Россия / Точка зрения 19 января 2011 г. 19:27

"Золотой" корм железных коней

Interfax-Russia.ru – Цены на бензин и дизтопливо растут с конца 2010 года угрожающими темпами. Эксперты предрекают дальнейшее удорожание и невеселую цепную реакцию в экономике страны.

У многих россиян начало каждого года ассоциируется с традиционным подорожанием всего – продуктов, тарифов на ЖКХ, проезда в общественном транспорте и т.д. В это время обычно слегка дорожает и бензин. Однако 2011 год принес весьма неприятный "сюрприз" – с первых же чисел января цены на российских автозаправках стали чуть ли не ежедневно увеличиваться. Стоимость автомобильного топлива с начала года выросла уже на 1%. В течение грядущего года, как предрекают аналитики, бензин и дизельное топливо точно будут прибавлять в стоимости. Параллельно повысят цены транспортные и логистические компании, а это, как не сложно догадаться, станет одним из главных катализаторов общих инфляционных процессов. По интернету уже гуляет грустная шутка: "Машина не роскошь. Роскошь – средства на ее передвижение".

По данным недавнего исследования ВЦИОМ, около 60% россиян серьезно обеспокоены ростом цен на автомобильное топливо. Это не удивительно – в 2010 году рост цен на бензин составил 6,5%, причем только в декабре ценовой всплеск составил до 0,9%. Сильнее всего в прошлом году выросла средняя цена на дизельное топливо – на 23%: с 18,46 руб. за литр в январе до 22,70 руб. за литр в декабре.

Первые недели января и вовсе шокировали автолюбителей. Так, согласно данным Росстата, с 28 декабря по 11 января потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России выросли на 1%. "Увеличение средних цен на бензин зарегистрировано в 69 центрах субъектов Российской Федерации. (…) В 13 центрах субъектов Российской Федерации цены остались на уровне предыдущего периода. Удешевление бензина на 0,3% было зафиксировано лишь в Ижевске", - отмечает Росстат и приводит конкретные факты. В Сыктывкаре "корм" для железных коней за пару недель вырос на фантастические 9,1%, в Санкт-Петербурге – на 2%.

Стоимость литра бензина в среднем по России на 11 января составила 23,36 руб. (27 декабря – 22,89 руб.). При этом Аи-92 поднялся в цене на 0,8% (24,01 руб. за литр), а Аи-95 - на 0,7% (до 25,8 руб.). Стоимость дизтоплива увеличилась и вовсе на 2,6% (24,74 руб.). Вместе с тем, стремительно дорожает низкооктановый Аи-80, производство которого запрещено государственным техрегламентом с сентября этого года. Его цена в середине января составила 21,03 руб. за литр, то есть на 2,3% больше, чем 30 декабря 2010 года.

Прогнозы на дальнейшие месяцы неутешительны для автовладельцев. Многие эксперты считают, что психологический ценовой рубеж в 30 руб. за литр Аи-95 может быть преодолен уже через 4-5 месяцев. На днях исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко в интервью "Русской службе новостей" заявил, что в ближайшее время цены на бензин могут повыситься на 2,5 - 3 рубля за литр. В целом за 2011 год цены на автомобильный бензин в России вырастут примерно на 10%, полагают специалисты. При этом аналитики-"оптимисты" считают, что общее грядущее удорожание не превысит 5%, а "пессимисты" ждут 25-30% роста цен по итогам года.

Эксперты называют самые разные факторы, которые привели к скачку цен и продолжат влиять на ценники АЗС в обозримом будущем, но чаще всего звучат такие причины: рост ставок госакцизов с начала 2011 года, сокращение производства бензина, переход на европейские стандарты качества топлива и, как ни парадоксально на первый взгляд, рост цен на нефть на мировом рынке.

В большинстве случаев специалисты указывают на сочетание факторов, влияющих на ценообразование в отрасли. "Здесь сказывается совокупность различных факторов, - отмечает Григорий Сергиенко из РТС. - Во-первых, нагрузка увеличилась в результате изменения акцизов из-за замены транспортного налога повышением акцизов. Плюс, с 1 января текущего года Россия перешла на использование топлива экологического класса "Евро-3", в связи с чем изменилась и система взимания акцизов. К тому же нам нужно учитывать, что сырье подорожало: цена нефти дошла до 100 долларов за баррель. Это тоже накладывает свой отпечаток".

