Россия / Точка зрения 18 ноября 2016 г. 15:11

Вернуть социальную сеть

Interfax-Russia.ru – Соцсеть LinkedIn ищет пути разрешения ситуации, связанной с ее блокировкой в России. Она уже предложила Роскомнадзору обсудить запрос о переносе персональных данных.

Вернуть социальную сеть
© РИА Новости. Александр Кряжев

Социальная сеть для поиска и установления деловых контактов LinkedIn была основана в декабре 2002 года и запущена в мае 2003 года. По состоянию на конец 2015 года в LinkedIn зарегистрировано более 400 млн пользователей, представляющих 150 отраслей бизнеса из 200 стран. Около половины пользователей LinkedIn являются жителями США и приблизительно 25 млн зарегистрированы в Европе. В июне 2016 года сеть приобрела компания Microsoft.

LinkedIn предоставляет возможность зарегистрированным пользователям создавать и поддерживать список деловых контактов. Контакты могут быть приглашены как из числа зарегистрированных пользователей сети, так и извне, однако cоцсеть требует предварительное знакомство с контактами. В случае, когда пользователь не имеет прямой связи с контактом, он может быть представленным через другой контакт.

Пользователи LinkedIn могут использовать список контактов в различных целях: быть представленными через существующие контакты и расширять связи; осуществлять поиск компаний, людей, групп по интересам; публиковать профессиональные резюме и осуществлять поиск работы; рекомендовать и быть рекомендованными; публиковать вакансии; создавать группы по интересам (например: Russian connection, Russian speaking professionals abroad, Harvard Club of Russia и т.д.).

Претензии Роскомнадзора к Linkedin возникли из-за нарушения российского законодательства о локализации персональных данных. Поправки к закону "О персональных данных", которые требуют локализации персональных данных на территории России, вступили в силу 1 сентября 2015 года.

С этого момента любая российская или зарубежная компания, ориентированная на работу с российскими пользователями, должна обеспечивать запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение персональных данных россиян с использованием баз данных, находящихся на территории РФ.

Роскомнадзор требовал от администрации соцсети перенести серверы для хранения персональных данных российских пользователей на территорию РФ согласно новому законодательству. Регулятор также просил сеть изменить пользовательское соглашение, по которому персональные данные российских пользователей могли передаваться без их ведома третьим лицам.

Как напомнил "Интерфаксу" пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский, с 2010 года у сети Linkedin происходили крупные скандалы, связанные с утечкой пользовательских данных. "Поэтому этим летом мы направили им в досудебном порядке два письма с просьбой предоставить сведения об исполнении ими закона о локализации персональных данных на территории РФ", - рассказал собеседник агентства.

По его словам, в ответ компания прислала "две отписки", которые не давали ответа по существу на заданные вопросы. "В полном соответствии с алгоритмом взаимодействия с иностранными компаниями, не имеющими представительства в РФ, мы воспользовались своим правом обращения в суд. И 4 августа Таганский суд удовлетворил наш иск, постановив внести данную соцсеть в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных", - пояснил Ампелонский.

Соцсеть обжаловала данное решение в вышестоящей инстанции, однако 10 ноября Мосгорсуд признал законной блокировку LinkedIn по иску Роскомнадзора.

В ходе судебного заседания представитель LinkedIn Corporation заявила, что деятельность одноименной социальной сети не нарушает требования законодательства о защите персональных данных. Тем более, по ее словам, Роскомнадзор не ответил вопрос, каким образом LinkedIn нарушает права пользователей, которые добровольно предоставили свои персональные данные для расширения персональных контактов.

В свою очередь другой представитель компании отметил, что обработкой персональных данных зарегистрированных в соцсети LinkedIn занимается, согласно документам компании, не LinkedIn Corporation, к которой был подан иск, а расположенная в Ирландии LinkedIn Ireland.

"Граждане дают согласие на обработку своих персональных данных. Никаких исков против LinkedIn, массовых движений о том, чтобы закрыть этот сайт, в суд первой инстанции не представлено, так как их не было", - сообщил представитель компании, добавив, что блокировка нарушит права граждан, которые зарегистрировали в данной сети, так как доступ для них на сайт будет закрыт.

Со своей стороны представитель Роскомнадзора отмечал, что LinkedIn Corporation, по ее же документам (пользовательское соглашение и заявление о конфиденциальности), занимается сбором и обработкой персональных данных посредством сайта. А поскольку речь идет об обработке персональных данных россиян, находящихся на территории РФ, то компания должна выполнять требования российского законодательства в области персональных данных.

17 ноября Роскомнадзор внес соцсеть LinkedIn в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных и направил уведомление для блокировки операторам связи. Соцсеть будет заблокирована на территории РФ в течение дня, уточнил "Интерфаксу" пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский. В этот же день операторы связи начали ее блокировку.

Между тем, советник президента РФ по интернету Герман Клименко полагает, что соцсеть выполнит требования Роскомнадзора и будет разблокирована. Он подчеркнул, что речь идет "о споре на уровне права". "Там вопрос заключается в том, что такое "персональные данные", что охраняется. Являются ли фамилия, имя, отчество, фотография персональными данными, которые подпадают под действие этого закона", - пояснил советник президента в прямом эфире телеканала "Россия 24".

По его словам, "здесь разошлись позиции LinkedIn как компании, у которой есть опыт американский, и нашего суда, который следует нашей, российской трактовке закона". "Я думаю, что в результате происходящих событий будет либо уточнена версия закона, либо внесены поправки. Это законодательство у нас достаточно мобильное, поскольку интернет - это новая среда. Может быть принятая позиция пересмотрена, а, может быть, нет", - сказал Клименко, добавив, что "на текущий момент Роскомнадзор просто выполнил судебное решение".

Он подчеркнул, что "на самом деле, это (исполнение Роскомнадзором решения суда) неплохо, потому что основная проблема нашего судопроизводства в том, что мы принимаем решения, но не всегда их выполняем".

В пресс-службе LinkedIn "Интерфаксу" сообщили, что социальная сеть действительно заинтересована во встрече с Роскомнадзором. При этом в компании еще раз подчеркнули, что действия Роскомнадзора по блокировке LinkedIn ограничивают доступ миллионов пользователей в России, которые используют соцсеть, чтобы развивать свой бизнес.

В свою очередь в сообщении компании, поступившем ее пользователям, отмечается, что, несмотря на уверенность в том, что деятельность Linkedin соответствует законодательству РФ, соцсеть ищет все возможные пути разрешения ситуации, связанной с блокировкой на территории России.

В сообщении уточняется, что компания уже обратилась в Роскомнадзор с предложением встретиться для обсуждения запроса о переносе персональных данных.

"В зависимости от того, как будет приводиться в исполнение это решение, большинство наших услуг может быть недоступно на территории Российской Федерации в течение некоторого времени. Тем не менее, вы можете осуществлять доступ к Linkedin за пределами Российской Федерации", - отмечается в сообщении.

Как поясняет компания, "ваш профиль будет появляться в результате поиска и с вами смогут связываться другие участники с предложениями карьерных возможностей". "Вы сможете получать актуальный контент и многое другое по электронной почте. Ваша учетная запись будет оставаться открытой до тех пор, пока вы не отправите нам запрос на ее закрытие", - говорится в сообщении.

Компания также предлагает вернуть денежные средства тем, кто приобрел доступ к одной из платных услуг Linkedin, но больше не может ею пользоваться в результате блокировки соцсети.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook