазом видно российский берег.
Токио не скрывает прагматического смысла своих действий, здесь предполагают, что если однажды Япония все-таки получит контроль над Южными Курилами, тысячи японцев смогут без проблем и длительной бюрократической борьбы поселиться на территориях, заранее за ними закрепленных юридически. "Собственники" устанавливаются легко, так как в 1945 году, отступая, прагматичные японцы первым делом захватили с Курил свои документальные архивы. Они не стали увозить их далеко, а оставили в городе Кусиро - на случай, если придется перевозить обратно. За 60 с лишним лет подобного случая не представилось, зато все эти годы, как выяснилось, бумаги не пылились без толку.
Несмотря на то, что юридическая сила свидетельств о собственности на "северных территориях" не ставится самими японцами под сомнение, власти пока запрещают совершать какие-либо операции с документами на недвижимость на российских островах, ссылаясь на то, что реальные административные права родины самураев сейчас на них не распространяются. Землю и строения невозможно заочно подарить, продать или обменять. Можно лишь наследовать права на них.
Ранее было известно о том, что японцам разрешается регистрировать на Южных Курилах официальные юридические адреса, какие обязаны иметь все граждане страны. По официальным данным, на начало 2009 года на российских островах таким образом "прописались" 173 японца, причем это число продолжает расти. Законодательство японского государства такую практику разрешает.
Вообще в последние месяцы "курильская" тема вновь вышла на передний план. Причем в основном благодаря усилиям Токио. 3 июля Верхняя палата японского парламента единогласно утвердила законопроект, в котором Южные Курилы именуются "исконными территориями" страны. Тогда он вызвал серьезное возмущение в России, и в Москве повторили - наши страны могут обсуждать что угодно, но только в рамках понимания того, что принадлежность Курил не будет ставиться под сомнение. Тем не менее, новый японский премьер Юкио Хатояма уже несколько раз поднимал больную тему. По его собственному признанию, он намерен "за полгода добиться прогресса" на переговорах с российской стороной о Южных Курилах. Уточним, что среди островов, которые Япония считает спорными с окончания Второй мировой войны, - Итуруп, Шикотан, Кунашир и Малая Курильская гряда.
На риторику Хатоямы президент России Дмитрий Медведев ответил советом "отойти от крайних позиций по проблеме территорий". Как заявил 15 сентября российский лидер, по территориальному вопросу "позиции сторон предельно четко сформулированы, и сейчас основная задача заключается в том, чтобы эти позиции как-то сближались. "Только в этом случае можно добиться успеха, это называется методом "отхода от крайней позиции", что мы всегда нашим японским партнерам предлагали, и я готов это предлагать новому премьер-министру", - подчеркнул президент.
В свою очередь эксперты предупреждают - Япония ведет себя все решительнее, и российским властям лучше один раз сказать решительное "Нет", чем питать надежды настойчивых соседей годами. "Это вполне понятные действия с точки зрения тех кругов Японии, которые настраивают население на реваншистские, экспансионистские действия, для них это возможность зацепиться за землю, пусть и виртуально. А потом на эту виртуальную зацепку можно ссылаться. Современная практика показывает, что виртуальная реальность зачастую является очень удобным поводом для вполне реальных и конкретных внешнеполитических действий", - такой комментарий к ситуации дает известный политолог Александр Казаков.
Что касается непосредственной проблемы японских свидетельств на собственность на Курилах, то пока территориальный вопрос не решен, полагает эксперт, "сравнить эти действия можно только с покупкой земельных участков на Луне". Впрочем, российские власти не должны "давать какую-либо возможность японским гражданам в одностороннем порядке фиксировать свое присутствие на нашей территории, кроме как на экскурсии".
Казаков, по его признанию, не так давно побывал в Сахалинской области, общался с местными жителями. "У них очень жесткая реакция даже к упоминанию о возможности присутствия Японии на Южных Курилах и Сахалине. Там эта тема не политическая. Каждый житель Сахалина воспринимает этот вопрос лично. Они могут зарабатывать деньги на японцах, возить их по территории и показывать, где раньше стояли их дома, но если этот японец заикнется, что неплохо было бы его вернуть, он рискует вернуться обратно с переломанными конечностями", - без тени иронии говорит эксперт.
В свою очередь президент Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая в своей статье "Кому по праву принадлежат Курилы" пишет о причинах, по которым у японцев нет формального права претендовать на потерянные когда-то острова и любую инфраструктуру на них. По крайней мере, об этом говорят положения международного права. "Ни созданные после войны ФРГ и ГДР, ни Япония, ни даже сегодняшняя объединенная Германия не являются продолжателями субъектности довоенных государств, не обладают по отношении к ним континуитетом. Они являются новыми субъектами международных отношений и международного права. Их правопреемство по отношению к прежним государствам ограничено решениями держав, обладавших четырехсторонней ответственностью. Это вытекает из юридического содержания принципа полной и безоговорочной капитуляции, заложенного в послевоенное устройство", - объясняет эксперт.
Впрочем, совсем не удивительно, что смиряться с потерей "северных территорий" японцы жутко не хотят, говорит в беседе с Interfax-Russia.ru военный историк Юрий Чащин. По словам эксперта, Южно-Курильские острова обладают "колоссальной геополитической ценностью". "Во-первых, Япония перенаселена и готова отстаивать любую возможность увеличиться, во-вторых, между южными островами находятся, по сути, единственные незамерзающие проливы из Японского моря в Тихий океан", - объясняет Чащин. Кроме того, на островах немало ценных, еще слабо освоенных природных ресурсов, добавляет эксперт.
Некоторые специалисты объясняют то, что японцы так резко взялись за Курильскую проблему, настроениями, которые в последнее время воцарились в этой стране. "Ясно, что японское послевоенное "экономическое чудо" давно пережило свои лучшие времена, а кризис усугубил положение одной из ведущих экономик мира. Как часто бывает в таких ситуациях, нацию начинает бодрить ура-патриотизм, реваншизм, соответствующие лозунги. А этим ловко пользуются и, как мне кажется, еще долгое время будут пользоваться радикально настроенные японские политики. В этих условиях тема Южных Курил, естественно, вышла на первый план. Теперь она пуще прежнего муссируется в прессе, во властных коридорах, во всем обществе, так что нынешнее заявление о "японцах-наследниках" собственности на российских островах является скорее закономерностью, чем неожиданностью", - заключает историк Чащин.
Обозреватель Максим Кирчатов