Напомним, что в декабре прошлого года были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, которые предусматривают рост топливных акцизов на 1 руб. в 2011 году, на 2 руб. в 2012-ом и на 3 руб. в 2013 году, при этом в два раза снижена базовая ставка транспортного налога. Правда, остальную часть налога отдали на усмотрение региональных властей, которым представилось право как полностью отменять транспортный налог на легковые автомобили мощностью до 150 л. с., так и снижать или увеличивать базовую ставку, но не более чем в 10 раз. "Изначально рассматривался вопрос об отмене транспортного налога, однако в итоге было принято политическое решение сохранить его как один из немногих налогов, поступления по которому остаются у регионов, и которым они могут управлять", - пояснили в Минфине РФ журналистам.

Средства от повышения акцизов планируется направить на пополнение Федерального дорожного фонда. Проще говоря, в правительстве решили: любишь кататься, помогай государству содержать дороги. По словам директора департамента бюджетной политики в отраслях экономики Минфина РФ Игоря Кузина, статья которого от 15 января приводится на сайте специализированного издания Бюджет.ру, сумма доходов от введения в 2011 году дополнительного акциза в размере 1 руб. составит 84,3 млрд руб., "которые будут полностью зачислены в доход федерального бюджета с целью формирования Федерального дорожного фонда".

В 2012 году акцизные увеличения принесут государству еще 87,9 млрд рублей. "После того, как в 2013 году акцизы на нефтепродукты вырастут еще на 1 руб., общий объем дополнительных поступлений (или, можно сказать, увеличение нагрузки на налогоплательщика) составит 285,2 млрд руб.", - подытожил Кузин.

Формально платить по этим акцизам должны производители топлива, но, как отметил в одном из интервью директор по развитию и маркетингу информационно-аналитического центра "Кортес" Павел Строков, "сложно думать, что нефтяные компании будут это повышение компенсировать за счет своей прибыли, скорее всего, они переложат это бремя на потребителей". Что ж, весьма и весьма солидная помощь государству, и это без учета транспортного налога, которым во многих регионах, надо думать, не постесняются "управлять".

Впрочем, виноват в галопирующем подорожании топлива не только акциз, отмечают аналитики. В настоящее время стоимость барреля нефти вплотную приблизилась к $100 ($98,23 на 19 января). По данным специалистов Центра развития ГУ-ВШЭ, оптовые цены на бензин растут пропорционально внешним ценам на нефть, и если динамика мировых цен на нефть будет сохраняться, то цены на бензин в России в этом году могут увеличиться на 25-30%.

Рост цен на сырье, поясняют в ИАЦ "Кортес", повышает привлекательность экспорта как самой нефти, так и нефтепродуктов. Отсюда и парадоксальная ситуация, когда дизельное топливо обогнало в цене Аи-92. Дело в том, что производителям экспортировать дизтопливо сегодня выгоднее, чем продавать его внутри России. По данным ИАЦ "Кортес", как минимум, 50% дизеля сегодня идет на экспорт.

Однако еще выгоднее экспортировать сырую нефть. И косвенно это видно по объемам производства автобензина в России в последнее время. Росстат утверждает, что только с 3 по 9 января производство бензина в стране снизилось на 13,4% по сравнению с предшествующей неделей (до 685 тыс. тонн), а выпуск дизтоплива уменьшился на 9,9% - до 1,339 млн тонн. Этот фактор, безусловно, тоже способствует росту оптовых и розничных цен на все виды автомобильного топлива и особенно на дизтопливо, спрос на которое сейчас велик из-за установившихся холодов почти на всей территории страны.

Особые причины удорожания у дешевых сортов бензина (с содержанием серы 150 мг/кг и октановым числом до 95), которые стало невыгодно производить после перехода с 1 января 2011 года на стандарт "Евро-3". Напомним, что в техрегламенте "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину" содержится оговорка, которая допускает продажу в России бензина Аи-80 и Аи-92 в течение трех лет с начала действия техрегламента. Документ был принят 27 февраля 2008 года, а вступил в силу через 6 месяцев после публикации. Таким образом, запрет на продажу бензина этих марок бензина должен вступить в силу уже в сентябре этого года.

Впрочем, министерство энергетики РФ в самом конце 2010 года подготовило предложения о продлении срока действия разрешения на продажу бензина Аи-92 до 2015 года. Эти поправки правительство рассмотрит в скором времени.

