Россия / Точка зрения 16 июля 2009 г. 16:52

Визуальный заслон японскому жуку

Interfax-Russia.ru - Ввозимые в Россию иномарки приравняли к шишкам хмеля, плодам рожкового дерева и пиломатериалам.

Отныне автомашины также будут осматриваться на предмет наличия вредных насекомых. Известие о введении фитосанитарного контроля для бывших в употреблении автомобилей иностранного производства, ввозимых на территорию РФ, вызвало бурю возмущения у граждан, занятых этим бизнесом.

Теперь, чтобы "растаможить" партию автомобилей, необходимо получить подтверждение их фитосанитарной безопасности. Дополнительный контроль должен исключить ввоз на территорию страны в кузовах автомашин почвы, грунта, опасных карантинных организмов и вредителей. Если после визуального осмотра состояние техники вызвало подозрения, то транспортное средство может быть задержано для дальнейших исследований на срок до 20 дней. Такие задержки, мягко говоря, не на пользу предпринимателям, заполняющим внутренний рынок подержанными "японками" и европейскими автомобилями.

По мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, усиление контроля неизбежно создает еще одно препятствие на пути ввоза иномарок. "Я считаю, что оснований для такой меры нет. Это еще одна попытка выжать максимум из этого бизнеса", - заявил Interfax-Russia.ru Виктор Похмелкин.

Однако у государства своя логика. По данным Россельхознадзора РФ, за два предыдущих года биологические материалы и объекты (попросту насекомые) были обнаружены более чем в 4 тыс. образцах импортной техники. Причем в 14 случаях за тот же период найденные объекты несли потенциальную опасность для России. "Вредители без границ" были представлены азиатской хлопковой совкой, американской белой бабочкой, непарным шелкопрядом и японским жуком.

Гусеницы совки снижают урожай растений-хозяев на 75%. Американская белая бабочка поражает более 200 видов деревьев, в том числе плодовые культуры. Личинки японского жука повреждают корни большинства травянистых растений, в том числе колосовых, зерновых, злаковых и бобовых трав. Одним словом, назвать таких гостей желанными никак нельзя.

Впрочем, эффективность карантинного контроля на границе тоже вызывает сомнения. Как поясняют официальные представители Россельхознадзора РФ, осмотр машины будет бесплатным и визуальным, то есть на глаз. Видимо, если в салоне машины грязно, ползают насекомые, а к протекторам прилипла трава вперемешку с другими биосубстанциями, это дает основания для дальнейших лабораторных исследований. И достаточно будет помыть автомобиль перед осмотром, чтобы вопросов не возникало. В этом случае, обещают в Россельхознадзоре РФ, осмотр займет 15-20 минут.

"Вопрос не в том, сколько времени займет осмотр, а в том, что его в принципе придется проходить, - считает Виктор Похмелкин. - Глаза могут увидеть и то, чего нету". Или не увидеть то, что есть. По мнению председателя Движения автомобилистов России, у нововведения четко просматривается богатый коррупциогенный потенциал. Кстати, дальневосточники, для которых автобизнес - вопрос экономического выживания, используя возможности всемирной сети, уже активно обсуждают оптимальный размер мзды за беспроблемный фитоконтроль на границе. Дополнительные расходы за "растаможку", естественно, оплатит конечный покупатель иномарки, где-нибудь в Сибири или на Урале. Причем платить ему, похоже, придется дважды.

Дело в том, что, согласно федеральному законодательству, ввозимая на территорию РФ подкарантинная продукция подлежит как первичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру в пунктах пропуска через границу РФ, так и - внимание! - вторичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру в местах назначения.

И если насчет первичного осмотра все более-менее ясно, - не получил сертификат от фитоинспектора, сиди в таможенной зоне, - то с досмотром в пункте назначения сплошные вопросы. Так, например, в Россельхознадзоре по Свердловской области пролить свет на организацию вторичного досмотра просто отказались. В Кургане выразили уверенность, что повторным досмотром вообще заниматься не надо, ведь автомобиль проверили на въезде в страну. В Челябинске честно признались, что сами пока не разобрались в ситуации.

"Я разговаривала с нашими специалистами. На сегодняшний момент есть перечень досматриваемых объектов, куда вошли и автомобили, но, по их словам, нет регламента досмотра, - сообщила Interfax-Russia.ru пресс-секретарь регионального управления Россельхознадзора Дарья Зверева. - Правда, количество транспортных средств, которые завозят через границу с Казахстаном, проходящую по территории области, невелико. В 2008 году всего 122 единицы, при этом - ни одной легковой машины. Но это первичный контроль. А что с осмотром автомобилей, которые прибывают в область как в конечный пункт назначения, пока неясно".

Меньше всего волнений нововведение принесло таможне. На территории Курганской области 9 таможенных постов, их сотрудники просто будут требовать теперь при ввозе автомобиля документ, подтверждающий прохождение фитосанитарного контроля. "Для того чтобы автомобиль попал на территорию России, на границе необходимо пройти 7 контролирующих органов. Пока пакет документов не скомплектован, мы просто не имеем права разрешить ввоз транспортного средства", - пояснила Interfax-Russia.ru пресс-секретарь Курганского таможенного управления Наталья Карпова. А уж как получен фито-сертификат, законным путем или как-то иначе, это вопрос явно не к таможенникам.

Разумеется, бесконтрольный ввоз в Россию потенциально опасных биообъектов недопустим. Но визуальный осмотр - слишком хлипкая препона на пути японского жука. Да и ответственность мздоимца, "проглядевшего" вредное насекомое, сомнительна. Надо ведь еще доказать, что жук в момент осмотра был виден невооруженным глазом…

А пока вредители свободно перемещаются через границы и даже достигают мест весьма отдаленных. Как сообщает агентство "Интерфакс", несколько дней назад японский жук добрался до Магадана. Фитосанитары Россельхознадзора по Магаданской области обнаружили вредителя в одном из автомобилей, прибывшем из Страны восходящего солнца.

Еще удивительней была находка, обнаруженная за радиаторной решеткой другого японского автомобиля. Там птица умудрилась свить гнездо. "Гнездо свито из соломы, элементов почвы, сухих тонких веток. Более того, в гнезде мы обнаружили два разбившихся и два целых яйца. Само по себе это гнездо не представляет опасности, за исключением возможности его заражения гриппом птиц, нематодой и прочими карантинными для нашей страны объектами", - рассказала агентству "Интерфакс-Дальний Восток" начальник отдела фитосанитарного надзора управления Россельхознадзора по Магаданской области Татьяна Энс.

Сейчас специалисты исследуют гнездо и пытаются определить, что за птичка свила гнездо диаметром в 20 см и даже снесла яйца в иномарке. Будем надеяться, фитоконтроль на границе все же позволит избежать контрабандного воза в страну заграничных зверей и птиц, решивших последовать примеру японского жука.

Обозреватель Елена Глушкова

Фото ИТАР-ТАСС