Interfax-Russia.ru – По факту организации на Московской кольцевой автодороге живого щита из частных автомобилей возбуждено уголовное дело.
Накануне мы писали о происшествии на Московской кольцевой автодороге, которое случилось 5 марта и о котором общественности стало известно лишь четыре дня спустя. Напомним, во вторник москвич Станислав Сутягин в своем видеообращении в интернете рассказал, как его "Мерседес" вместе с десятком других автомобилей сотрудники ГИБДД использовали на МКАДе в качестве живого щита при погоне за человеком, ранее укравшим из другой машины женскую сумочку.
Как утверждает Сутягин и другие участники событий, дорожные инспекторы 3-го батальона 1-го спецполка ГИБДД попросили поставить их автомобили поперек дороги, не объяснив причин, не предупредив о грозящей опасности и не попросив людей выйти из машин. В результате нарушитель, уходивший от погони на серебристой "Ауди", на большой скорости протаранил остановленные частные автомобили. Из-за столкновения три машины были повреждены, две из них серьезно. Их владельцы чудом не пострадали. Изначально просьбы о возмещении ущерба сотрудники ГИБДД игнорировали, просто приказав автовладельцам разъехаться.
Видеообращение Станислава Сутягина процитировали десятки СМИ, на него отозвались правозащитники и юристы. Последние назвали произошедшее вопиющим нарушением действующих правовых норм и потребовали строго наказать виновных, а кроме того возместить пострадавшим автовладельцам нанесенный милицейским произволом ущерб. В среду об инциденте говорили в Госдуме, СКП РФ, Генпрокуратуре, и, конечно, в руководстве МВД России.
Компенсации и грамоты
Министр внутренних дел Рашид Нургалиев, выступая вечером в среду со специальным заявлением, назвал недопустимым использование автомобилей граждан в качестве "живого щита" для задержания правонарушителей. "Объективно хочу сказать, (сотрудники ГАИ – ИФ) сработали непрофессионально", - сказал министр. Он подчеркнул, что сотрудники уголовного розыска и ГИБДД подвергли жизни людей реальному риску. "Это лишний раз говорит о том, что оперативная ситуация бывает разная, но руководители должны продумать все детали и мелочи", - подчеркнул министр. "Но самое главное – недопустимо использовать в качестве "живого щита" людей, которые не знают, в чем причина, какие проблемы существуют и какие могут быть последствия", - сказал Нургалиев.
Он напомнил, что виновные уже понесли наказание по министерской линии – решением начальника ГУВД Москвы отстранен от занимаемой должности руководитель 1-го спецполка ДПС подполковник Александр Козлов, а начальнику УГИБДД Москвы Сергею Казанцеву объявлен строгий выговор. "Мы принципиально разберемся в этом вопросе в ходе служебной проверки и доложим, как это могло получиться, кто виновен и почему граждане оказались заложниками этой ситуации", - отметил Нургалиев. "Это недопустимо, непрофессионально, руководители должны знать, что за каждую операцию, за каждое свое действие они несут персональную ответственность", - подчеркнул министр внутренних дел.
Отвечая на вопросы журналистов о возмещении компенсаций пострадавшим в результате "спланированного" ДТП, глава МВД пообещал, что автомобили граждан, которые были использованы сотрудниками ГАИ в качестве "живого щита", отремонтируют за счет органов внутренних дел. "Машины граждан, которые получили повреждения, будут отремонтированы. Вопросы, связанные с материальным возмещением, будут урегулированы", - дал слово Нургалиев.
Между тем, начальник управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков сообщил "Интерфаксу", что ремонт поврежденных в результате происшествия автомобилей оплатит именно столичная милиция. "Начальником ГУВД Владимиром Колокольцевым принято решение о ремонте пострадавших автомобилей за счет ГУВД", - сказал Бирюков. Кроме того, генерал-майор Колокольцев принес извинения автовладельцам, чьи машины были использованы в качестве преграды для задержания злоумышленников.