Тем не менее, с начала этого года некоторые компании полностью прекратили выпуск бензина Аи-80 и Аи-92. Так, в пресс-службе "ЛУКОЙЛа" Агентству нефтяной информации (АНИ) рассказали, что все четыре завода компании в РФ выпускают бензин, соответствующий стандартам "Евро-3". Другие производители топлива собираются остановить производство Аи-80 и Аи-92 в ближайшее время. Например, ТНК-BP сообщила АНИ, что производство бензина Аи-80 компания планирует "полностью прекратить в первой половине 2011 года".

Немаловажно то, говорят в этой связи эксперты, что переход на стандарт "Евро-3" требует от отечественных нефтепереработчиков дополнительных затрат на переоборудование своих заводов. Издержки, вероятнее всего, тоже будут закладываться в конечную стоимость продуктов.

Отметим, что у некоторых компаний все же останется возможность продавать самый дешевый сорт бензина Аи-80 по госзаказу, к примеру, для нужд армии (здесь техрегламент не препятствует), но рядовым автомобилистам от этого, как говорится, ни горячо, ни холодно – сейчас Аи-80 заправляют машины лишь 5% россиян. Куда драматичнее выглядит ситуация с возможным запретом Аи-92.

Дело в том, что по последнему исследованию ВЦИОМ, Аи-92 – наиболее популярный вид автомобильного топлива в России. Им заправляют машину 64% автовладельцев. Понятно, что в условиях сокращения его производства и при сохранении прежнего спроса его стоимость будет особенно ощутимо расти, а если он исчезнет вовсе, почти двум третям автовладельцев придется переходить на более дорогостоящий вид топлива с октановым числом 95.

Но что же будет с ценами на бензин по итогам 2011 года, если учесть все вышеперечисленное? Как заявил "Коммерсанту" аналитик инвестиционно-финансовой компании "Метрополь" Александр Назаров, активный рост цен на бензин и дизельное топливо продолжится до лета, а в целом по году "можно ожидать подъема цен на 10%".

Эксперты ИАЦ "Кортес" ожидают схожей картины: здесь предполагают, что розничная цена на бензин в начале мая достигнет 28 руб. за литр, а за 2011 год рост будет на 10%-ном уровне. Объяснить особенно активный рост цен, который ожидается весной, можно тем, что именно в эти месяцы на автозаправках начнется продажа топлива по новым акцизам.

Другие эксперты не исключают, что годовой рост цен удастся сдержать на уровне 5%, но только в том случае, если власть будет внимательно и жестко следить за обоснованностью ценовой политики нефтяных компаний. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС), ранее уже наказывавшей нефтяников миллиардными штрафами за накрутку ценников, заверили, что и в этот раз за ситуацией следят и бесконтрольного завышения цен на топливо не допустят. Как рассказала 18 января Interfax-Russia.ru представитель пресс-службы ведомства Ирина Строева, ФАС не исключает, что в скором времени могут быть возбуждены первые дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ряда нефтяных компаний.

По словам Строевой, ФАС направила письмо с предостережением и требованием разъяснить причины повышения цен на топливо в адрес восьми компаний. "Это компании "ЛУКОЙЛ", "Газпром-Нефть" (претензии, главным образом, по авиатопливу), "ТНК-ВР", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Татнефть", "Альянс" и "Башнефть", - перечислила представитель ведомства.

Она рассказала, что наибольшую тревогу у ФАС в настоящее время вызывает рост цен на дизельное и авиационное топливо. "Как показывает предварительный анализ, наиболее проблемными является существенный рост цен на дизельное топливо, а также на авиатопливо и сложности авиакомпаний в получении дополнительных объемах керосина", - отметила Строева. Она подчеркнула, что окончательное решение о возбуждении дел будет принято ведомством "в том числе с учетом ответов (компаний на письмо ФАС – Interfax-Russia.ru), которые ожидаются на текущей неделе".

К сожалению, любой рост цен на бензин – даже пятипроцентный – неизбежно аукнется на потребителях, причем даже на тех, у кого нет автомобилей. Экономисты давно подсчитали, что транспортная составляющая в цене любого товара, перевозимого на колесах, составляет по меньшей мере 10%, а порой и все 15%. Получается быстрый и невеселый эффект: дорожающий бензин неумолимо "потянет" за собой все остальные товары и услуги. Чем больше звеньев – поставщиков, тем больше закладывается расходов на бензин в цену товара или услуги. Очевидно, первыми прочувствуют на себе все прелести топливного ценового бума 2011 года транспортные и логистические компании.

Обозреватель Сергей Нагорный