Точка зрения 1 июля 2022 г. 14:22

Транзит с вопросами

Транзит с вопросами
© РИА Новости. Михаил Голенков

Interfax-Russia.ru — Москва ждет решения ЕС по калининградскому транзиту. Первая партия "санкционных" грузов уже доставлена паромом в регион.

Измененная логистика

 

Первую партию грузов в Калининград, транзит которых через Литву ограничен из-за санкций Евросоюза, доставил на текущей неделе паром "Маршал Рокоссовский". По данным ФГУП "Росморпорт", на судне из Усть-Луги прибыло 73 железнодорожных вагона со строительными материалами и дизельным топливом, а также 23 единицы грузовиков с лекарствами, продуктами питания и другими товарами народного потребления. Всего за первый рейс паромом доставлено более 8 тыс. тонн груза.

"Маршал Рокоссовский" работает на переправе Усть-Луга - Балтийск с марта 2022 года. Автомобильно-железнодорожный паром длиной 200 м способен вместить до 80 железнодорожных вагонов или почти столько же грузовых машин. Благодаря увеличенной минимум в 3 раза скорости погрузки судна по сравнению с другими работающими на линии паромами, время в пути на линии составляет 36 часов. Один круговой рейс судно совершает за 5 дней.

Помимо парома "Маршал Рокоссовский" работу линии Усть-Луга - Балтийск в настоящее время обеспечивают многофункциональное судно Ursa Major ("Урса Майор", оператор - "Росморпорт"), а также паромы "Амбал" и "Балтийск" (оператор - ООО "Оборонлогистика").

Увеличение количества рейсов на морской переправе ожидается с вводом аналогичного по техническим характеристикам парому "Маршал Рокоссовский" судна "Генерал Черняховский". Автомобильно-железнодорожный паром будет поставлен на линию в сентябре текущего года.

Кроме того, на текущей неделе первый рейс между Калининградской областью и основной территорией России совершило судно "Холмогоры". Накануне утром, как сообщил губернатор региона Антон Алиханов в своем телеграм-канале, в Калининградский морской торговый порт в регион были доставлены металлопрокат и рулонная сталь. В следующий раз грузом станет цемент.

Ранее губернатор отмечал, что на паромной линии Балтийск - Усть-Луга уже работают три железнодорожных парома и судно класса ro-ro. Подключение к перевозкам в регион судна "Холмогоры" дополнительно улучшит логистику перевозок.

Теплоход "Холмогоры", входящий в состав флота ОАО "Северное морское пароходство", будет ходить из порта Бронка в Санкт-Петербурге непосредственно в Калининградский морской торговый порт, который расположен практически в центре столицы области. И это заметно сократит транспортное плечо грузоперевозок.

Грузовместимость "Холмогор" составляет 4 тыс. 300 тонн для генеральных грузов или 160 морских тяжелых контейнеров (TEU). На борту имеется 40 розеток для рефрижераторных грузов.

На судно можно загружать различный металлопрокат, грузы в биг-бэгах, строительную технику, изделия из бетона, негабаритные и тяжелые грузы, грузы с классом опасности 2-6. Также оно готово к перевозке грузов, следующих по России под процедурой "Внутренний таможенный транзит".

При этом, уточнил Алиханов, правительство России будет субсидировать тарифы морской доставки грузов в Калининградскую область из портов на основной территории страны. По его данным, проблему транспортного обеспечения региона, в том числе и за счет новых судов, уже обсудили в правительстве России под руководством первого вице премьера Андрея Белоусова.

"Также обсужден вопрос, чтобы тариф доставки грузов морем для нас не увеличивался по сравнению с доставкой по железной дороге по тарифам 10-01. Мы его берем за базу, исходя из него пересчитываем расходы, что получаются по морскому маршруту и приводим к базе 10-01", — рассказал глава региона.

По его словам, Белоусов поручил, в том числе и Минтрансу, правительству области в течение двух недель подготовить проект нормативного акта о порядке приведения тарифа доставки морем к тарифу 10-01 и распоряжения о выделении дополнительных средств для субсидирования.

"Работу эту мы начали уже с коллегами из Минтранса и через две недели будем отчитываться, на каком мы этапе. Надеюсь, что в июле все документы будут изданы и мы начнем получать все товары по той цене, что была до последних событий и санкционных ограничений со стороны Литвы", — отметил Алиханов.

Также, сообщил он, решился вопрос о дополнительном снабжении региона газом. По информации губернатора, решение "Газпрома" увеличить поставки газа в регион прозвучало на совещании у вице-премьера РФ Александра Новака, где обсуждали вопрос укрепления энергетической безопасности региона.

"В ближайшие дни все документы будут оформлены по ранее согласованному с "Газпромом" спискам приоритетных проектов газификации. Нам должны дополнительно выделить объемы, и это решит проблему в сегодняшнем моменте. Но продолжаем работу стратегическую по поднятию этого потолка поставок в регион выше 3 млрд кубов в год", — добавил Алиханов.

Альтернативная система газоснабжения Калининградской области (на случай риска нарушения транзита газа через Литву) состоит из ей газификационной установки "Маршал Василевский" и регазификационного терминала у берегов области. В момент ввода в строй терминала СПГ в январе 2019 года "Газпром" продемонстрировал, как с его помощью может быть реализована схема автономного газоснабжения Калининградской области — был полностью прекращен прием газа из транзитного газопровода через Литву.

 

В ожидании решения

 

Литва ограничила транзит стали, черных металлов и других санкционных товаров в Калининградскую область после вступления в силу санкций Евросоюза, указав, что сделала это на основании разъяснений Еврокомиссии. В ответ Москва заявила, что транзитные ограничения нарушают международные соглашения, и пригрозила ответными мерами.

При этом губернатор Калининградской области выражал надежду, что бюрократия Евросоюза пойдет на дипломатическое решение проблемы с калининградским грузовым транзитом.

"Они в ЕС забыли и не имели в виду ничего изначально относительно Калининграда, принимая пакеты санкций. Затем, когда им напомнили, они предусмотрели оговорку по калининградскому транзиту. А потом Еврокомиссия дала Литве разъяснения относительно четырех первых пакетов. Но она туманная и может трактоваться по-разному. Надеюсь, что сейчас при помощи МИД России мы добьемся того, что поправки будут внесены в первые четыре пакета, либо поправка пятого пакета будет распространена на предыдущие или будут даны новые разъяснения Литве", — отмечал Алиханов.

По его словам, о возможном времени принятия таких решений говорить сложно.

"Евробюрократы такие же бюрократы, как и все остальные. Судя по всему, они не очень внимательно читают свои документы. Слово transfer в их документах подразумевает — и это следует из логики текста — передачу, то есть бартерные сделки или безвозмездную передачу товаров, имея в виду ограничение взаимной торговли и обмена товарами между европейскими государствами и РФ, не имея в виду никакой транзит", — заключил глава региона.

В начале текущей недели руководство Литвы на консультациях с Европейской комиссией все же согласовало основные принципы и основополагающие установки транзита российских грузов в Калининград. Как сообщил после встречи в президентском дворце советник главы Литвы по национальной безопасности Кястутис Будрис, консультация состоялась в свете обновлений рекомендаций ЕК по реализации санкций. Однако комментировать конкретные принципы и положения он не стал.

По данным агентства Reuters, транзит в Калининградскую область из других регионов РФ через Литву может вернуться в нормальное русло в течение нескольких дней. Как сообщило агентство со ссылкой на двух источников, знакомых с ситуацией, европейские чиновники стремятся к компромиссному соглашению с прибалтийским государством, чтобы разрядить конфликт с Москвой.

О заинтересованности в деэскалации ситуации вокруг транзита в Калининградскую область РФ через Литву накануне сообщил и канцлер ФРГ Олаф Шольц.

"Я думаю, что все стороны, вовлеченные в ситуацию, усиленно работают над ее деэскалацией. Этим вопросом будет заниматься ЕС, и мы должны определить основные условия действий (...) с учетом того, что мы говорим о перевозках между двумя частями России", — сказал Шольц.

Как считает программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Павел Тимофеев, Евросоюз по ряду признаков действительно готов урегулировать обостренную Литвой ситуацию с транзитом российских грузов в Калининград.

"По всей видимости, в Брюсселе быстро поняли, как недоработки нормативно-правовой базы по ограничениям российского импорта, так и возможные политические последствия. Одним из них мог стать, например, отказ Москвы признавать постсоветские границы Литвы. Вряд ли это привело бы к немедленным практическим следствиям. Но процесс пересмотра границ в Европе и так уже набрал приличную скорость. Давать ему еще больше ускорение в ЕС явно не хотят", — отметил эксперт.

В этой связи, по его оценке, в ближайшем будущем можно ожидать внесение поправок в регламенты ЕС с уточнениями по калининградскому транзиту.

По мнению Тимофеева, пока развитие проблемы удалось приостановить. Но, отмечает он, ее обострения в будущем исключать нельзя, что заставляет принимать меры по налаживанию морского сообщения с российским эксклавом.

"Прежде всего, Литву можно считать одной из наиболее враждебно настроенных в отношении России стран Евросоюза. Строго говоря, в Литве могли предвидеть политическую проблему и поставить вопрос об исключениях или хотя бы механизмах решения проблемы еще в процессе согласования режима санкций. Теперь это приходится делать руководству ЕС", — пишет аналитик.

Между тем глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис призвал ЕС не допустить уступок РФ по транзиту в Калининград.

"Россия не может требовать какого-либо пересмотра санкций и уступок себе, этого нужно избегать, как четко выразилась ЕК, и я лично слышал, что комиссия считает так. Россия не может получить дипломатической победы по вопросу санкций", — процитировала слова Ландсбергиса радиостанция LRT.

По его словам, ЕК все еще разрабатывает документ о том, как санкции ЕС против России должны быть реализованы, и нынешние размышления, по словам министра, не должны превратиться в юридические уступки.

"Самые большие проблемы были бы, если бы эти размышления превратились в юридический документ, юридические разъяснения ЕК, тогда, на наш взгляд, они создали бы дополнительные юридические проблемы. (...) Я обеспокоен тем, что существует потенциальная возможность того, что это будет воспринято как признак слабости", — сказал Ландсбергис, добавив, что любые колебания Запада Россия может воспринять как признак слабости и победы ее дипломатии.

В свою очередь в Кремле заявили, что ждут решения Евросоюза по калининградскому транзиту.

"Еврокомиссии хорошо известно обо всех наших озабоченностях, о де-факто положении дел, поэтому будем ждать реакции", — сообщил накануне журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Как сообщила на брифинге официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, в Евросоюзе обещали в кратчайшие сроки подготовить юридически обязывающие "рекомендации" Еврокомиссии для урегулирования искусственно созданной Брюсселем ситуации, связанной с ограничением калининградского грузового транзита.

"По имеющейся информации, Вильнюс изучает данные предложения", — уточнила Захарова, добавив, что Москва внимательно следит за развитием ситуации.

Она также подтвердила, что с российской стороны готовятся ответные меры, "болезненные для Литвы", которые будут применены в случае, если ситуация с калининградским транзитом не нормализуется.

"Но надеемся, что здравый смысл будет все же проявлен "партнерами". Хотя ни к какому партнерскому отношению эта ситуация не применима", — отметила Захарова.

 

Варианты и возможности

 

Зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев на текущей неделе в интервью газете "Аргументы и факты" обратил внимание на то, что вина за запрет транзита подсанкционных грузов в Калининградскую область полностью лежит на властях Литвы.

"Здесь не спасают ссылки на то, что Литва лишь послушно исполняет решения, принятые Евросоюзом. Ведь даже в ходе принятия санкций обсуждаются исключения и толкования того, что делать, чтобы не создать страновых проблем или не нарушить фундаментальные многосторонние и двусторонние договоренности", — сказал он, подчеркнув, что все отрицательные последствия наступят именно для Вильнюса.

Медведев уверен, что Вильнюс запретил транзит в Калининградскую область в угоду властям США, отметив, что "на этих шагах, кстати, ЕС даже не настаивал, понимая возможные проблемы". Он также назвал подобный шаг "хамским" и "лишним доказательством того, что в Литве вообще не задумываются о последствиях своих же шагов".

Зампред Совбеза РФ заверил, что "Россия примет ответные меры, и они будут очень жесткими". При этом он не стал конкретизировать, на какие шаги может пойти Москва.

"Возможностей много, значительная их часть носит экономический характер и способна перекрыть кислород нашим прибалтийским соседям, которые предприняли вражеские действия. Есть и возможность применения ассиметричных мер, что, безусловно, вызовет критическое нагнетание конфликта", — пояснил Медведев.

При этом, по его мнению, от последствий запрета транзита "пострадают обычные граждане Литвы, уровень жизни которых и без того не самый высокий, а по европейским меркам — просто нищенский".

Как считает президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук Николай Межевич, ответные меры России в отношении Литвы могут нанести ее экономике серьезный ущерб.

"Литвы для нас с экономической точки зрения существовать больше не должно. Они в любом случае сегодня разрешают одно, запрещают другое, завтра поступают наоборот. Мы должны полностью прекратить экономические связи с Литвой, тем самым объяснив, что они понесут ответственность за свою политику. Любая торговля с Литвой означает одно — измена Родине", — заявил Межевич накануне.

По его словам, ущерб от российский мер будет велик, в частности падение ВВП в Литве по итогам 2022 года составит примерно 8-12%.

"Нам известны все предприятия, завязанные на экспорт из России, известны и посредники, которые имеют доходы от этих связей. Там очень много несанкционных направлений. Мы остаемся для Литвы 4-м партнером в экспортно-импортных операциях, плюс очень большую роль играл туризм. Все это будет уходить", — считает Межевич.

В свою очередь доцент кафедры зарубежного регионоведения РГГУ, специалист по странам Центральной и Восточной Европы Вадим Трухачев отметил, что в отношении Литвы стоит использовать опыт Китая.

"Нам Китай показал, как надо разговаривать с Литвой. Стоило литовцам открыть у себя представительство Тайваня, как Литва мгновенно исчезла из таможенной базы данных Китая. Этот опыт нам надо использовать", — считает он.

В свою очередь глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин указал на то, что ситуация с ограничением транзита грузов в Калининградскую область ставит под сомнение российско-литовское соглашение о госгранице.

"Поскольку мы договаривались о пересечении Литвы, Литва поставила вопрос, что частью пакета должно стать признание границы Литовской республики с РФ. Если сейчас они идут на то, чтобы грубо попрать те договоренности, которые сняли в 2003 году колоссальное напряжение, которое возникало между Евросоюзом и Россией и Литвой в том числе...то с моей точки зрения, как человека, который вел эти переговоры, она просто поставила под сомнение весь пакет договоренностей", — сказал Рогозин в интервью телеканалу "Россия-24".

В 2002-2004 Рогозин занимал должность специального представителя президента Российской Федерации по проблемам Калининградской области, связанным с расширением Европейского союза.

"По сути дела, Литва поставила под сомнение свои собственные границы", — отметил он.

Первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров предупредил, что блокада Калининградской области чревата вооруженным конфликтом с Россией, которая обязана защищать свои территории.

"Надо говорить правду в лицо. Согласно 4-й статье нашей Конституции, российское государство обязано защищать свою территорию и обеспечивать свою безопасность. Если мы почувствуем, что эта безопасность нарушается и (ситуация) угрожает нам потерей территории, то, конечно, мы пойдем на крайние меры, и нас ничего не остановит", — сказал Джабаров в интервью телеканалу "Вместе-РФ".

При этом он выразил надежду, что в НАТО "все-таки об этом задумываются". По его мнению, президент Литвы Гитанас Науседа, заявив о том, что Вильнюс не пойдет на компромисс по вопросу транзита в Калининградскую область, действовал по указке двух стран — Великобритании, прежде всего, и США, "потому что уж очень им хотелось бы, чтобы Россия ввязалась в какой-то конфликт".

"Но я думаю, что другие лидеры Евросоюза Науседе уже пояснили, чем это закончится не только для его страны, а для всей Европы", — считает сенатор.

Так, предположил он, "ему популярно объяснили", каких субсидий Евросоюза может лишиться Литва.

"Я уверен, что были какие-то с ним жесткие переговоры, позиция его смягчилась, и сейчас идут переговоры о том, чтобы все спорные вопросы решить дипломатическим путем", — отметил Джабаров.

Обозреватель Анастасия Николаева

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще