Точка зрения 14 сентября 2009 г. 15:33

Путь к объединению

Interfax-Russia.ru - Первый международный евразийский ралли-рейд "Шелковый путь" финишировал в воскресенье в Ашхабаде.

Его главные итоги таковы: в классе грузовиков победу одержал российский экипаж команды "КАМАЗ-Мастер" Фирдауса Кабирова, среди легковых автомобилей победу на ралли одержала команда "Volkswagen".

Международный ралли-рейд серии "Дакар" - "Шелковый путь" ("Silk way", "Yupek yoly"), проходивший 5-13 сентября по маршруту Казань (Татарстан, Россия) - Жанаозен (Казахстан) - Ашхабад (Туркмения), собрал звездных участников. В автомарафоне принимали участие фавориты внедорожной дисциплины - команды "Volkswagen", "Man", "Ginaf", "Iveco", "Mercedes", "Tatra", "КАМАЗ-Мастер" - гонщики из 25 стран, в том числе Франции, Италии, Испании, Португалии, Кувейта, США, Бразилии, Бельгии, Чили, Великобритании и других стран.

Идея проведения новой евразийской гонки принадлежит президенту Туркмении Гурбангулы Бердымухамедову, ее активно поддержали президент России Дмитрий Медведев и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Трасса, протяженностью около 4,5 тыс. км, пролегла по местам Великого Шелкового пути, воссоздавая не только географию, но и коммуникационное пространство - термин "Шелковый путь", появившийся в XIX веке, обозначал систему караванных коммуникаций, соединявших Европу и Азию от Средиземного моря до Китая через Среднюю Азию.

Как караваны, ходившие этим путем с III по XVI век, не только перевозили товары, но и способствовали обмену идеями, ценностями и религиями, так и спортивное состязание, помимо своей зрелищности, было призвано сыграть связующую роль. Ведь внедорожная дисциплина, для которой характерны путешествие и открытие нового, как нельзя лучше подходит для этого.

Старт ралли "Шелковый путь-2009" был дан солнечным субботним днем 5 сентября в Казани. В торжественной церемонии приняли участие президент Татарстана Минтимер Шаймиев, министр спорта, туризма и молодежной политики России Виталий Мутко, глава госкомитета Туркменистана по туризму и спорту Гурбанмаммет Элясов и директор "Дакара" Этьен Лавинь.

Мутко назвал предстоящие соревнования самым значительным событием в мире спорта для России, Казахстана и Туркменистана. По его мнению, проведение ралли подобного уровня - это отличный способ поучаствовать в единении наций, ибо спорт - это большой политик: "Он объединяет народы, стирает преграды и барьеры".

51 автомобиль и 20 грузовиков, допущенных к ралли, один за другим стартовали, чтобы пройти внедорожный кольцевой участок, проложенный у отеля "Ривьера", длиной 2013 метров - в честь предстоящей в Казани XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года.

Несмотря на то, что результаты этого спецучастка не пошли в общую классификацию ралли, многочисленные поклонники автомобильного спорта вдоволь насладились прыжками, заносами и даже первыми сложностями, выпавшими на долю некоторых экипажей, попавших в песчаные ловушки.

Восьмикратный победитель "Дакара" российская команда "КАМАЗ-Мастер" принимала участие в гонке 6-ю экипажами, пилотируемыми Фирадусом Кабировым, Владимиром Чагиным, Ильгизаром Мардеевым, Эдуардом Николаевым, Айратом Мардеевым и премьер-министром Татарстана Рустамом Миннихановым. В очередной раз выехать на трассу на автомобиле "КАМАЗ", за рулем которого Минниханов не раз выигрывал крупные международные и российские гонки, позволил небольшой перерыв в работе премьер-министра.

Очевидно, что победа на данном участке стала для команды "КАМАЗ-Мастер" делом чести. В итоге первым финишную черту пересек экипаж Фирдауса Кабирова. Победитель Дакара-2009 проехал специальный участок на высокой скорости за 2 минуты 31 секунду, его результат всего на 22 секунды отличался от лучшего результата в автомобильном зачете (Жениль де Виллерс, ЮАР, заводская команда "Volkswagen"). Грузовик Iveco Жерара де Роя (Голландия) отстал от победителя всего лишь на 2 секунды, а Tatra Алекса Лопраиса (Чехия) - на 3. Владимиру Чагину ("КАМАЗ-Мастер"), создателю кольцевого супер-специального участка, пришлось довольствоваться лишь четвертым местом.

Данные результаты полностью соответствовали прогнозам специалистов, которые пророчили напряженную борьбу в данной категории. И действительно, последующие дни ралли подтвердили эти прогнозы.

Российскому экипажу команды "КАМАЗ-Мастер" Владимира Чагина удалось выбиться в лидеры лишь на третьем этапе ралли - на участке Бугуруслан - Уральск (Казахстан). Оторвавшись от выигравшего второй этап гонок голландского экипажа Жерара де Роя на 2 минуты 34 секунды, Чагин обеспечил команде "КАМАЗ-Мастер" верхнюю строчку в общем зачете соревнований.

"Трудностей на третьем этапе не было, - рассказал Чагин "Интерфаксу". - Это была скоростная трасса с множеством ям и трамплинов. Мы ехали с максимально возможной скоростью и по крошечкам, по крупинкам, по долям секунды отыгрывали время".

Кстати, в этот день преподнес сюрприз команде и самый молодой из камазовских пилотов - Эдуард Николаев: на первом спецучастке третьего этапа он обошел Кабирова, а финишировал четвертым, сразу поднявшись на пятое место в общем зачете.

Впрочем, данный этап соревнований ознаменовался и первыми сходами с трассы - гонку покинули три легковых автомобиля и "КАМАЗ" под управлением Минниханова - премьер-министру пришлось вернуться к работе.

Четвертый этап ралли "Шелковый путь" - Уральск - Бейнеу (Казахстан) принес первую серьезную аварию - на 350-м километре спецучастка вылетел с трассы и перевернулся Mitsubishi Pajero команды "Sun Hunters". Штурман из Белоруссии Дмитрий Книга получил перелом левой ключицы, россиянин Андрей Бирюков, находивший за рулем, - перелом тазобедренной кости. Оба были доставлены на вертолете в бивуак Бейнеу, где получили необходимую медицинскую помощь.

"Как только мы въехали в Казахстан, начался настоящий марафонский этап - и по продолжительности, и по рельефу. Если раньше на российских дорогах ориентирование заключалось только в том, чтобы правильно выполнять все привязки в роад-буке, то сейчас нам дается свобода поразмыслить и выбрать свою дорогу", - рассказал ставший на этом этапе победителем в классе грузовиков Кабиров журналистам после окончания этапа.

Лидерство в ралли-рейде российская команда "КАМАЗ-Мастер" продолжала удерживать и после 5 этапа (Бейнеу-Жанаозен), хотя в классе грузовиков неприятностей избежал только экипаж Кабирова, вновь показавший лучшее время и оставшийся лидером гонки в общем зачете.

Неудача постигла и "КАМАЗ" Чагина - на контрольной отметке он опережал всех, но за 7 км до финиша скоростного участка произошла неожиданная, исключительно редкая даже для внедорожных трасс авария - отвалилось колесо вместе со ступицей. "Мой штурман нашел его в 700 метрах от грузовика. Это была просто случайная, досадная поломка. Раньше никогда такого не случалось", - рассказал Чагин журналистам. На ремонт машины ушло более трех часов, и экипаж финишировал только десятым, а в общем зачете опустился до девятого места.

У ближайшего соперника камазовцев - экипажа Жерара де Роя - за 30 км до финиша прокололось колесо, однако, это не помешало ему занять третье место по итогам пятого этапа, с отставанием от лидера гонок в классе грузовиков в 20 минут 23 секунды. На втором месте оказался Алекс Лопрайс.

На шестом этапе ралли - Жанаозен (Казахстан) - Туркменбаши (Туркмения) - Чагин смог вернуть себе первое место на этапе, однако неудача на предыдущем этапе фактически поставила крест на победе Чагина в ралли-рейде. Впрочем, сам гонщик, похоже, совершенно не расстраивался по этому поводу. "Выигрывать каждый этап для меня не принципиально, я просто еду, как ехал, в своем стандартном темпе, - объяснил Чагин свои результаты "Интерфаксу". - Этот скоростной барьер был у меня всегда. Я всегда так езжу, и сейчас тоже так еду, наслаждаюсь видами Туркмении. Тут красиво, как в Африке, только роднее". Кстати, победил Чагин и на седьмом этапе "Шелкового пути". Не менее славно выступили и другие спортсмены команды "КАМАЗ-Мастер".

Вообще, какое-то время казалось, что все призовые места на ралли "Шелковый путь" в категории "грузовики" будут монополизированы командой "КАМАЗ-мастер". Но, в действительности, трио, которое показало лучшие результаты на супер-специальном участке-прологе и которое в итоге поднялось на подиум, более реалистично отразило накал борьбы в данной категории.

Окончательную точку в соревнованиях поставил восьмой этап: Алекс Лопраис, практически полностью потеряв надежду на призовое место, показал лучшее время на этапе. Жерар де Рой, которому также иногда не хватало везения, смог, тем не менее, продемонстрировать достоинства своего нового грузовика Iveco и заодно занять второе место. Выполнила свою задачу и команда "КАМАЗ-Мастер" - Фирдаус Кабиров лидировал в грузовом зачете гонки с более чем часовым преимуществом над ближайшим соперником. Еще три "КАМАЗа" российской команды - Эдуарда Николаева, Ильгизара Мардеева и Владимира Чагина заняли, соответственно, 4-е, 5-е и 6-е места.

Не менее напряженной была борьба за первое место и в классе легковых автомобилей. Менее чем за 100 км до финиша специального участка Насер Аль-Аттия, лидировавший на протяжении нескольких этапов подряд, потерял свое место лидера в общем зачете - в проходе через пересохшее русло реки его Race Touareg перевернулся и гонку возглавил испанец Карлос Сайнц (команда "Volkswagen"). Спортсмены "Volkswagen" Марк Миллер и Жинель де Виллерс заняли также второе и третье места. Россияне Руслан Мисиков и Илья Кузнецов заняли четвертое и пятое места соответственно.

Итоги ралли по решению оргкомитета были приравнены к результатам после восьмого, предпоследнего этапа. Последний спецучасток протяженностью 25 км, расположенный в окрестностях Туркменбаши, решили не включать в классификацию. Хотя последний, номинальный, этап привел к травме Жерара де Роя - его грузовик попал колесом в глубокую яму. Машину подбросило вверх - пилот получил травму позвоночника. По предварительной версии, это компрессионный перелом. Де Роя на носилках погрузили в самолет и вместе с другими участниками ралли отправили в Ашхабад, где к этому моменту заканчивались последние приготовления к торжественной церемонии закрытия гонки.

Решение об изменении регламента и маршрута "Шелкового пути" было принято в связи с запланированной на утро воскресенья встречей участников ралли с тремя президентами: Дмитрием Медведевым, главой Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедовым и казахским лидером Нурсултаном Назарбаевым. Президенты встретились в Туркменбаши на берегу Каспийского моря для того, чтобы отпраздновать рождение нового спортивного события и поздравить экипажи, которые войдут в историю, как первопроходцы нового "Шелкового пути".

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов отметил, что "Шелковый путь" издавна объединял наши народы "не только как связующее звено в торговле, но и давал возможность узнавать друг друга". "Мы очень рады, что это ралли возрождает идею шелкового пути", - сказал президент Туркменистана".

По словам Медведева, ралли "Шелковый путь" является "очень добрым, и в то же время высоко спортивным событием". "В ходе таких мероприятий проявляется твердость характера, близость позиций, желание развивать добрые, традиционно дружеские отношения между тремя государствами", - отметил российский президент. По его мнению, в ходе ралли "Шелковый путь", эти качества проявляются "в самой высокой степени".

"Во всяком спортивном мероприятии необходима взаимовыручка и желание помогать друг другу и, в то же время, желание побеждать. Поэтому все, что вы делаете здесь, это, безусловно, способствует развитию самых добрых, дружеских отношений между нашими государствами", - сказал Медведев, обращаясь к организаторам и участникам ралли. "А они (отношения - ИФ), действительно, дружеские, развиваются по восходящей. У нас много экономических проектов, мы тесно связаны миллионами личных контактов. У нас очень добрые культурные традиции, хорошо развиты гуманитарные связи", - добавил президент РФ.

По его словам, ралли "становится еще одной темой, которая связывает три близких государства, которые выступают как стратегические партнеры".

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще