Interfax-Russia.ru – После неприятностей с "Ланта-тур" российский турбизнес намерен разработать методику защиты туристов за границей. Любое его решение повысит стоимость части туров.
Через полторы недели после заявления владельцев туроператора "Ланта-тур Вояж" о временных финансовых трудностях банк ВТБ выделил компании $7 млн для погашения долгов, и 90% клиентов "Ланта-тур Вояж" предпочли продолжить отдых.
История повторяется
Причин не доверять "Ланта-тур" у туристов не было – крупная компания существовала на рынке более десяти лет, и за это время не было случаев, которые позволили бы усомниться в ее надежности. Но 27 января около сотни клиентов "Ланта-тур" не смогли вылететь из московских аэропортов, поскольку туроператор не оплатил их перелет. Тем временем, на сайте компании появилось короткое сообщение о том, что компания испытывает финансовые трудности, и ее деятельность временно приостановлена. Хотя ни в Ростуризме, ни в страховой компании ОСАО "Ингосстрах", застраховавшей ответственность оператора на 100 млн руб., об этом не знали. Вскоре стало известно, что в некоторых отелях на курортах Вьетнама, Таиланда и Гоа клиентам "Ланта-тур", уже объявившего о банкротстве, не отдают паспорта и требуют повторно оплатить проживание.
По словам официального представителя СК РФ Владимира Маркина, в результате действий руководителей компании "Ланта-тур Вояж" пострадали более 3,5 тыс. человек, "которым причинен материальный ущерб в особо крупном размере". Он пояснил, что с конца 2011 года по указанию руководства "Ланта-тур Вояж" сотрудники туроператора продолжали заключать договора с клиентами.
"Оговоренные договорами денежные суммы компанией были получены в полном объеме, однако взятые на себя перед клиентами обязательства руководство компании умышленно не выполнило, объявив 27 января о предстоящем банкротстве и присвоив полученные денежные средства граждан", – заявил представитель СК РФ.
Отели на курортах Вьетнама, Таиланда и Гоа еще не забыли историю разорения в ноябре 2010 года одного из крупнейших российских туроператоров "Капитал тура" и не удивительно, что не хотели снова наступить на те же грабли.
Тогда президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько рассказал газете "Коммерсант", что, по его мнению, главной причиной краха "Капитал тура" стало неправильное ведение бизнеса.
"На протяжении последних нескольких лет модным поведением на рынке туроператоров считалось обеспечить максимальный рост оборотов и завоевать как можно большую долю рынка в короткие сроки. (…) То есть, все стремились быстренько вырастить бизнес и выгодно его продать. Именно эта идея в свое время привела к банкротству крупнейшую агентскую сеть "Куда.ру". "Капитал тур" тоже стал жертвой такого подхода", – считал президент РСТ.
Для предотвращения аналогичных ситуаций в будущем тогда предлагали внести изменения в законодательство и страховать гигантов, зарабатывающих больше 500 млн рублей в год, на сумму, равную их кредитным обязательствам. Также предлагали расширить полномочия Федерального агентства по туризму, чтобы оно могло проверять данные компаний, которые они предоставляют для внесения их в реестр туроператоров. В таком случае Ростуризм мог бы исключать из своего списка ненадежных игроков. Эти меры требовали детальных расчетов, поэтому их не ввели сразу. А спустя два года после банкротства "Капитал тура" похожая история повторилась уже с "Ланта-тур", и стало очевидно, что туристический бизнес нуждается в изменениях.
"Говоря конкретно о "Ланта-туре", проблема заключается в дисбалансе между продажами туров в летнем и зимнем сезоне. Когда оборот снижается – предположим, это зима – туроператор испытывает потребность в дополнительных средствах. И если он не находит таких средств, например, за счет банковского кредита, то он может наращивать оборот, неоправданно с точки зрения рентабельности бизнеса", – рассказал глава туроператора "Южный крест" Андрей Кузнецов.
Проще говоря, чтобы увеличить приток туристов в "низкий" сезон, операторы продают туры по заниженным ценам. По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, сегодня почти 45% путевок продают ниже себестоимости, при этом прибыль приносит только около 15% предложений.
"Компания же "Ланта-тур" с 1991 года работает, одна из старейших. Ну, просто сложилась так у нас экономика. Она рассчитывала в очередной раз закрыть разрывы кредитами, но банк отказал", – рассказал газете "Известия" министр спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко.
В свою очередь представитель компании "Аэрофлот" заявил, что туроператор "Ланта-тур" систематически нарушал сроки и суммы выплат. И перевозчик, который после разорения "Капитал тура" не досчитался $2 млн, отказался выдавать билеты туристам "Ланта-тур", чтобы вновь не понести потери.
"13 января, несмотря на задолженность "Ланты-тур" перед "Аэрофлотом" в размере 46 млн рублей, она не была отключена от системы бронирования, так как руководство "Ланты-тур" обещало погасить задолженность до 23 января 2012 года путем получения кредита в коммерческом банке. Однако банк отказал "Ланте-тур" в предоставлении кредита. Таким образом, 23 января "Ланта-тур" не только не погасила долг, но и нарастила его до 63 млн рублей", – сообщалось в пресс-релизе "Аэрофлота".
Решение проблемы
Несмотря на банкротства крупных туристических компаний, российский рынок туризма до сих пор считается одним из самых быстрорастущих в мире. Впрочем, туркомпании разоряются во многих странах, в том числе и в странах со стабильной экономикой.
"В начале сентября 2008 года в Великобритании разорилась третья по величине туркомпания XL Leisure Group – 250 тыс. пострадавших. Через полтора года еще банкротство – компания Goldtrail и 50 тыс. пострадавших. У нас два крупных инцидента – "Капитал тур" и сейчас "Ланта-тур Вояж" – в последнем случае это около 8 тыс. пострадавших. Можно сравнить цифры и понять, что все не так уж плохо", – считает независимый эксперт в сфере туризма Эдуард Кузнецов.
По его мнению, за последние 15 лет туризм в России превратился в развитую многоуровневую систему – сегодня в реестре Ростуризма около 4 тыс. 500 туроператоров, 37 млн россиян пользуются услугами туркомпаний, а за год в России продают примерно 13 млн путевок. Но уход с рынка двух крупных игроков показал, что пора предпринимать какие-либо меры, чтобы защитить туристов от неожиданных банкротств туркомпаний.
После инцидента с "Ланта-тур" представители туриндустрии вновь предложили принять меры по защите российских туристов за рубежом.
Во-первых, можно начать страховать каждый проданный тур на полную его стоимость. И в случае, если туроператор разоряется или по каким-то причинам не исполняет своих обязательств, турист гарантированно получит обратно деньги за несостоявшийся тур.
"Это гарантирует, что пострадавшие получат выплаты. Они смогут зайти на сайт страховой компании, проверить, что полис, страхующий поездку, действует. Сейчас существуют подобные схемы, относящиеся к медицинскому страхованию. Но они могут быть не удобны страховщикам", – считает генеральный директор "Арт-тур" Дмитрий Арутюнов.
Страховать каждый тур отдельно технически возможно уже сегодня, но прежде необходимо изменить законодательство о туристской деятельности, а это требует времени.
"Проблема в том, что рынок не дострахован. В случае с "Ланта-тур" люди получат в лучшем случае от 10 до 20% выплат от стоимости путевки. Помогать деньгами будут только тем, кто сейчас находится за границей и не может вернуться домой", – заметила начальник управления страхования выезжающих за рубеж ОАО СГ "МСК" Наталья Кучерова.
Однако пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина призвала не сгущать краски по поводу выплат клиентам "Ланта-тур".
"Пока в реестре проданных туров, который поступил в "Ингосстрах", общая сумма претензий на 101 млн руб., а финансовых гарантий у туроператора на 100 млн руб. Далеко не все люди приносят заявления – одни не могут собрать документы или не хотят их собирать. Мы надеемся, что суммы в 100 млн хватит для выплат, иначе будут выплачивать компенсацию, пропорционально ущербу", – заявила пресс-секретарь РСТ.
Во-вторых, российские туроператоры могут создать саморегулируемую организацию (СРО), выработать стандарты деятельности и организовать фонд. В таком случае в реестр Ростуризма будут внесены только компании, состоящие в СРО. А исключение из состава саморегулируемой организации обернется удалением из этого реестра и прекращением туристического бизнеса фирмы. В свою очередь саморегулируемая организация сможет исключать из своего состава только те компании, которые нарушат установленные стандарты.
"В этой организации будут свои правила, свой контроль, свой внутренний аудит. Вот если бы была сейчас организация, отдали бы 50 млн руб., покрыли все, никто бы даже не услышал. А потом внутри начали бы с этой компанией разбираться вплоть до отчисления из реестра. Такие полномочия тоже надо дать", – отметил в интервью газете "Известия" министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко.
С другой стороны, представители туриндустрии не уверены в том, что создание такой организации решит все проблемы и вернет доверие к отрасли. Хотя с помощью созданного фонда можно будет, не обращаясь за кредитами к банкам, закрыть долги конкретной компании, и случаев, когда туристов заставляют дважды оплачивать свой отдых, не повторится.
"СРО не решит все проблемы. Страхование каждой путевки – это то "волшебное средство", которое всем может помочь. На сегодняшний день существует институт фингарантий, но имеет смысл его дифференцировать и ввести дополнительные планки для компаний с высокими оборотами и большим количеством туристов. Кроме того, в случае возникновения экстренной ситуации государство не должно полностью устраняться от решения проблем", – заявил генеральный директор туроператора DSBW Карен Гончаров.
В свою очередь, президент туроператора "Южный крест" Андрей Кузнецов считает, что кроме того при Ростуризме можно создать экспертный совет, решениям которого будут следовать туроператоры.
"Нужно создать экспертный совет с участием Ростуризма при вице-премьере в составе 10-15 человек, которые смогут быстро принимать решения рекомендательного характера", – предложил Андрей Кузнецов.
Денежный вопрос
Разработка и обсуждение мер защиты российских туристов за границей в самом разгаре, но уже сейчас можно сказать, что любая из них приведет к подорожанию части туров.
"Туроператоры перераспределяют стоимость туров – в "высокий" сезон подороже, в "низкий" – подешевле. Например, часто в "низкий" сезон в стоимость туров не входит перелет. И если туроператорам удастся разработать метод, при котором путевки по $200, допустим, в Индию, исчезнут, то цены изменятся. Вероятнее всего, туры в "низкий" сезон подорожают, в то время как цены на поездку в "высокий" сезон останутся прежними", – рассказал Interfax-Russia.ru независимый эксперт Эдуард Кузнецов.
Эксперты уверены, что главная проблема российских путешественников – незнание своих прав. Ведь даже после того, как туристам отказывались выдавать паспорта и мешали вернуться на Родину, в российское посольство обратились немногие.
Чтобы избежать подобных ситуаций, эксперты советуют не покупать туры по слишком низким ценам и выбирать для путешествия проверенное агентство. А надежной можно считать компанию, которая предлагает примерно равное количество чартерных и индивидуальных туров.
Обозреватель Татьяна Кочеткова