Interfax-Russia.ru – Проблема отмены моратория на смертную казнь в России – это, прежде всего, проблема разного отношения к этому виду наказания у власти и у населения.
Может ли Россия вернуться к практике вынесения смертных приговоров? Об этом почти не вспоминали целое десятилетие – в стране все это время действовал мораторий на данный вид наказания, и самое страшное, что в эти годы могло ждать опасных преступников, – это пожизненное заключение.
Напомним, что в постановлении Конституционного суда (КС) от 2 февраля 1999 года говорится, что смертная казнь не может назначаться в качестве наказания до введения во всех субъектах РФ суда присяжных. В то же время, в соответствии с 6-м протоколом Европейской конвенции по правам человека, которую подписала РФ, смертная казнь отменяется.
Подписанную конвенцию Россия так и не ратифицировала, а вот суды присяжных во всех регионах с 1 января будущего года уже появятся. В этой связи Верховный суд попросил КС об официальном разъяснении, можно ли применять в стране смертную казнь с указанной даты, ведь с первого дня 2010 года у судов может возникнуть "противоречие в правоприменительной практике".
В понедельник Конституционный суд публично рассмотрел это ходатайство, правда, не вынес окончательного решения. Несмотря на то, что представители Верховного суда поторапливали КС с решением, глава Конституционного суда Валерий Зорькин заявил о том, что судьям нужно время, чтобы вынести взвешенное решение. "Решение принимается в закрытом заседании, а о дате провозглашения решения будет сообщено дополнительно", - сказал он.
Изначально было понятно, что сторонники возвращения расстрелов окажутся в меньшинстве. На этом заседании выступили представители всех ветвей российской власти – ни один из них не стал требовать возвращения высшей меры наказания.
Начнем с мнения главы государства. Президент РФ Дмитрий Медведев выступает за поэтапную отмену смертной казни, заявил в своем выступлении представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов. "Отмена смертной казни – одна из целей судебно-правовой реформы", - сказал он.
"Позиция президента РФ по вопросу отмены антигуманного уголовного наказания – смертная казнь – изложена полномочным представителем при рассмотрении дела, о котором идет речь, и была выражена однозначно и четко как позиция на поэтапную отмену смертной казни в соответствии с рекомендациями ПАСЕ, с учетом положений статьи 20 Конституции РФ о временном характере применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни", - заявил Кротов. Он сделал вывод о том, что "временный характер применения смертной казни определен Конституцией, и в этом направлении главой государства сделан целый ряд практических шагов, и его позиция остается неизменной".
Смертной казни в России фактически уже нет, а пожизненное заключение – гораздо более суровое наказание. Такую точку зрения выразил представитель правительства РФ в КС Михаил Барщевский. "Фактически в России смертной казни уже нет. Это уже исторический факт", - сказал Барщевский на слушаниях.
Таким образом, по его мнению, статья 20 Конституции страны, в которой говорится, что смертная казнь применяется вплоть до ее отмены, уже выполнена. "У вас есть возможность, как мне кажется, сформулировать четкую позицию, что в Российской Федерации смертной казни больше не существует, поскольку статья 20 Конституции РФ исполнена", - заявил Барщевский.
"Многие думают, что Конституционный суд рассматривает сегодня дело о смертной казни. Но мне кажется, что сегодня вы рассматриваете дело об определении вектора исторического развития России", - сказал представитель правительства, обращаясь к президиуму суда. По мнению Барщевского, применение пожизненного заключения в качестве замены смертной казни является более тяжелой формой наказания, более соответствующим русскому понятию кара. "Вечная жизнь в тюрьме, когда человек и мечтать не может, что увидит море, птичек, поиграет в снежки – вот это кара", - сказал он.
В конце своего выступления Барщевский напомнил, что в Китае в настоящее время за коррупцию преступников публично расстреливают, однако, по его словам, "результат – коррупция растет".
Выслушав представителей главы государства и правительства, участники слушаний узнали и позицию Минюста РФ. Представитель этого министерства Елена Борисенко в своей речи отметила, что решение по данному вопросу должно приниматься в соответствии с международными нормами. До того момента, как РФ либо откажется от участия в 6-м протоколе Европейской конвенции, либо примет решение о его ратификации, "смертная казнь не может назначаться", дала однозначный ответ Борисенко.
И, наконец, в Госдуме тоже считают, что применение в РФ смертной казни невозможно. Как заявил в ходе слушаний постоянный представитель Госдумы в Конституционном суде РФ Александр Харитонов, "несмотря на то, что шестой протокол (Европейской конвенции по правам человека – ИФ) не ратифицирован, Российская Федерация обязана воздерживаться от применения смертной казни вплоть до ее отмены".
Кстати, на то, что пресловутый шестой протокол российский парламент за 10 с лишним лет так и не ратифицировал, посетовал судья Верховного суда РФ Владимир Давыдов. "Мы должны заявить, либо мы выходим из 6 протокола, либо должны его ратифицировать", - заявил он.
Но не все так просто. В Совете Федерации, например, предлагают не торопиться с принятием однозначного решения по вопросу о применении смертной казни и для начала провести референдум по этой проблеме. "Давайте объявим референдум по вопросу о смертной казни. Ведь именно референдум является наивысшей формой народовластия", - сказал "Интерфаксу" первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.
По его словам, если мы являемся демократическим государством, то демократия предусматривает "власть народа". "Может быть, следует прислушаться к мнению народа", - добавил Торшин. Сам он является сторонником сохранения высшей меры наказания для преступников, совершивших убийство. "Лишивший жизни человека достоин того же. Что касается других видов преступлений, в том числе экономических, связанных с наркотиками, то здесь должно быть пожизненное заключение", - полагает первый вице-спикер.
По его словам, смертная казнь ничего не решает, в том числе не делает более эффективной борьбу с тяжкими преступлениями. Парламентарий обратил внимание на опыт США, где в ряде штатов смертная часть как высшая мера наказания существует. "Может и нам взять на вооружение этот опыт", - предлагает он. Ведь в России, пояснил Торшин, "есть регионы, где невысок процент совершения тяжких преступлений". "Пусть там смертной казни не будет. А, к примеру, в Ингушетии, Дагестане, где практически ежедневно убивают сотрудников правоохранительных органов, смертную казнь сохранить", - сказал он.
По его словам, в США убийство полицейского является гарантией получения преступником высшей меры наказания. "Убийство полицейского в США – это чрезвычайное происшествие. А у нас, по данным главы МВД Рашида Нургалиева, за последнее время было убито 1,5 тыс. милиционеров при исполнении служебных обязанностей", - приводит доводы Торшин.
В итоге, по его мнению, России не стоит торопиться с ратификацией Европейской конвенции по правам человека и ее протокола, касающегося отмены смертной казни. "На сегодняшний день ситуацию со смертной казнью можно оставить так, как она есть", - заключил Торшин.
В свою очередь председатель Госдумы РФ Борис Грызлов также заявил о том, что ратифицировать протокол Европейской конвенции об отмене смертной казни преждевременно. "Надо понять, насколько мы к этому готовы", - сказал он во вторник, отвечая на вопрос "Интерфакса".
По его словам, ни среди депутатов Госдумы, ни в России в целом пока, судя по всему, нет большинства, которое выступало бы за полный, в том числе и на законодательном уровне, запрет смертной казни.
Спикер признал, что Россия при вступлении в Совет Европы взяла обязательство отменить смертную казнь, то есть она "связана этим шестым протоколом". "Поэтому есть определенные международные обязательства", - добавил Грызлов. "Но с другой стороны мы не можем в угоду каким-то международным обязательствам решать вопрос, который не имеет полной поддержки нашего народа", - подчеркнул председатель Госдумы.
По его словам, вопрос об отмене смертной казни в Госдуме обсуждается, и сегодня очевидно, что за смертную казнь высказывается больше депутатов, чем за отмену этой меры. "Всевозможные фонды проводят опросы, которые также говорят о том, что народ скорее склонен поддержать идею смертной казни, чем отказываться от нее", - заметил Грызлов.
Действительно, как показывают самые свежие исследования социологов, россияне не склонны проявлять жалость к неисправимым преступникам. На данный момент допустимой смертную казнь считают 56% граждан РФ. По их мнению, лишь крайняя мера наказания сможет уменьшить количество тяжких преступлений в стране. К тому же опрошенные считают несправедливым тот факт, что налогоплательщики должны пожизненно содержать убийц, насильников и педофилов.
Такие результаты опроса представлены Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru. Исследование проводилось 30 октября - 2 ноября во всех федеральных округах с участием 3800 респондентов старше 18 лет. "Преступников, которые отняли жизнь у другого человека, и это доказано следствием, не нужно содержать за счет налогоплательщиков. Их нужно казнить"; "Да, если это рецидивисты и доказательства вины неопровержимы", - так комментируют свое мнение сторонники смертной казни.
Против применения смертной казни в России высказывается ровно четверть респондентов. Среди причин, которые должны сдерживать введение смертной казни в стране, участники опроса называют несовершенную законодательную систему и жестокость данного метода наказания. "А если осудят невиновного?"; "У людей не будет возможности исправиться"; "Казнь – это убийство. Если я проголосую за смертную казнь, то чем я лучше этого убийцы, которого надо казнить? Пусть Бог решает – кому жить, а кому умереть", - комментируют респонденты свое мнение.
Почти каждый пятый респондент (19%) затруднился с ответом: "Я не знаю, можем ли мы распоряжаться жизнями других людей"; "Я не против смертной казни, но в России, где законодательство и судебная система далеко не совершенны, это может привести к хаосу".
С точки зрения правозащитников и большинства экспертов, каждый второй житель страны заблуждается. Так, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин называет будущее решение Конституционного суда по поводу смертной казни историческим для страны и убежден, что оно повысит ценность человеческой жизни в России. "Я призываю вас принять историческое решение, которое, возможно, приведет к росту терпимости, повышению ценности человеческой жизни и резкому снижению преступлений, которые раньше карались смертной казнью", - сказал Лукин.
Он подчеркнул, что весь мир идет по пути отмены смертной казни, и проблема уничтожения "этого средневекового обряда" является всемирным явлением. "Когда мы говорим, что высокая преступность, связанная с убийствами, у нас потому, что нет смертной казни, это неверно", - сказал Лукин, предложив сравнить высокую преступность в США, где есть смертная казнь, и более низкую в Европе, где такая мера наказания отсутствует. "Преступность у нас высокая потому, что ценность человеческой жизни низка, и в 20 веке стала еще ниже, потому что смертная казнь стала обыденным явлением", - добавил омбудсмен.
В Общественной палате России также высказались за продление моратория на смертную казнь и запрет на законодательном уровне этого вида наказания. "Смертная казнь, как показывают экспертные исследования и статистика, не влияет на криминогенную ситуацию в стране, где она применяется. Эта исключительная мера не может искоренить тяжкие преступления", - сказал руководитель комиссии ОП РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно- правовой системы, адвокат Анатолий Кучерена на расширенном заседании этой комиссии.
По его словам, одним из главных аргументов против смертной казни является возможность судебной ошибки. "Самое страшное при этом – судебная ошибка, которая может стоить жизни невинного человека", - сказал адвокат. По его мнению, несмотря на неоднозначное отношение российского общества к этой проблеме, смертная казнь в стране все равно должна быть отменена.
Как пишет на сайте Центра политических технологий другой известный российский адвокат Игорь Трунов, чтобы расставить, наконец, точки над "i", нужно "просто ратифицировать дополнительный шестой протокол и имплементировать его в наше право, а те экзотические способы, которые предлагаются, абсолютно непонятны". "Если мы не отменим смертную казнь, нас выгонят из Совета Европы. Как известно, отмена смертной казни была одним из условий членства в Совете Европы", - напоминает Трунов.
Очевидно, что знаменитое "казнить нельзя помиловать" неожиданно стало в России не только юридической головоломкой, но и философской, и даже политической. Юридической – потому что произошел перехлест международных обязательств и внутреннего "тайм-аута" на смерть, философской – потому что далеко не все, в том числе политики, согласны с тем, что целая жизнь за решеткой равносильна или даже страшнее физической ликвидации преступника из общества. А политическая подоплека в том, что это самое общество в вопросе о смертной казни сейчас, по сути, расколото 50 на 50. Так что если власть поддержит одних, то она должна будет непременно объяснить свое решение другим. Объяснить то, что высшая мера наказания в России при любом раскладе будет адекватной и неотвратимой.
Обозреватель Сергей Нагорный