Кроме того, как стало известно незадолго до выхода этой публикации, помимо компенсаций автовладельцы, выставленные в качестве "живого щита", получат грамоты. На заседании комитета Госдумы РФ по транспорту глава столичного управления ГИБДД Сергей Казанцев заявил, что лично вручит грамоты владельцам машин, выставленных в качестве заслона для задержания преступников. "Грамоты уже подготовлены. Я их вручу сегодня во второй половине дня", - сказал глава московского ГИБДД. По его словам, водители будут поощрены "за самоотверженные действия при задержании особо опасных преступников".
Инспекторам светит статья
Что касается провинившихся милиционеров, то они, возможно, понесут наказание не только по министерской линии. В среду вечером стало известно, что Московское управление СКП РФ возбудило уголовное дело в связи с инцидентом. Об этом "Интерфаксу" сообщил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. "По результатам доследственной проверки следственными органами Следственного комитета по Москве возбуждено уголовное дело по статье 285 УК РФ по факту злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками ГИБДД Москвы, устроивших так называемый "живой щит" из автомобилей водителей на Московской кольцевой автомобильной дороге", - сказал Маркин. Он отметил, что в рамках уголовного дела "будет исследована и установлена роль каждого из милиционеров в этом происшествии".
По словам представителя СКП РФ, сейчас проводятся "необходимые следственные действия, направленные на сбор и закрепление доказательств вины сотрудников милиции". Маркин отметил, что в рамках начавшейся проверки "следователи будут также выяснять, почему о действиях сотрудников ГИБДД своевременно не были проинформированы следственные органы Следственного комитета".
"К сожалению, уже не в первый раз о подобных нарушениях, допускаемых сотрудниками столичной милиции, следователи узнают из средств массовой информации. Следственный комитет и впредь будет внимательно отслеживать появление подобной информации и намерен оперативно, в рамках существующего законодательства, принимать все меры для защиты и восстановления нарушенных прав граждан", - заявил Маркин.
Кстати, в Совете Федерации также считают, что провинившиеся сотрудники ГИБДД совершили уголовно наказуемое деяние. "В действиях сотрудников ГИБДД налицо злоупотребление своими должностными обязанностями и создание угрозы жизни гражданам, то есть несколько составов преступления, по которым предусматривается уголовное наказание", - сказал "Интерфаксу" в четверг первый замглавы комитета по правовым и судебным вопросам сенатор Михаил Капура.
По его мнению, случившееся не следует рассматривать как частный случай. "Это болезнь, и проблема не в том, что гаишник поставил машину с пассажирами в качестве "живого щита", проблема в том, что он вообще допустил такую мысль. В этом заключается корень зла", - подчеркнул Капура, добавив, что такого рода факты говорят о том, что "наша милицейская система неизлечимо больна". По его словам, "люди в форме фактически посылают рядовых граждан на смерть".
В ГИБДД признают неправоту своих сотрудников, однако склонны говорить о "недооценке последствий ситуации" дорожными инспекторами, а не о превышении полномочий. Как объяснил журналистам Виктор Бирюков из ГУВД столицы, ранее в случаях преследования злостных нарушителей сотрудники ДПС неоднократно использовали свой служебный транспорт, однако в этот раз, не имея такой возможности, они пытались перекрыть движение гражданским автотранспортом, "при этом недооценив последствия ситуации, в которой оказались все участники дорожного движения на данном участке автомагистрали". "Тем самым фактически были подвергнуты реальной опасности участники движения", - признал представитель ГУВД Москвы.
Теперь объяснений от столичного милицейского руководства по поводу произошедшего будут ждать следователи, а общественность и парламентарии говорят о том, что нужно не только наказать виновных и возместить ущерб пострадавшим, а проанализировать ситуацию более тщательно. И сделать должные выводы.
Подсократить и подчистить
Проконтролирует расследование инцидента и нижняя палата российского парламента. Зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Яровая назвала произошедшее должностным преступлением милиционеров и призвала проверить на адекватность всех сотрудников МВД. "Инспекторы ГИБДД перешли грань между исполнением служебного долга и реальной угрозой причинения вреда, безопасности и жизни граждан. Наверное, никому и в голову не могло придти, что милиционеры, призванные нас защищать, смогут подставить под удар ничего не подозревающих водителей и их автомобили, которые фактически стали "бронежилетами" для сотрудников ГИБДД", - заявила Яровая. По ее мнению, необходимо незамедлительно провести массовую переаттестацию сотрудников внутренних дел и их психологическое тестирование.
В нижней палате парламента звучат и другие интересные мнения. Как считает член комитета по безопасности Госдумы, генерал милиции в отставке Александр Гуров, сотрудники ГИБДД, организовавшие "щит" из частных автомобилей на МКАД, должны нести не уголовную, а административную и дисциплинарную ответственность. "Я склонен к тому, что здесь должно быть не уголовное наказание", - заявил Гуров "Интерфаксу" в четверг.
Депутат подчеркнул, что необходимо сначала исследовать все обстоятельства этого дела, взвесить все "за" и "против", и потом оценить, есть ли в действиях сотрудников ГИБДД состав преступления или для них должна наступить дисциплинарная, административная ответственность. "В любом случае обществу необходимо дать внятный ответ", - подчеркнул Гуров.
Это мнение депутата разделяет бывший начальник российской ГАИ, сенатор Владимир Федоров. По его мнению, сотрудники ДПС, устроившие заслон из частных автомобилей, действовали не по собственной инициативе, а по приказу "сверху". "Думаю, что была команда, поступившая от какой-либо из оперативных служб", - предположил Федоров. Отвечая на вопрос о мере ответственности, которая должна наступить для дорожных инспекторов, выстроивших машины на проезжей части для задержания преступника, Федоров отметил, что "уголовной ответственностью в данном случае не пахнет".
В свою очередь, глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, экс-министр МВД России, комментируя резонансное ЧП, вообще призвал к реформированию ГИБДД. "Конечно, саму инспекцию надо сохранить, но она должна заниматься исключительно безопасностью дорожного движения. ГИБДД надо подсократить и подчистить", - заявил Степашин "Интерфаксу". "ГИБДД должна заниматься только техническим оснащением наших дорог, выезжать на место происшествия и помогать автомобилистам, регулируя дорожное движение, а не отсиживаться в засадах", - сказал он. "У граждан нет доверия к этой службе, и только реформы смогут перевернуть ситуацию", - заключил бывший глава МВД.
Все-таки попались?
Тем временем, пока разгорался скандал вокруг действий сотрудников 1-го спецполка ГИБДД столицы, их коллеги в среду вечером задержали двух выходцев с Северного Кавказа, которые подозреваются в многочисленных кражах, а еще в том самом прорыве "живого щита" на МКАД 5 марта.
Официальный представитель ГИБДД столицы сообщил "Интерфаксу", что в среду около 16:00 на 94-м км внешнего кольца МКАД патрульный экипаж обнаружил автомобиль "Вольво" с похищенными номерными знаками. По словам собеседника агентства, на приказ остановиться водитель иномарки не отреагировал и попытался ускориться. После недолгой погони патрульному экипажу удалось прижать нарушителей к обочине и задержать их.
Во время осмотра в "Вольво" нашли несколько комплектов документов на различные машины престижных марок, женскую сумочку, а также порошок белого цвета, предположительно, героин. У милиции есть основания предполагать, что злоумышленники, промышляя кражами из машин на столичных дорогах, регулярно меняли автомобили, и что серебристый "Ауди", ударивший "Мерседес" Станислава Сутягина, также был "сообщником" нарушителей закона. В этой связи стражи порядка не исключают, что задержанные в среду уроженцы Грузии и Южной Осетии смогут вспомнить и рассказать следствию, что именно они встретили на своем пути в 5:30 часов 5 марта на 100-м километре МКАД, уходя от преследования.
Обозреватель Сергей Нагорный