Interfax-Russia.ru - На пересмотр планов США по размещению элементов национальной противоракетной обороны в Европе в Москве отреагировали с удовлетворением, но сдержанно.
Противостояние России и США по вопросу размещения элементов системы американских ПРО в Чехии и Польше завершилось после трех лет развития одним телефонным звонком. В ночь на четверг президент США Барак Обама провел телефонный разговор с премьером Чехии Яном Фишером, в ходе которого заявил об отказе от планов разместить в этой стране радиолокационную станцию. Ранее авторитетное издание The Wall Street Journal (WSJ) сообщило со ссылкой на информированные источники, что Белый дом откажется от планов по размещению элементов ПРО как в Польше, так и в Чехии. Противоракеты в Польше и РЛС в Чехии должны были быть развернуты к 2013 году.
Президент США Барак Обама спустя несколько часов после публикации в WSJ собрал пресс-конференцию, на которой объяснил свое решение. Американский лидер заявил, что США имеют "новые планы в сфере противоракетной обороны", и они "будут эффективнее" прежних. По его словам, вместо размещения элементов ПРО в Европе США планируют улучшить технологии, касающиеся наземных и морских перехватчиков. "Эти технологии показали свою эффективность и могут решить нашу проблему", - сказал Обама. Он также заявил, что Соединенные Штаты продолжат военное взаимодействие с Польшей и Чехией.
Обама особо подчеркнул, что его новое решение по ПРО учитывает интересы России. По его словам, в России считали, что предыдущая американская программа противоракетной обороны "абсолютно не соответствовала российским интересам". "Мы приветствуем сотрудничество с Российской Федерацией, в том числе включение переговоров (по ПРО - ИФ) в общую систему переговоров. Мы будем вместе двигаться по укреплению этой безопасности и сделаем так, чтобы нападение со стороны Ирана было маловероятным", - заявил Обама.
Правда, угрозу со стороны Ирана в настоящий период он и без того считает несущественной. "Мы оценили вероятность нападения со стороны Ирана, их возможности по ракетам малой и средней дальности ограничены, и вряд ли они смогут осуществить такое нападение", - сказал президент США на пресс-конференции в Вашингтоне.
Очевидно, этим Обама дал понять, что переоценка иранской угрозы является разумным формальным обоснованием отказа американского государства от размещения своих элементов ПРО в Европе. Объясняться президенту США придется, прежде всего, с оппонентами внутри американской власти, многие из них продолжают рьяно отстаивать политическую линию, начатую Джорджем Бушем-младшим. Ну и чешская и польская сторона, мягко говоря, обескуражена переменами. И хоть официальные лица соблюдают дипломатическое спокойствие, в польском оборонном ведомстве, например, решение Обамы уже назвали "катастрофой". Между тем, руководство НАТО и политики ряда европейских стран уже позитивно оценили пересмотр решения Вашингтона.
Что касается первоначальной официальной реакции России, то ее можно назвать позитивной, но сдержанной. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил в четверг, что в России отметили заявление президента США Барака Обамы о корректировке подходов Соединенных Штатов Америки к вопросу о противоракетной обороне. "Я обсуждал эту тему с президентом США в ходе наших встреч в Лондоне и Москве. При этом мы договорились и зафиксировали в наших совместных заявлениях, что Россия и США будут стремиться к совместной работе по оценке рисков ракетного распространения в мире", - говорится в заявлении Медведева. Глава государства отмечает, что "сделанное в Вашингтоне заявление показывает, что для такой работы складываются неплохие условия".
"Разумеется, предстоит еще провести предметные консультации экспертов, и наша страна к ним готова", - подчеркнул Медведев. "Мы ценим ответственный подход президента США к реализации наших договоренностей. Я готов к продолжению диалога", - добавил президент РФ.
В свою очередь премьер-министр РФ Владимир Путин заявил в пятницу, что решение США в сфере ПРО "наводит на хорошие мысли". Российский премьер ожидает от США дальнейших шагов - отмены ограничений на передачу в РФ высоких технологий, активизации расширения ВТО за счет России, Белоруссии и Казахстана. "Последнее решение президента Обамы, который отменил планы по строительству третьего позиционного противоракетной обороны в Европе, наводит нас на хорошие мысли, и я очень рассчитываю на то, что за этим очень правильным и смелым решением последуют и другие", - сказал Путин.
Возможно, практическая, взвешенная реакция российской стороны не заставит себя долго ждать. В пятницу военно-дипломатический источник в Москве сообщил "Интерфаксу" о том, что Россия вслед за отказом США размещать элементы ПРО в Восточной Европе "замораживает" ответные меры военного характера. "В Москве анализируются новые американские инициативы в области ПРО. Безусловно, отказ Вашингтона от ТПР не останется незамеченным, и комплекс мер, которые планировалось предпринять в ответ на размещение объектов американской ПРО в Европе, будет "заморожен", а возможно и полностью отменен", - сказал собеседник агентства.
Он сообщил, что наряду с объявленными ответными мерами - размещением в Калининградской области высокоточных оперативно-тактических комплексов "Искандер" и развертыванием РЛС для подавления радара в Чехии - в России рассматривались и другие действия военного характера. "Например, размещение в Калининградской области дальних бомбардировщиков Ту-22, способных нести ядерное оружие. В нашем арсенале были и технические меры, такие как оснащение баллистических ракет новыми боеголовками и сокращение разгонного участка для этих ракет, что снижало бы эффективность американской ПРО в десятки раз", - сказал источник.
Впрочем, по мнению постпреда России в НАТО Дмитрия Рогозина, спешить с взаимными уступками необязательно: США, отказавшись от размещения элементов ПРО в Польше и Чехии, лишь исправили свою ошибку, а не оказали нашей стране услугу. "Конечно, сейчас слышны голоса на Западе и здесь, в Брюсселе, в НАТО. В том числе, говорят, что, мол, это такая огромная уступка России. Но я не хотел бы, чтобы мы прямо так радовались и впадали в какую-то ребяческую эйфорию. На самом деле, об уступке России говорят, прежде всего, те, кто хотят выторговать из нас дополнительные какие-то дивиденды. Мол, смотрите, вы же просили, чтобы в Чехии не было радара и в Польше антиракет, мы же поступили, как вы хотели, так теперь и вы давайте. Я хочу сказать, что торг здесь неуместен", - заявил Рогозин в интервью телеканалу "Вести" в четверг. "На самом деле, американцы просто исправили свою собственную ошибку. А мы вовсе не обязаны платить за то, чтобы кто-то исправлял свои собственные ошибки", - пояснил дипломат.
В Госдуме настроены более оптимистично и дружелюбно. Депутат нижней палаты парламента, академик РАН, бывший секретарь Совета безопасности РФ Андрей Кокошин полагает, что отказ США от размещения элементов ПРО в Европе создает предпосылки для движения вперед в вопросах ядерного нераспространения. "Для профессионалов это решение не было неожиданным. С политической точки зрения это шаг в правильном направлении, который можно оценить позитивно", - сказал Кокошин "Интерфаксу - АВН" в четверг. "Тот вариант ПРО, который делался при Буше, был с одной стороны очень провоцирующим для России, а с другой - ничего реально для безопасности США не давал. Это понимали многие серьезные эксперты, профессионалы в данной области", - добавил депутат.
В экспертной среде последнее решение Обамы, действительно, не рассматривается как сенсация. Даже несмотря на то, что Вашингтон информацию об отказе от планов по ПРО до последнего упорно опровергал. В последние месяцы в ведущих западных СМИ неоднократно появлялась информация о том, что администрация США имеет в отношении проекта ПРО большие сомнения: и по эффективности, и по цене вопроса, что особенно важно в кризис. К тому же июльский визит Обамы в Москву по идее должен был дать начало "перезагрузке" в отношениях двух стран, а этот процесс просто невозможен без встречных шагов. Кстати, в Кремле тогда непрозрачно намекали на то, что американские планы в Восточной Европе Россию сильно тревожат. А "задобрили" Обаму во время его визита в первопрестольную разрешением на транзит американских военных грузов, отправляемых в Афганистан, по территории РФ.
"Решение американской администрации обусловлено стечением нескольких причин, одной из которых является учет резко негативной позиции России. В этом смысле, конечно, подход администрации Обамы заметно отличается от подхода администрации Буша, который возражения России не принимал даже к сведению. Помимо этого существует причина чисто экономическая, связанная с кризисом и необходимостью экономить средства и не тратить их на дорогостоящие программы, не имеющие четкой перспективы", - пишет в своей статье, публикуемой в пятницу на сайте Центра политических технологий, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
По мнению эксперта, решение, принятое в Вашингтоне, безусловно, позитивно отразится на отношениях США и России. "Это решение было ожидаемо - в последние месяцы сигналов было все больше и больше, что такое решение будет принято", - говорит Лукьянов. Впрочем, он добавляет - "существуют некоторые проблемы". "Проблема первая - отказ от элементов ПРО в Европе не означает отказа от проекта в целом, что само по себе является крупной причиной для разногласий. Во-вторых, те шаги, которые, очевидно, администрация Обамы ждет в ответ, связаны с изменением российской позиции по Ирану, а здесь революционных шагов ждать не стоит по целому ряду причин. В результате может оказаться, что США почувствуют себя обманутыми и разочарованными".
По мнению некоторых наблюдателей, теперь США будут ждать изменения позиции России по иранской проблеме. "Полагаю, что в Вашингтоне рассчитывают на уступки со стороны России, потому что озвученные США планы отказа от развертывания ПРО в Европе - это не подарок", - заявил "Интерфаксу" заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. В качестве возможной ответной меры со стороны России, говорит политолог, США могут ожидать изменения в позиции Москвы по Ирану, включая пересмотр военно-технического сотрудничества, а также поддержку экономических санкций на уровне Совбеза ООН.
Впрочем, другой политолог - президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов - придерживается прямо противоположной точки зрения. По его мнению, отказ США от развертывания ПРО в Европе не увязан с расчетами на уступки со стороны Москвы. "Не думаю, что эти вопросы увязаны. Просто планы по развертыванию ПРО создавали Вашингтону технологические и политические проблемы", - сказал Никонов "Интерфаксу". С ним согласен президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов, назвавший в одном из интервью систему ПРО, которую намеревались разместить США в Польше и Чехии, "дорогостоящей и неапробированной".
Добавим, что теперь мир большой политики ждет очередной встречи лидеров России и США, которая, как ожидается, состоится 23 сентября в Нью-Йорке. Как сообщил "Интерфаксу" помощник президента РФ Сергей Приходько, в этот день у Медведева и Обамы для общения будет не так много времени, как во время июльского визита американского президента в Москву, однако вопрос о перспективе заключения нового договора по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ), очевидно, не останется за рамками встречи. Это значит, что по итогам встречи могут последовать серьезные заявления, в том числе и на тему противоракетной обороны. Так или иначе, пока что барометр российско-американских отношений стараниями лидеров обоих государств определенно показывает потепление.
Обозреватель Сергей Нагорный