Точка зрения 20 января 2009 г. 16:42

Убийственный вызов обществу

Interfax-Russia.ru - Известный адвокат и журналистка "Новой газеты" были расстреляны среди бела дня в самом центре Москвы. Столь дерзкое преступление вызвало огромный резонанс, но о конкретном мотиве преступления говорить рано.

В центре Москвы днем в понедельник выстрелом в затылок был убит адвокат Станислав Маркелов. Сообщивший об этом "Интерфаксу" спустя буквально несколько минут после трагедии глава следственного управления СКП РФ по Москве Анатолий Багмет добавил, что вместе с убитым находилась девушка, которая была ранена и в тяжелом состоянии доставлена в больницу, где и скончалась, несмотря на все усилия врачей.

Позже выяснилось, что эта девушка - внештатный журналист "Новой газеты", студентка факультета журналистики МГУ Анастасия Бабурова. Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов в беседе с "Интерфаксом" предположил, что Бабурова была убита, поскольку пыталась задержать убийцу адвоката.

Для расследования убийства в центре Москвы были направлены следователи Главного следственного управления СКП РФ. Как сообщил "Интерфаксу" официальный представитель комитета Владимир Маркин, следствие располагает оперативными данными о том, что "стрелявший в момент совершения убийства был в вязаной шапке-маске с прорезями для глаз". По свидетельствам очевидцев, совершив хладнокровное убийство, киллер скрылся в направлении Гоголевского бульвара, не бросив оружия.

По факту убийства следственными органами СКП РФ по Москве было возбуждено уголовное дело по статье 105 ч. 2 УК РФ - "убийство двух или более лиц", сообщили в СКП. По словам официального представителя Генпрокуратуры Марины Гридневой, генеральный прокурор России Юрий Чайка взял под личный контроль расследование этого дела.

Обе жертвы в роковые минуты выходили из здания Независимого пресс-центра. На пресс-конференции, которая там состоялась, адвокат Маркелов объявил о том, что намерен обжаловать решение суда о досрочном освобождении бывшего полковника Юрия Буданова, обвиненного в убийстве жительницы Чечни Эльзы Кунгаевой.

Мало кто из экспертов сомневается в том, что главной целью убийцы был все-таки адвокат. Сейчас рассматривается сразу несколько версий, большая часть которых так или иначе приводит к профессиональной деятельности Маркелова.

Первое, что многим сразу пришло на ум - дело Буданова. Именно с этим громким делом связал убийство Маркелова чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев. "Бесспорно, это дерзкое и наглое убийство связано с адвокатской деятельностью Маркелова по защите семьи Кунгаевых в частности, и с его отношением к преступлениям военных в Чеченской республике в целом", - заявил он "Интерфаксу". По его убеждению, "это связано с его совершенно справедливой, жесткой гражданской позицией по поводу военных преступлений, совершенных в Чеченской республике военными, и Юрием Будановым в первую очередь".

"Если даже Буданов не причастен к случившемуся сегодня, за этим стоят его единомышленники, за этим стоят люди, которые возвели его в ранг героя, которые угрожали в ходе судебного процесса как семье Кунгаевых, так и каждому, кто пытался эту семью защитить", - подчеркнул чеченский омбудсмен.

Виса Кунгаев, отец убитой бывшим полковником Юрием Будановым чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, в беседе с нашим агентством подтвердил, что адвокат буквально на днях жаловался, что ему угрожают физической расправой. "В пятницу мне позвонил Маркелов. Он с первой же минуты разговора заявил, что в его адрес звучат угрозы, причем угрожают, что убьют, если он не прекратит заниматься делом семьи Кунгаевых", - заявил Кунгаев.

Вместе с тем, не исключается, что у заказчиков преступления был расчет на то, чтобы общественность поспешила связать убийство Маркелова с делом Кунгаевых. Как рассказал агентству "Интерфакс-Юг" во вторник бывший адвокат Юрия Буданова Алексей Дулимов, убитый "не защищал интересы пострадавших (семьи Кунгаевых - ИФ) на судебном процессе, который завершился осуждением полковника, он вел дела семьи Кунгаевых уже после приговора".

"Я искреннее сожалею, что такое (убийство адвоката - ИФ) случилось, но приплетать Буданова в данной ситуации не нужно. Я категорически отрицаю какую-либо возможность причастности Буданова или военных к убийству Маркелова", - сказал собеседник агентства.

Да и сам бывший полковник российской армии, недавно освобожденный из заключения, заявляет, что не имеет никакого отношения к гибели адвоката. "Это гнусная провокация, к которой я не имею никакого отношения. Я наказание уже понес и почти за 9 лет в колонии, надеюсь, сумел сделать правильные выводы. Или вы думаете, что через несколько дней пребывания на свободе у меня возникло горячее желание мотать новый срок?", - заявил Буданов в публикуемом во вторник интервью газете "Комсомольская правда". В конце интервью он выразил соболезнования семьям погибших от пуль бандита. На этом фоне возникла еще одна версия. Представители движения "Антифа" заявили о том, что убийство Маркелова может быть связано с его деятельностью по защите представителей движения. Как сообщили "Интерфаксу" в движении, убитый выступал адвокатом по многим уголовным делам, связанным с антифашистами.

"В частности, он принимал участие в судах по делу об убийстве в 2006 году 19-летнего Александра Рюхина, по делу об убийстве в эколагере в Ангарске активиста-эколога и антифашиста Ильи Бородаенко, убийстве скейтера Стаса Корепанова. В настоящее время он выступал в качестве защитника антифашиста Алексея Олесинова, обвиняемого в хулиганстве", - рассказал собеседник агентства. Представитель движения "Антифа" также добавил, что в последнее время они также знали об угрозах, которые получал Маркелов по телефону. "Hо он не обращал на них внимания", - отметил собеседник агентства.

Другую жизнеспособную версию выдвинул в понедельник заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь. По его мнению, убийство адвоката Маркелова могло быть связано с тем, что он представлял интересы главного редактора "Химкинской правды" Михаила Бекетова. "Я не исключаю, что эти преступления взаимосвязаны, поскольку последние три недели Маркелов представлял интересы жестоко избитого журналиста", - заявил Митволь "Интерфаксу". Он отметил, что Маркелов вел собственное расследование нападения на Бекетова. "Если в деле отставного полковника Юрия Буданова все факты известны, то в покушении на Бекетова остается много вопросов", - подчеркнул собеседник агентства.

Отметим, что это только основные версии, которые сегодня наиболее широко обсуждаются. В профессиональной среде знают, что Маркелов вел и другие дела, связанные с тяжкими преступлениями - похищениями людей, убийствами, покушениями, защитой прав граждан и т.п. В СКП РФ пока осторожно обобщили - убийство адвоката мог совершить не только киллер, выполнявший чей-то заказ, но и преступник-одиночка, не согласный с его взглядами по правозащитной теме. "Следствие предполагает, что убийство мог совершить как профессиональный киллер, так и преступник-одиночка, который не согласен со взглядами, высказанными Маркеловым публично по вопросам правозащитной деятельности", - заявили "Интерфаксу" во вторник в следственном комитете, называя все же одной из основных версий профессиональную деятельность жертвы. Здесь же сообщили, что задержанных по делу о двойном убийстве пока нет.

Между тем, российские и зарубежные правозащитники были по-настоящему шокированы произошедшим. "Гибель таких людей как Маркелов - позор для нашей страны", - сказала "Интерфаксу" глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева. "Как адвокат он брался за дела, которые не приносят доходы, но которыми интересуются правозащитники", - сказала она.

Другой известный правозащитник - лидер движения "За права человека" Лев Пономарев - связывает убийство адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой с убийством обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской. "С делом Политковской есть прямая параллель. Очевидно, то, чем они занимались, опасно для жизни в современной России", - сказал правозащитник. "Москву объявили городом открытых убийств. Это ненормально", - добавил он.

С Пономаревым соглашается представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский. "В центре Москвы днем случайно не убивают. Это событие абсолютно беспрецедентное, я бы сказал - беспредел, потому что испокон веку даже воры в законе никогда не нападали на следователей, которые вели дело, на врачей, которые лечили, на адвокатов, которые защищали. Всем в преступном мире было понятно, что эти люди выполняют свою профессиональную работу", - сказал Барщевский "Интерфаксу". "Это можно назвать антироссийской провокацией, и я думаю, по степени общественного резонанса происшедшее будет сопоставимо с убийством Анны Политковской", - добавил он.

В свою очередь член Общественной палаты РФ, коллега убитого - адвокат Анатолий Кучерена назвал происшедшее вызовом обществу и правоохранительной системе. "Когда в центре Москвы средь бела дня убивают адвоката, который ведет резонансное дело, - это прямой вызов правоохранительным органам и всему обществу", - сказал Кучерена. По его словам, возглавляемая им профильная комиссия возьмет на контроль расследование этого преступления.

Беспрецедентное убийство известного адвоката вызвало широкий отклик и в зарубежных правозащитных институтах. Так, директор региональной программы международной правозащитной организации "Эмнести Интернэшнл" по Европе и Центральной Азии Никола Дакворт не сомневается, что Маркелов "был убит за свою профессиональную и отважную деятельность по защите прав человека". В сообщении, опубликованном "Эмнести Интернэшнл", отмечается, что эта организация сотрудничала с Маркеловым по ряду дел.

Правозащитная организация "Хьюман Райтс Уотч" призвала власти немедленно провести расследование по делу двойного убийства и привлечь всех виновных к ответственности. "Для жертв нарушений прав человека в Чечне имя Маркелова ассоциируется с надеждой и правосудием. Его убийство показывает, что те, кто противостоит правонарушителям и привлекает их к ответственности, рискуют жизнью", - заявила Рэчел Денбер, директор департамента Европы и Центральной Азии в "Хьюман Райтс Уотч".

Эксперты с грустью констатируют, что участившиеся в разных городах громкие заказные убийства, совершенные с особой дерзостью, в каком-то смысле возвращают нас в 1990-е годы и это значит, что защита прав человека, как и журналистика в нашей стране - по-прежнему могут быть смертельно опасными профессиями.

Обозреватель Сергей Нагорный

Фото ИТАР-ТАСС

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще