Interfax-Russia.ru – Начало Масленицы в этом году совпадает с Днем защитника Отечества.
Православные называют Масленицу сырной седмицей. За семь дней до Великого поста верующим предписано отказаться от мяса и вспоминать об изгнании Адама и Евы из рая в наказание за непослушание и невоздержанность. Воспоминания – воспоминаниями, а праздновать Масленицу принято широко, с размахом и с некоторой чрезмерностью.
Вот, например, как описывал праздничный стол в родном доме уроженец Замоскворечья Иван Шмелев в романе-воспоминании "Лето Господне": "За ухою и расстегаями - опять и опять блины. Блины с припеком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припеком. За ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой... наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой... блины молочные, легкие, блинцы с яичками..."
Этот дух праздника, чтобы "всего вдоволь и еще сверху", остался с дохристианских времен, когда древние славяне отмечали приход весны, начало обновления природы. Недаром многие масленичные обычаи связаны с языческими верованиями. Например, в первые дни праздника во дворах и в местах общественного гулянья было принято строить горки. Лен и конопля вырастут "долгими", то есть высокими, если съезжать с горы как можно дальше. Отдельное гулянье крестьянские женщины устраивали в масленичный четверг "на Власия" – он считается покровителем животных, значит скот в домашнем хозяйстве будет приумножаться.
Таким же древним символом для россиян был масленичный блин. Круглый и красноватый или золотистый, как солнце, он символизировал победу над зимой, а обилие снеди на столах – сытую и благополучную жизнь. Тесто для традиционных блинов ставили на опаре, блины выпекались в русской печи и выходили толстыми, пышными. Сколько таких блинов съедали за неделю даже в самой бедной деревне, сосчитать невозможно. Ведь каждый день Масленицы связан с походом в гости или с приглашением гостей, а где гости – там и блины.
Но гости – это вечером. А днем, особенно в конце праздничной недели, в городах и селах проходили народные гулянья. Непременным атрибутом гуляний были катания на тройках, бои стенка на стенку. "Стеновой бой", распространенный в России, был не просто забавой или пьяной дракой. Такие бои шли по жестким правилам, одни были известны участникам, другие обговаривались заранее. Зачинщиками, задирами выступали подростки, в первом ряду шли молодые холостые парни, следом – старшие, женатые мужики. Опыт кулачных забав был необходим во время войны. Наступление стенки обозначалось термином "ломить стеною" и употреблялось военными для обозначения рукопашного удара пехоты еще в первой половине XIX века.
Так что совместить Масленицу и День защитника Отечества вполне возможно. Правда, в солдатском меню едва ли будут такие разносолы, о которых писал Шмелев. Но, как сообщил Interfax-Russia.ru начальник службы информации Приволжско-Уральского военного округа Константин Лазуткин, праздничные столы накроют обязательно. "Это же наш мужской праздник. Будет увеличен мясной ассортимент, конфеты, фрукты, все как положено". Угощение ждет не только военных. По традиции 23 февраля гражданское население может попробовать солдатскую кашу из походных кухонь. Такое угощение разворачивается в городах в местах народных гуляний. У солдатской каши, в отличие от масленичных блинов, есть по-военному точный рецепт. Для приготовления каши используется гречневая крупа, говяжья и свиная тушенка, сливочное масло и соль. На одну порцию в сыром виде расходуется 69,3 г крупы, 50 г мяса, 5 г сливочного масла и 1 г соли. Настоящая каша должна вариться и томиться в течение двух часов.
Но не только дата и наличие традиционного угощения роднит два праздника. День защитника Отечества отмечают не только в России, но и в ряде стран бывшего Советского Союза. Масленица тоже может стать международным праздником. В этом году впервые в Прощеное Воскресенье на площади перед мэрией Лондона пройдет русский народный праздник "Широкая Масленица", сообщил журналистам председатель московского городского комитета по туризму Григорий Антюфеев. В марте власти Москвы намерены обсудить вопрос об организации этого праздника в Берлине. Возможно, идею проведения масленичных недель поддержат и другие зарубежные страны. Между тем в Москве 1 марта пройдет праздничное карнавальное шествие, ради которого перекроют движение в центре города. По данным комитета по туризму, в масленичном гулянии примут участие представители десяти самых знаменитых карнавалов мира.
При этом каждый регион России стремится использовать масленичные гулянья как дополнительный ресурс для привлечения туристов. Например, в Иркутске на Масленицу испекут пирог-чемпион длиною 10 метров. В Суздале (Владимирская область) можно будет увидеть старинную русскую потеху - гусиные бои. "В отличие от петушиных боев гусиные - зрелище совсем не кровавое, а скорее потешное, - пояснили специалисты комитета по физической культуре, спорту и туризму Владимирской области. - Гуси дерутся "до первой крови", после чего вполне мирно расходятся".
Интерес к фольклорной стороне праздника возрастает с каждым годом. Сотрудники Государственного Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы" (Пензенская область) уже за две недели до Масленицы пришли к выводу, что представления в старинной усадьбе придется дублировать, чтобы попасть на них могли все желающие. Например, на усадьбе в Дальнем саду состоится праздник с играми на ловкость, силу и смекалку: "сковорода", "растеряхи", "бой петухов" - все, что пришло из позапрошлого века.
Интерес к активному отдыху отмечают и сотрудники агентств, устраивающих театрализованные праздники и представления. "Заказов на организацию Масленицы поменьше, чем в прошлом году, но они есть, - рассказали Interfax-Russia.ru в компании "Master Fun" (Екатеринбург, Свердловская область). – Мы предлагаем обширную программу, но в этом году заказчики предпочитают делать акцент на активном отдыхе на свежем воздухе, различных конкурсах и состязаниях".
Идеальный вариант для праздничной потехи, который объединит и военных, и гражданских – это взятие снежного городка. Традиция строительства крепостей из снега и льда известна с начала XVIII века. Первоначально это развлечение устраивал "служилый люд", а позднее их примеру последовала сельская молодежь. Участники разбивались на две команды, одни обороняли крепость, а другие пытались проникнуть на ее территорию. Орудиями нападения и обороны служили метлы и снежки. Если защитники отбивали атаки долго, значит, весна будет поздней, до тепла еще далеко. Кстати, иногда городки делали на деревянном основании, тогда после взятия городок сжигали вместо чучела Масленицы.
Напоследок хочется напомнить еще об одной традиции праздника. Когда разгульная и широкая неделя подходила к концу, хозяйки пекли специальные блины. Их называли "убогими". "Приходят нищие - старички, старушки. Кто им спечет блинков! Им дают по большому масленому блину - "на помин души". Они прячут блины за пазуху и идут по другим домам", - так вспоминал этот обычай Иван Шмелев. Пируя и гуляя, негоже забывать о тех. кто и в праздник остался без угощенья.
Обозреватель Елена Глушкова
Фото ИТАР-ТАСС