Точка зрения 8 февраля 2023 г. 16:31

Петербургские планы "АвтоВАЗа"

Петербургские планы "АвтоВАЗа"
© РИА Новости. Михаил Воскресенский

Interfax-Russia.ru — "АвтоВАЗ" за 1 евро приобрел у НАМИ 99% долей бывшего завода Nissan в Петербурге и подтвердил планы по загрузке этой площадки с запуском производства во второй половине этого года.

Завод Nissan в Петербурге открыли в июне 2009 года. Объем инвестиций в первую очередь составил $200 млн, в расширение — 167 млн евро. Предприятие выпускало модели X-Trail, Murano, Qashqai и Terrano. Его мощность — 100 тыс. автомобилей в год.

В конце октября 2022 года Nissan объявил о решении передать свои российские активы, включая завод, производственные и научно-исследовательские мощности в Петербурге, а также центр продаж и маркетинга в Москве в собственность подведомственного Минпромторгу ФГУП "НАМИ". Сделка была совершена за символическую стоимость и предполагает опцион обратного выкупа в течение 6 лет. В связи с уходом с российского рынка японский автоконцерн единовременно списал 24,1 млрд иен (около $181 млн).

При этом послепродажное обслуживание автомобилей Nissan, а также поставки запчастей взял на себя "АвтоВАЗ". Также российский концерн в конце ноября получил разрешение президента РФ Владимира Путина на приобретение активов кэптивного банка альянса Renault-Nissan (РН Банк), по 30% долей которого через холдинговую компанию Barn B.V. владеют соответственно концерны Renault и Nissan, остальные 40% — у Юникредитбанка.

"Переход РН Банка в периметр бизнеса "АвтоВАЗа" — это вполне логичный этап развития нашей компании. Фактически мы идем по пути "собирания" активов альянса Renault-Nissan, расположенных на территории РФ", — говорил журналистам президент "АвтоВАЗа" Максим Соколов.

А теперь "АвтоВАЗ" закрыл сделку по приобретению 99% долей бывшего петербургского завода Nissan (ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус") у подведомственного Минпромторгу ФГУП "НАМИ". Соответствующие документы накануне подписали президент АО "АвтоВАЗ" Максим Соколов и гендиректор ФГУП "НАМИ" Федор Назаров. Ранее сделку одобрило правительство РФ.

Согласно договоренностям, "АвтоВАЗ" приобрел 99% долей в уставном капитале ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" за 1 евро с оплатой в рублевом эквиваленте по курсу на день платежа. Оставшийся 1% сохранит за собой НАМИ.

Заключенная сделка сохраняет колл-опцион для Nissan по обратному выкупу своих бывших активов в РФ в течение 6 лет в случае принятия соответствующего решения в будущем и одобрения такого решения со стороны российских властей.

"Основным направлением нашей совместной работы на сегодняшний день является максимальное наращивание объемов производства и предложения на российском автомобильном рынке. В ответ на текущие вызовы перед командой "АвтоВАЗа" стоит задача не только запустить производство автомобилей на площадке в Санкт-Петербурге, но и обеспечить уверенное повышение уровня локализации выпускаемой на ней продукции", — заявил курирующий автопром заместитель главы Минпромторга РФ Каримов.

Соколов со своей стороны подтвердил анонсированные "АвтоВАЗом" ранее планы по загрузке петербургской площадки с запуском производства во второй половине этого года.

"Это будут новые модели под брендом Lada в сегментах С и D. Объем выпуска в текущем году может составить до 10 тыс. штук. В дальнейшем высокие профессиональные компетенции нашей команды могут обеспечить увеличение объемов производства практически до любых значений при наличии спроса на российском рынке. В 2024-2027 годах мы локализуем эти автомобили, где ключевой задачей будет являться максимальное использование возможностей более 30 региональных поставщиков автокомпонентов", — сообщил Соколов.

На "АвтоВАЗе" уточнили, что объем выпуска будет зависеть от динамики спроса на российском автомобильном рынке — при наличии позитивного тренда на рынке в 2025-2027 годах выпуск автомобилей под брендом Lada в Петербурге может составить до 50-70 тыс. автомобилей в год.

Со своей стороны петербургское региональное отделение "Союзмаша" планирует создать реестр компаний-поставщиков автокомпонентов, работающих в городе. Служба закупок "АвтоВАЗа", в свою очередь, рассмотрит возможности "потенциальной номинации" поставщиков в свои проекты.

Всего в Петербурге и Ленинградской области работают более 30 поставщиков автокомпонентов. При этом объемы производства компаний на сегодняшний день значительно сократились, а в некоторых случаях имеет место приостановка деятельности.

О планах начать выпуск автомобилей под брендом Lada на экс-заводе Nissan в Петербурге "АвтоВАЗ" объявил в конце 2022 года. Тогда о старте нового проекта сотрудникам предприятия объявили губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и президент "АвтоВАЗа".

Со своей стороны Беглов пообещал, что "коллектив предприятия, его кадровый и научно-технический потенциал, а также все социальные гарантии для двух тысяч работников" будут сохранены.

"Решение найдено, уверен, что Минпромторг, "АвтоВАЗ", правительство Санкт-Петербурга сделают все необходимое, чтобы в самое ближайшее время запустить производство", — заявил губернатор.

В свою очередь Соколов обратил внимание на то, что текущие "непростые условия" являются уникальным шансом для развития.

"В линейке бренда Lada появятся автомобили более высоких сегментов, которые, уверен, будут по достоинству оценены нашими покупателями. Мы приложим все усилия для сохранения коллектива автозавода в Санкт-Петербурге, скорейшего старта выпуска автомобилей, роста объемов производства и поэтапной локализации с использованием в том числе петербургского кластера поставщиков. Нашей задачей в среднесрочной перспективе является глубокая локализация и достижение технологического суверенитета для всего бренда Lada", — отметил президент "АвтоВАЗа".

В рамках нового проекта "АвтоВАЗ" рассчитывает начать выпуск в Санкт-Петербурге новых автомобилей под брендом Lada во II полугодии 2023 года. Предполагается поэтапная постановка на производство различных моделей сегментов С и D, включая кроссоверы и седаны.

Все необходимое для сборки будет поставляться одним или несколькими партнерами из дружественных стран, переговоры с которыми находятся в завершающей стадии. Также планируется поэтапная локализация производства с задействованием поставщиков компонентов, расположенных в том числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Это, как ожидает автопроизводитель, обеспечит сохранение занятости как на автозаводе, так и в смежных отраслях региона.

Ранее вице-премьер – глава Минпромторга Денис Мантуров, комментируя журналистам планы "АвтоВАЗа" по поводу петербургской площадки, отмечал, что в 2023 году в министерстве ожидают улучшения ситуации на авторынке, "потому что будет налаживаться и увеличиваться производство на базовых предприятиях". В первую очередь он назвал "АвтоВАЗ" и вновь появившийся "Москвич", добавив, что выпуск машин на площадке Nissan также внесет положительный вклад в результаты рынка в следующем году.

Кстати, более половины рынка легковых автомобилей в России в январе, как свидетельствует Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), без учета поквартально отчитывающихся немецких BMW и Mercedes-Benz, а также китайского Chery пришлось на Lada. Презентуемая АЕБ доля "АвтоВАЗа" выросла до 53,7% с 20,5% в январе прошлого года и 37,5% в декабре. Столь высокий показатель доли является рекордным для "АвтоВАЗа" за всю новейшую историю РФ, сказали "Интерфаксу" в пресс-службе компании.

С учетом того, что на втором и третьем месте по продажам на российском рынке в январе оказались китайские Great Wall (бренды Haval и GW) и Geely с долями 14,8% и 10,8% соответственно, только на трех ведущих игроков пришлось около 80% месячного объема рынка легковых маши и LCV.

В целом, по данным АЕБ, продажи легковых автомобилей и LCV в РФ в январе 2023 года снизились в годовом выражении на 63,1%, по сравнению с декабрем — на 49,3%. В прошлом месяце в РФ было реализовано 32 тыс. 499 тыс. автомобилей всех брендов.

Помесячная статистика АЕБ, не включающая данные продаж BMW, Mercedes-Benz и Chery, сейчас представляет рыночную картину, которая в ряде аспектов значительно отличается от реальной. Тем не менее, эта статистика корректно отображает существующие тренды, в частности — тенденцию к распределению рынка между российскими и китайскими марками. Так, в ежемесячный топ-10 самых продаваемых моделей в РФ по версии АЕБ в январе впервые вошли исключительно Lada и "китайцы".

Обозреватель Анастасия Николаева

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще