Точка зрения 23 июня 2022 г. 14:22

В практической плоскости

В практической плоскости
© РИА Новости. Михаил Голенков

Interfax-Russia.ru — Москва готовит ответные меры на ограничение Литвой калининградского транзита. Для доставки грузов в Калининград задействуют резервные мощности.

С позиции Литвы

 

Москва предупредила Вильнюс о возможном ответе на ограничение транзита товаров в Калининград, и министерство иностранных дел Литвы направило временному поверенному в делах России Сергею Рябоконю ноту, разъясняющую применение мер Европейского союза в отношении продукции из стали и черных металлов. В литовском МИДе также опровергли информацию о полном запрете транзита товаров между Калининградской областью и Россией.

"Пассажиры и товары, на которые не распространяется санкционный режим ЕС, продолжают перевозиться по территории Литвы в Калининградскую область и из нее. Литва не вводила никаких односторонних, индивидуальных или дополнительных ограничений на этот транзит. Литва последовательно реализует санкции ЕС, которые имеют разные переходные периоды и сроки вступления в силу", — подчеркнули в Вильнюсе.

Позицию Литвы подтвердил и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.

"Литва не накладывает односторонние национальные ограничения, она действует в рамках санкций Еврокомиссии", — сказал Боррель на пресс-конференции в Люксембурге, пообещав при этом "перепроверить, все ли правильно имплементируется".

Вместе с тем, как сообщил губернатор Калининградской области Антон Алиханов, Литовские железные дороги направили дополнительный запрос в Еврокомиссию с просьбой разъяснения особенностей грузового транзита в Калининград.

"Санкционные пакеты касаются российских грузов, которые передаются в ЕС. Они запрещены во взаимной торговле. У нас они идут транзитом из Россию в Россию. Это другое юридическое определение. Здесь необходимо дополнительное разъяснение. Это понимают Литовские железные дороги, и они направили дополнительный запрос Еврокомиссии, что бы им дали ответ именно в отношении транзита в Калининград. Это обязательство ЕС — не препятствовать этому транзиту", — пояснил Алиханов в своем телеграм-канале.

Сомнения по поводу правомерности приостановки транзита некоторых товаров между Россией и ее Калининградской областью в рамках введенных санкций Евросоюза высказала и оппозиция в сейме (парламенте) Литвы. Как сообщило агентство BNS, председатель Демократического союза "Во имя Литвы" и экс-премьер республики Саулюс Сквернялис предположил, что ограничение транзита в Калининградскую область может быть "каким-то национальным перформансом", и заявил о намерении выяснить все обстоятельства блокады у главы литовского правительства Ингриды Шимоните.

Со своей стороны премьер-министр страны подчеркнула, что Литва никак не интерпретирует санкции ЕС против России и не занимается блокадой Калининградской области.

"Никакой блокады Калининграда не происходит, просто с минувших выходных введены санкции в отношении части товаров, входящих в так называемый санкционный пакет, в частности, стали и черных металлов, а железнодорожные клиенты или участники договоров информированы о введении этих санкций, о том, что они не могут переваливаться и перевозиться", — заявила Шимоните журналистам.

При этом, по ее словам, все прочие товары, не подпавшие под санкции, а также пассажирский транзит, на который есть специальное соглашение между Евросоюзом, Россией и Литвой, перевозятся.

Премьер отметила, что о доброй воле Литвы свидетельствует не расторгнутый договор о пассажирских перевозках в ситуации, когда Россия не могла заплатить за него из-за международных санкций, примененных к банкам страны.

"В этот период были ситуации, когда, скажем, из-за определенных ограничений, примененных к банкам, Россия не могла оплатить перевозку пассажиров, что формально было бы поводом для расторжения договора, но перевозки продолжались, мы продолжали следовать контракту, были найдены финансовые институты, через которые можно было рассчитаться и погасить задолженность", — сказала Шимоните.

Между тем, кроме частичного запрета транзита железнодорожных грузов в Калининградскую область Литва ограничила и грузовой автомобильный транзит между Калининградом и остальной Россией. В пресс-службе областного правительства "Интерфаксу" уточнили, что частичное ограничение грузового транзита коснулось и автомобильного транспорта, следующего через Литву.

"Поэтому, как и железнодорожные, эти грузы на сегодня можно перевозить только морем", — сказали в пресс-службе.

Эту информацию "Интерфаксу" подтвердили сразу в нескольких компаниях, занимающихся автоперевозками, отметив, что литовская таможня уже разворачивает автомашины на белорусско-литовской границе в пункте пропуска "Мядининкай". В результате там образовалась большая очередь из грузовых автопоездов. Так, по официальным данным литовской таможни на 21 июня, пропуска в Литву ожидали порядка 330 автопоездов, а время ожидания проезда составляло более 32 часов.

По состоянию на утро 23 июня на выезд из Калининградской области в пункте пропуска "Чернышевское" стояло 150 грузовых машин. В пресс-службе Калининградской областной таможни связывают это с тем, что сотрудники таможни Литвы работают медленно.

"Причины этого нам неизвестны. С нашей стороны уже давно увеличено количество личного состава поста, что позволяет оперативно проводить все необходимые операции", — сообщили "Интерфаксу" в таможне, добавив, что только за минувшие сутки через "Чернышевское" в Литву выехало 238 большегрузов, въехало — 230.

 

Резервные мощности

 

В Минтрансе РФ заявили, что Россия располагает достаточными возможностями для снабжения Калининградской области морским путем необходимыми ресурсами и товарами.

Так, по состоянию на 22 июня на паромной переправе Усть-Луга - Балтийск работают 4 судна, среди которых 3 железнодорожных парома и многофункциональное судно с возможностью перевозки накатных, генеральных грузов и контейнеров. Кроме того, принято решение о привлечении дополнительного флота для обеспечения транспортной доступности региона. С 25 июня на линию Бронка - Санкт-Петербург будет поставлен универсальный сухогруз "Северного морского пароходства". А в сентябре на линию будет поставлен еще один новый железнодорожный паром, ходовые испытания которого близятся к завершению.

"В зависимости от фактической потребности провозные мощности морского сообщения могут быть оперативно увеличены за счет дополнительного флота", — заметили в ведомстве.

Там отметили, что на текущий момент определен перечень приоритетных для обеспечения нормальной жизнедеятельности региона товаров, попавших под запрет к транзиту, который будет перенаправляться с железнодорожного и автомобильного транспорта в порты Ленинградской области и дальше морем следовать к пункту назначения. Операторы морских терминалов Калининградской и Ленинградской областей готовы к переориентации грузопотоков и обработке дополнительных объемов груза.

Глава Калининградской области также отметил, что логистика морских перевозок между Калининградской областью и основной территорией России в ближайшее время будет улучшена.

"Несмотря на ограничение транзита железнодорожных и автомобильных грузов по территории Литвы, регион не испытывает проблем с получение всех необходимых товаров. Неоднократно говорил, что альтернативный морской путь у нас уже действует давно и успешно. На паромной линии Балтийск - Усть-Луга работают три железнодорожных парома и судно класса ro-ro. Но уже 25 июня еще одно грузовое судно — "Холмогоры" подключается к этой линии, улучшив логистику перевозок", — уточнил Алиханов "Интерфаксу".

По его словам, теплоход "Холмогоры", входящий в состав флота ОАО "Северное морское пароходство", будет ходить из порта "Бронка" в Санкт-Петербурге непосредственно в Калининградский морской торговый порт, который расположен практически в центре столицы области. И это заметно сократит транспортное плечо грузоперевозчиков.

Из порта "Холмогоры" выйдет в ночь на 26 июня. В порт Калининграда судно зайдет 29 июня. Планируется, что судно будет совершать несколько рейсов в месяц.

По данным участников транспортной отрасли, грузовместимость судна "Холмогоры" составляет 4,3 тыс. тонн для генеральных грузов или 160 морских тяжелых контейнеров (TEU). На борту имеется 40 розеток для рефрижераторных грузов. На судно можно загружать различный металлопрокат, грузы в биг-бэгах, строительную технику, изделия из бетона, негабаритные и тяжелые грузы, грузы с классом опасности 2-6. Также оно готово к перевозке грузов, следующих по России под процедурой "Внутренний таможенный транзит".

Компания "Оборонлогистика" со своей стороны предложила доставлять грузы в контейнерах в Калининград на сухогрузе "Урса Майор", работающем на железнодорожно-паромной линии "Усть-Луга - Балтийск". В компании сообщили, что места на железнодорожных паромах забронированы на 100% до конца июля 2022 года, однако на сухогрузе "Урса Майор" имеются резервные мощности для контейнерных перевозок и погрузки накатной техники, а расписание движения судна предполагает судозаходы не реже одного раза в неделю в каждый из морских портов.

В свою очередь в ООО "Транс-Бизнес-Консалт", которое является линейным агентом паромной переправы, "Интерфаксу" сообщили, что в настоящее время сразу несколько компаний рассматривают возможности аренды и постановки новых судов на маршрут Калининградская область - Усть-Луга и Санкт-Петербург.

"Наша компания уже долгое время работает с региональным бизнесом, уговаривая его перевозить грузы с "земли" на море, так как этот путь не зависит от политической ситуации. И сегодня к нам стоит очередь, хотя многие живут одним днем, считая прибыль и расходы сегодня. Вчера было выгодно возить автомобилями и поездом, сегодня морем. Но если посмотреть по году, то расходы на сухопутный путь и на морской практически равны", — заключил представитель компании.

Ситуация с морскими грузоперевозками между Калининградской областью с основной территорией России полностью контролируема и управляема, региональный бизнес не доложен паниковать, заявили "Интерфаксу" в пресс-службе оператора паромной переправы — ООО "Оборонлогистика".

"Ситуация последних дней вызвала некоторую растерянность среди бизнесменов региона. Они предполагают, что паромная линия заметно увеличит время доставки грузов и будет значительно дороже доставки по железной дороге и автотранспортом. Просим бизнес не паниковать, посмотреть на реалии и разобраться в грузовых возможностях нашей линии. Они полностью закроют все потребности грузоперевозчиков", — сказали в компании.

Безусловно, при перевозке грузов морским транспортом сроки доставки увеличиваются. Это связано и с погодой, и с особенностями перевозок морем. Но время это не будет исчисляться месяцами, как считают предприниматели, отметили в пресс-службе.

 

На стадии обсуждения

 

На текущей неделе российская сторона потребовала не только от Литвы, но и от Евросоюза восстановления нормального функционирования транзита между Калининградом и остальной территорией страны. 21 июня в МИД России был вызван глава представительства ЕС в Москве Маркус Эдерер, которому был заявлен "решительный протест" в связи с распространением односторонних антироссийских ограничений.

Послу ЕС указали на "недопустимость подобных действий, нарушающих соответствующие юридические и политические обязательства Евросоюза и ведущих к эскалации напряженности". На Смоленской площади также потребовали незамедлительного восстановления нормального функционирования калининградского транзита, иначе последуют ответные меры.

По мнению губернатора Калининградской области, ответные меры России в связи с ограничением транзита в регион могут привести к серьезным последствиям для экономики Литвы

"Экономика стран Прибалтики, и не только Литвы, серьезно зависит от грузового транзита. Этот объем огромен. Существование портов полностью завязано на российский транзит. Поэтому ответные меры могут быть самые разнообразные. Объем последствий для экономик этих стран может быть существенным, если не сказать системным и системообразующим для целого ряда отраслей", — указал Алиханов в эфире телеканала "Россия 24".

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев на днях также заявил, что Москва в ближайшее время ответит на "блокаду Литвой с подачи стран Запада транзита через свою территорию в Калининградскую область большой группы товаров".

"На подобные враждебные действия Россия, безусловно, отреагирует. Соответствующие меры прорабатываются в межведомственном формате и будут приняты в ближайшее время. Их последствия окажут серьезное негативное влияние на население Литвы", — сказал Патрушев.

В Кремле отметили, что ответные меры уже обсуждают.

"Меры готовятся. После того, как мы внимательно все взвесим, уже будем о чем-то говорить. О каких конкретно мерах идет речь, сейчас говорить преждевременно", — сообщил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, добавив, что сейчас идет процесс выработки решения.

При этом он еще раз подчеркнул, что действия Литвы по вопросу транзита грузов в Калининградскую область нарушают все имеющиеся договоренности, а санкции ЕС в отношении РФ в данном случае неприменимы.

Представитель Кремля уточнил, в частности, что речь идет о договоренностях от 1994 года между РФ и Евросоюзом. Согласно соглашению о партнерстве и сотрудничестве между РФ и Евросоюзом от 24 июня 1994 года, страны должны обеспечивать "свободный транзит через свою территорию товаров, происходящих из таможенной территории или предназначенных для таможенной территории другой стороны".

О проработке возможных ответных мер на ограничение Литвой калининградского транзита сообщила и официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. При этом накануне на брифинге она отметила, что меры "будут не в дипломатической, а в практической плоскости".

Захарова напомнила, что Евросоюзу и Литве "было заявлено о необходимости изменения предпринятых шагов, и если этого не произойдет, тогда ответные меры будут введены".

Председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий со своей стороны в ответ на блокаду считает возможным введение запрета на транзит литовским дальнобойщикам.

"Мы видим чисто политическое антироссийское решение (4-й пакет санкций ЕС — ИФ). В ответ мы можем теоретически запретить транзит через Россию литовским дальнобойщиком. Литва серьезно зарабатывает на транзите европейских грузов через Клайпеду. Для них это будет сильным ударом. Но мы, наверно, не будем пока действовать подобным не вполне порядочным образом", — сказал Слуцкий в эфире телеканала "Россия 24".

Он напомнил, что правила 4-го пакета санкций ЕС запрещают транзит в Россию определенных товаров.

"Но мы помним, что в 2003 году, когда мы признали современные границы Литвы, а в ответ Вильнюс гарантировал неприкосновенность калининградского транзита, даже упрощенного, мы считаем, что эти правила никак не перекрываются 4-м или любым другим пакетом санкций", — сказал Слуцкий.

В пакете возможных ответных мер на ограничение калининградского транзита также рассматривается вывод Литвы из общей системы электроснабжения путем разрыва энергетического кольца (БРЭЛЛ) — электрического кольца Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы, названного по первым буквам названий этих государств. Синхронный режим работы энергетических систем этих стран сложился на основе соглашения от 7 февраля 2001 года.

"Мы рассмотрим, помимо тех вопросов, которые я уже озвучил, по ограничению транзита для литовских дальнобойщиков, возможный разрыв энергетического кольца. Проект, конечно, очень чувствительный для Литвы, равно как и для Латвии, для Эстонии", — сказал Слуцкий.

Со своей стороны замглавы МИД РФ Сергей Рябков предостерег Запад от нагнетания напряженности в связи ограничением литовского транзита.

"На Западе есть силы, к сожалению, влиятельные и стоящие у рычагов власти, которые делают в буквальном смысле всё для того, чтобы провоцировать дальнейшее нагнетание напряженности в отношениях с Россией. Это тревожный факт. Впечатление такое, что у некоторых деятелей просто нет никаких пределов с точки зрения изобретения сценариев, когда вооруженное столкновение с нами для них кажется неизбежным. Мы предельно ответственно относимся ко всем обстоятельствам", — сказал он журналистам накануне.

Так Рябков отреагировал на заявления представителя Госдепа США Неда Прайса, сказавшего, что Вашингтон привержен обязательствам по договору о коллективной обороне в рамках НАТО, и отметившего, что США поддерживают Литву.

"То, что Евросоюз и Литва предпринимают сейчас в плане ограничения транзита в Калининградскую область, — это новый тяжелый удар по устоям европейской архитектуры, существовавшей на протяжении очень долгого времени. Наши интересы при этом будут гарантированно обеспечены, ответные меры последуют, они сейчас находятся в процессе выработки", — подчеркнул Рябков.

При этом он предостерег "натовцев и деятелей в Евросоюзе от этих опасных риторических игр по теме конфликта".

Обозреватель Анастасия Николаева

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще