Россия / Точка зрения 10 апреля 2009 г. 16:40

Сказка на страже закона

Interfax-Russia.ru - В России появился необычный и весьма эффективный пример правового просвещения детей. Персонажей известных сказок призвали на помощь нижегородские милиционеры.

Все чаще милиция для повышения правовой грамотности подрастающего поколения выбирает игровую форму общения. Вслед за изданием Уголовного кодекса в картинках нижегородское ГУВД решило привлечь для рассказов о нелегкой работе сотрудников правоохранительных органов "Большую книгу сказок" и персонажей детских мультфильмов.

"Мы попытались в доступной форме донести до подростков не только информацию о возможных противоправных действиях, с которыми они могут столкнуться, - рассказала Interfax-Russia.ru инспектор по связям со СМИ УВД по Ленинскому району Нижнего Новгорода Инна Морозова, - но и объяснить, кто такой милиционер и чем он занимается на службе".

Поскольку сознание детей строится на эмоциональном фоне, игровая форма общения наиболее удобна и информативна, считает Морозова. "Мы старались избегать сухой информации, - отмечает собеседник агентства. - Ведь рассказать, например, что такое грабеж и чем он отличается от кражи, детям намного проще на живых примерах. Особенно из сказок".

Первый "эксперимент" сотрудники УВД по Ленинскому району Нижнего Новгорода провели в детской библиотеке над шестиклассниками. В рамках "Правового часа" милиционеры рассказали ребятам о том, какие правонарушения выявляет милиционер, в чем заключается повседневная работа ведущих служб, и какие статьи Уголовного кодекса умудрились нарушить известные персонажи сказочных мультфильмов.

В частности, как пояснила Морозова, волка из сказки "Три поросенка", который в попытке добраться до поросят не брезговал откровенно противоправными действиями, вполне можно было привлечь по ст.119 УК РФ (угроза убийством).

А мачеха из "Золушки" в глазах сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) является образцом классической злодейки, отметила Морозова. И, с точки зрения Уголовного кодекса, ее просто необходимо привлечь за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (ст.156 УК РФ).

Для еще одной злодейки из русских сказок - Бабы Яги, по мнению сотрудников милиции, подошла бы ст. 238 УК РФ (сбыт товаров и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Данный персонаж, пояснила Морозова, в частности, знаменит изготовлением всевозможных зелий из лесных материалов и подручных ингредиентов. "Кто ее знает, какую отраву подсовывала она своим клиентам", - отмечает собеседник агентства.

А вот действия персонажа из мультфильма "Крокодил Гена и Чебурашка" - старухи Шапокляк, которая не только угнала чужую машину для того, чтобы успеть в школу, но и умудрилась попасть на угнанной машине в ДТП, стали бы объектом особого внимания для сотрудников ГИБДД. Так что ее вполне могли бы привлечь к ответственности по ст. 166 УК РФ (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения).

Урок был построен в форме диалога "вопрос-ответ", в котором детям предлагалось назвать и свой пример из известных сказок. И шестиклассники, по словам собеседника Interfax-Russia.ru, с удовольствием включились в игру, приводя свои примеры фактов нарушения общественного порядка из сказок и мультфильмов.

В частности, в качестве иллюстрации к ст.156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних), дети предложили Карабаса-Барабаса из "Золотого ключика", а также безответственных родителей семерых козлят из одноименной сказки, которые, по мнению подростков, ненадлежащим образом исполняли свои обязанности и оставили бедных детей совсем одних.

Так и хочется самими продолжить список сказочных персонажей - нарушителей Уголовного кодекса. Например, мышке-норушке вполне можно предъявить обвинение в неумышленном уничтожении чужого имущества (ст.168 УК РФ). Под такую же статью может подпасть и медведь из "Теремка", а остальных персонажей из этой сказки можно привлечь за рейдерский захват домика. Маленького Мука из одноименной сказки можно обвинить в хищении предметов, имеющих особую ценность, (ст. 164 УК РФ); Соловья-разбойника и Змея-Горыныча - в разбое и грабежах; а "трем богатырям" предъявить организацию, правда, с благородной целью, незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ).

В принципе данный сказочный список можно продолжать достаточно долго - практически на любую статью Уголовного кодекса найдется свой нарушитель. А школьникам постарше можно рекомендовать изучение УК РФ на базе произведений, изучаемых на уроках литературы - там тоже статья на статье.

Однако, кроме шуток, детям новый способ изучения Уголовного кодекса очень понравился. "Они даже попросили проводить подобные уроки по определенным направлениям работы милиции, - отметила Морозова. - Например, в следующий раз рассказать о том, чем занимаются эксперты".

По ее мнению, подобные занятия не только послужат хорошим уроком знания законов, но и позволят "поднять роль милиционера в глазах детей". "Эксперимент удался, - считает собеседник Interfax-Russia.ru - Если нашу инициативу готовы поддержать другие районы города, то мы с удовольствием поделимся с ними нашими наработками".

О намерении ознакомиться с результатами данного эксперимента и взять их "на заметку" заявила Interfax-Russia.ru начальник отдела по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних областного ГУВД подполковник милиции Татьяна Куранова.

"Любые новые формы и методы общения с детьми должны приветствоваться, - считает собеседник агентства.- Даже если речь идет о детях из очень благополучных семей или о совсем маленьких. Ведь от неприятностей не застрахован никто". Наверное, отметила Куранова, не все районы Нижнего Новгорода и области возьмут на вооружение опыт коллег из ленинского УВД, однако, последователи найдутся.

По мнению психологов, для детей младшего школьного возраста игровая форма подачи информации является более действенной, нежели лекция или нравоучение. Дети в основном через игру познают мир, это особенность детского сознания, детского восприятия.

"Действительно некоторые вещи гораздо проще донести до детей в виде сказки, - рассказала Interfax-Russia.ru психолог нижегородского центра "Планета людей" Марина Приходько. - Сказка - наиболее доходчивый способ дать детям понятия о нормах морали и общечеловеческих ценностях". Важно, считает собеседник агентства, чтобы при проведении подобных занятий учитывались особенности возраста, восприятия и мнение профессиональных психологов. Главное - не перегнуть палку.

Обозреватель Анастасия Николаева

Фото ИТАР-ТАСС