Россия / Точка зрения 29 декабря 2011 г. 13:00

Вывели на чистую воду

Interfax-Russia.ru – Российский рефрижератор "Спарта" столкнулся с льдиной и из-за пробоины не мог вернуться к земле. Спастись из ледового плена ему помогло южнокорейское судно "Араон".

Выход в северные моря зимой всегда сопряжен с риском – ежегодно из ледового плена спасают суда, которые могли погибнуть, если бы помощь не подоспела вовремя. Очередным ледовым пленником стал российский рефрижератор "Спарта" компании "Антей", который вел промысел рыбы клыкач в море Роса, но столкнулся с льдиной и получил пробоину.

Экипаж судна пренебрег опасностью путешествия и отправился в покрытое льдом море, зная, что за свой улов они получат неплохие деньги.

"Для ловли клыкача есть немного времени, поэтому рыбаки стремятся не упустить его, нередко в ущерб безопасности, без учета ледовой обстановки", – пояснил "Интерфаксу" руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.

Сигнал бедствия экипаж рефрижератора подал по спутниковой связи вечером 15 декабря. В 2 тыс. милях к северо-востоку от Новой Зеландии "Спарту" затерло во льдах, судно получило пробоину у ватерлинии, и вода стала заливать трюм. Чтобы удержать рефрижератор на плаву, экипаж из 32 человек разделили – часть его спустилась за борт на спасательных шлюпках, другая пыталась откачать воду из трюма и заделать пробоину.

В 20 милях от "Спарты" находилось норвежское рыболовное судно Seljevaer, которое запеленговало сигнал бедствия и пыталось пробиться к нему сквозь затянутое льдом море. Но плотный лед, который в некоторых районах достигает 95%, помешал судну прийти в район бедствия.

"Однотипное со "Спартой" другое российское рыболовное судно – Chiyo Maru no. 3 – находится в 290 милях от пострадавших, но у него отсутствует ледовый класс. Ближайшее неназванное судно к "Спарте" находится на расстоянии всего 19 миль, однако оно также затерто во льдах и помочь ничем не может", – сообщил "Морской бюллетень Совфрахт".

На помощь рефрижератору с американской антарктической станции "Мак Мурдо" отправился самолет типа "Геркулес", который не мог оказать помощь терпящим бедствие, но следил за обстановкой и координировал действия судов, идущих на подмогу.

"На судне достаточно провианта, имеется около 200 тонн топлива, оно может до 50 суток находиться в автономном плавании", – заявил "Интерфаксу" руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.

Тем временем в трюм пострадавшего рефрижератора поступала вода, и судно накренилось на 13 градусов, позже крен увеличился до 15 градусов. Из-за перегрузки на судне работали только две из трех помп, и чтобы продержаться еще несколько дней, экипаж просил сбросить им еще две помпы.

17 декабря брешь на "Спарте" удалось заделать, закрыв ее металлическим листом. Экипажу оставалось дождаться самолета ВВС Новой Зеландии, на борту которого находилась дополнительная помпа, спасательные плоты, жилеты и дизельное топливо. Самолет сбросил груз на шельфовый лед, и российский рефрижератор направился за посылкой. Но во время движения "Спарта" повредила заплатку, и трюм опять наполнился водой.

"В этих непростых условиях экипажу удалось закрыть пробоину просмоленным брезентом и продолжить откачку воды", – сообщил "Интерфаксу" руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.

Облегчить ситуацию можно было, уменьшив крен судна хотя бы до 8 градусов – тогда пробоина поднялась бы над водой, и ее можно было заделать. Чтобы уменьшить крен, нужно было откачать часть топлива, но подойти к аварийному судну из-за плотного льда могли только ледоколы или суда с необходимым ледовым классом, которые находились в нескольких днях пути.

Чтобы дождаться помощи и избежать повторных повреждений, судно пришвартовали к крупной льдине.

"Вода все еще поступает. За четыре часа она набегает, за полчаса помпа ее откачивает. Вот такая пропорция. Ситуация стабильная, понятно, что тяжелая", – сообщил 26 декабря агентству "Интерфакс - Дальний Восток" генеральный директор компании "Антей" Андрей Поломарь.

25 декабря в зону бедствия прибыло южнокорейское судно "Араон" с необходимым ледовым классом. На него планировали откачать как минимум 100 тонн топлива – брешь на "Спарте" должна была подняться над водой, и пластырь, который сдерживал поступление воды, могли снять, а пробоину заделать с помощью материалов, доставленных самолетом новозеландских ВВС накануне.

"Мне как минимум нужно слить 100 тонн топлива. Тогда бы можно было пробоину заварить, сделать дублировку. А пока пробоина под водой, мы не можем ничего сделать. Тронешь пластырь, вода снова хлынет в трюмы. А если системы перестанут справляться с водой, нам придется покинуть судно. А это тоже очень опасно", – рассказал газете "Известия" капитан корабля Олег Старолат.

Чтобы оценить ситуацию, несколько членов экипажа южнокорейского судна перешли на борт "Спарты". В случае, если бы они решили, что отремонтировать российский рефрижератор невозможно, команду "Спарты" отправили бы на южнокорейский "Араон" и доставили в безопасный район. Во время осмотра нашли еще одну брешь, которую нельзя было заделать в море, но плавучести судна она не угрожала – было решено залатать только основную пробоину и отправиться к берегу.

В интервью "Первому каналу" заведующий консульским отделом посольства России в Новой Зеландии Валерий Мартынов сообщил, что никто из членов команды "Спарты" не пострадал.

"Непосредственной угрозы жизни членам экипажа, к счастью, нет. Погодные условия достаточно благоприятные – плюс 3 градуса по Цельсию", – сказал официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. Также он подчеркнул, что в министерстве иностранных дел и торговли Новой Зеландии действует оперативный штаб по спасению российского рефрижератора, в работе которого участвуют сотрудники консульского отдела посольства РФ в Веллингтоне.

По данным Росрыболовства, среди членов экипажа "Спарты" 16 граждан Индонезии, россияне – Олег Старолат (капитан), Дмитрий Литвинов, Игорь Тайнис, Иван Мухин, Андрей Михайлов, Виктор Ионкин, Андрей Лисич, Анатолий Девак, Сергей Борищенко, Олег Новоселов, Антон Лаговский, Денис Кругляшов, Василий Дикий, Валерий Ласточкин, Евгений Кулиш и украинец Сергей Усачев.

28 декабря ремонтные работы на рефрижераторе были завершены, и южнокорейское судно "Араон" вместе со "Спартой" отправилось к берегу.

По словам генерального директора компании "Антей", которая является владельцем судна, Андрея Пономаря, вопрос о том, где будет отремонтирована "Спарта", все еще решается. Однако по данным новозеландского телевидения, российский рефрижератор вскоре отправится в док новозеландского города Литтлтон.

Также в ближайшее время необходимо будет решить, кто и как будет оплачивать спасательную операцию. Дело в том, что по морскому регистру бесплатно спасают только экипаж, а за спасение судов приходится платить.

Обозреватель Татьяна Кочеткова