Interfax-Russia.ru – Автономные беспилотные подводные аппараты разработают к 2017 году для ВМФ России.
Минпромторг РФ опубликовал на сайте госзакупок тендер на разработку автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) или подводных беспилотников.
АНПА, по внешнему виду чем-то напоминающие торпеду, передвигаются без помощи гребного винта и приводятся в движение за счет изменение плавучести. Аппарат состоит из нескольких модулей. За счет уменьшения объема воздуха в одном из них происходит погружение, при откачивании жидкости – всплытие. Вертикальный импульс всплытия или погружения преобразуется в горизонтальный изменением относительного положения центров (тяжести, плавучести, давления), подобно тому, как это делают воздушные планеры.
Такой принцип движения позволяет резко сократить расход энергии, что, в свою очередь, позволяет принципиально увеличить дальность плавания, хотя и с небольшой скоростью.
Подводные беспилотники являются дальнейшим эволюционным развитием дрейфующих буев профилографов, однако при этом наделены новыми качествами: мобильностью (способностью "покрывать" значительные по площадям акватории); эффективным использованием в составе роботизированных комплексов различного назначения; эффективными процедурами сбора информации и ее передачи в центр обработки в масштабе времени близком к реальному; оперативной корректировкой программного задания миссии, определяемой возможностями современных телекоммуникационных технологий.
Питание аппарата осуществляется от аккумуляторов или другого типа батарей. Некоторые разновидности АНПА способны погружаться до глубины 6 тыс. м. АНПА используются для мониторинга подводных объектов, поиска и обезвреживания подводных мин.
В прошлом году ВМФ России уже получил партию АНПА типа "Гавиа", предназначенных для обследования подводных объектов и морского дня на глубинах до 2 тыс. м.
АНПА "Гавиа" отличает отсутствие функциональной зависимости от судна обеспечения, высокая скорость при поиске, большая зона покрытия, широкий диапазон глубин погружения, высокая точность определения координат цели и другие достоинства. Длина аппарата в зависимости от конфигурации - 1,8-2,7 метра, масса - 49-79 кг, диаметр - 0,2 метра, автономность - до 7 часов, максимальная скорость - 5,5 узлов, извлечение данных происходит с помощью беспроводной локальной вычислительной сети.
Между тем, как указано в конкурсной документации Минпромторга, в России системные работы в области создания автономных носителей гидрофизической аппаратуры переменной плавучести на базе необитаемых подводных аппаратов с гидродинамическими принципами поддержания движения (подводных планеров - глайдеров) не ведутся. И аналогов данным изделиям в государственном оборонном заказе нет.
При этом существующие системы обнаружения не могут достаточно эффективно отслеживать подводные объекты вероятного противника, а для обнаружения малозаметных глайдеров или АНПА вообще малопригодны.
Вместе с тем в настоящий момент мировые производители уже производят замену профилирующих буев и поверхностных дрейфующих буев на АНПА с гидродинамическими принципами поддержания движения, которые могут долго и направленно двигаться.
Учитывая, что ведущие мировые разработчики проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию глайдеров двойного назначения уже более 10 лет, целесообразно начать подобные работы и в России.
По мнению заказчиков, создание АНПА с гидродинамическим принципом поддержания движения и характеристиками, обеспечивающими их скрытность, позволит использовать их для мониторинга оперативной океанографической обстановки там, где использовать другие силы и средства флота для этих целей нецелесообразно или нет возможности, особенно в арктической зоне России.
Согласно требованиям к разрабатываемым аппаратам, они должны получить двухкорпусную архитектуру, автономность 90 суток при движении со скоростью 0,3-0,5 м/с и возможность погружаться на глубину до 300 м. Источником энергии для движения будет выступать аккумуляторная батарея. В то же время габариты подводного беспилотника не должны превысить 3 м по длине и 0,35 м в диаметре.
Кроме того, аппарат, который разработают для ВМФ РФ, должен работать как полностью автономно, так и под управлением оператора с судна-носителя и функционировать в любых регионах мирового океана при температурах воды от +35 до -4 градусов Цельсия.
Опытный образец автономного носителя гидрофизической аппаратуры, способного поддерживать непрерывное движение в течение долгого срока, должен быть создан к 27 ноября 2017 года. На разработку аппарата для российского ВМФ выделяется более 161 млн рублей.
Как уточнил "Известиям" источник в главкомате ВМФ, беспилотники будут использоваться для повышения эффективности действий на море и береговых войск.
По информации референта гендиректора Крыловского государственного научного центра (проводит фундаментальные исследования в области морской техники) Валерия Половинкина, в России успехов в разработке глайдеров добились МГТУ имени Баумана и Самарский государственный технический университет (СГТУ).
"Головной организацией в этой области можно назвать МГТУ имени Баумана. В Самаре делают оригинальные конструкции, но пока у них проблемы с энергетикой, а это ключевой момент для достижения автономности. В Бауманке эту задачу хотят решить с помощью малогабаритных атомных установок. Также очень неплохие решения имеются в Дальневосточном центре РАН", - рассказал изданию Половинкин.
В свою очередь профессор кафедры информационно-измерительной техники СГТУ Евгений Татаренко сообщил "Известиям", что университет уже провел на Волге испытания малого глайдера, а в начале осени состоятся испытания более крупного аппарата. "Флот заинтересовался нашим глайдером, хотя пока никаких договоренностей не было. На сентябрь запланированы испытания аппарата с рабочей глубиной до 1 км", - уточнил Татаренко.
Со своей стороны представитель ЗАО "Научно-производственное предприятие подводных технологий "Океанос" Борис Гайкович напомнил, что за границей глайдеры существуют с конца 80-х годов прошлого века. Существуют коммерческие проекты в США и Норвегии, военные - американские и франко-немецкие.
"За последние десять лет в мире автономные аппараты на наших глазах превратились из экзотики в успешные коммерческие проекты. Но изначально инициатором их разработки являются американские ВМС, глайдеры понадобились им для разведки и долговременного наблюдения. Такие аппараты разрабатываются в качестве дополнительного элемента флота для обеспечения разведки", - отметил Гайкович.
Бывший начальник Главного штаба ВМФ Виктор Кравченко полагает, что глайдеры в российском флоте найдут аналогичное применение. "Такие аппараты можно использовать для отслеживания обстановки - проходящих судов, подводных лодок. Полученную информацию будут анализировать на берегу. Исследования океана также приоритетны для флота - соленость воды, ее температура, течения, звуковые каналы на различных глубинах", - пояснил Кравченко.
Вместе с тем контр-адмирал в отставке Владимир Захаров не видит перспектив использования таких аппаратов. По его мнению, беспилотная техника в Российской армии находится на самом начальном этапе развития, а морская среда несет в себе множество неожиданностей.
"Пока для них нет места на флоте. Мы еще не дошли до такого уровня, беспилотники только начинают использоваться в воздухе, а под водой проблем куда больше. Корабли можно обнаруживать и локатором, без использования подобных аппаратов", - считает эксперт.
В свою очередь министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу еще в прошлом году обращал внимание на проблемы в области развития российской военной робототехники. Министр напомнил, что развитие роботизированных комплексов военного назначения осуществляется в соответствии с госпрограммой вооружения на 2011-2020 годы, в ее рамках создаются беспилотные летательные аппараты, наземные роботизированные комплексы и необитаемые подводные аппараты.
Однако, по словам Шойгу, "технологическая отсталость предприятий, слабая организация выполнения государственных контрактов, недостаток квалифицированного персонала" приводят к тому, что сроки выполнения запланированных работ нередко нарушаются и снижается качество поставляемой продукции.
"В результате наши Вооруженные силы отстают от армий ведущих иностранных государств по оснащению роботизированными комплексами", - подчеркнул министр, констатировав также, что по своим тактико-техническим характеристикам, роботизированные комплексы, созданные для нужд Минобороны, уступают зарубежным аналогам.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"