Поволжье / Эксклюзив 27 ноября 2014 г. 15:14

Гендиректор ГК "УпакПолиграфКартон" А.Тюриков: "Повышение цен на продукцию ЦБК должно быть поступательным и обоснованным"

Гендиректор ГК "УпакПолиграфКартон" А.Тюриков: "Повышение цен на продукцию ЦБК должно быть поступательным и обоснованным"

            О влиянии планируемого в конце года повышения цен на продукцию ЦБК на бизнес участников рынка упаковки и возможном снижении объемов этого рынка в России вследствие такой ценовой политики рассказал в интервью "Интерфаксу" генеральный директор Группы Компаний "УпакПолиграфКартон", крупного российского трейдера по продаже бумаги и картона для производства упаковки Андрей Тюриков.

            - Андрей Алексеевич, есть мнение, что спад экономики, резкое снижение курса национальной валюты и ставшие очень дорогими кредиты поставили бизнес перед выбором - продолжать модернизацию и повышать цены на свою продукцию или прекратить развитие. В частности, руководство Архангельского ЦБК заявило о повышении с декабря цен для внутреннего рынка на свою продукцию в среднем на 11%.

            Согласны ли Вы с утверждением, что повышение цены для внутреннего рынка необходимо для дальнейшего развития?

            - Я не согласен с тем, что сейчас необходимо резко повышать цену на целлюлозно-бумажную продукцию. Как обычно происходит повышение цен? Когда мы входим в следующий год, понятно, что инфляция будет составлять примерно столько, рост тарифов естественных монополий - столько, издержки на содержание - столько, исходя из этого, и формируется цена. Все должно быть разложено четко по полочкам, все участники рынка должны понимать, как получается эта цена. Это позволяет сформировать плановую экономику.

            В 2014 году было повышение цен со стороны целлюлозно-бумажных комбинатов после первого квартала. Мы, как оптовый продавец, зафиксировали свои цены, производители упаковки - зафиксировали свои цены, они были озвучены производителям товаров народного потребления - сформировалась конечная цена. Все получают свою долю прибыли, экономика понятна. Разговаривать о цене, которая сформировалась на следующий год, мы сможем только в конце декабря - начале января, когда мы подведем итоги этого года. Мы сравним экономическую ситуацию с прогнозом на следующий год и, исходя из этого, будет формироваться новая цена.

            Мы все прекрасно понимаем, что впереди у нас - самый тяжелый квартал - I квартал 2015 года. Сколько я работаю, никогда мы не входили в новый год с глобальным повышением. Мы реально понимаем, что в экономике и у конечного потребителя в первом квартале денег нет - это полный спад. Сейчас получается, что помимо того, что нет денег, вырастет цена, а в результате будут ли востребованы все эти товары.

            Если говорить об Архангельском ЦБК, то его ценовая политика имеет существенное влияние на поведение других производителей при формировании цены. Уже сейчас другие ЦБК, увидев информацию о новом ценовом скачке, сказали, что надо повышать цену, но нужно сперва посмотреть, как пройдет это повышение у Архангельского ЦБК.

            Дело в том, что доля Архангельского ЦБК в общем объеме производства товарных позиций высшего качества довольно велика, что позволяет ему влиять на рынок в целом. При этом предприятие не включено Федеральной антимонопольной службой в реестр доминирующих хозсубъектов, то есть, не является монополистом.

            Мелкие и средние производители упаковки зависят от Архангельского ЦБК и вынуждены принимать его повышение цен. Моя компания является крупнейшим независимым трейдером на этом рынке, поэтому я об этом сказать не боюсь, нужно формировать общественное мнение о недопустимости такого поведения со стороны крупного производителя.

            - То есть, Вы считаете, что повышение цены в настоящее время не обосновано?

            - Руководство Архангельского ЦБК говорит о том, что у них есть валютные кредиты, что для модернизации необходимо закупать импортное оборудование, поэтому они вынуждены второй раз за этот год повысить цену. На сегодняшний день, если этот ЦБК декларирует, что около 80% продукции продает внутри страны, значит, руководство должно было рассчитывать, что брать валютные кредиты не выгодно. Я никогда не поверю, что в таком глобальном комплексе плохие экономисты. Вся наша отрасль на сегодняшний день закупает импортное оборудование, и никто цены не повысил. Есть компании, которые за счет привлечения собственных средств, рублевых кредитов на местах нормально живут.

            Какова в структуре себестоимости продукции ЦБК доля этих валютных займов? Основное, на что тратятся деньги при производстве - это лес, энергоносители и трудозатраты. Ведь это все за рубли, и это никакого отношения к евро и доллару не имеет!

            Один из крупнейших российских ЦБК - Архангельский уже повышал цену на свою продукцию весной на 6% (на картоны), и сейчас с декабря - в среднем на 11%. Получается, что за год цена на их продукцию существенно вырастет. Это повышение в конечном итоге переложится на российских потребителей, в том числе, на бабушек, на дедушек. Без использования этого сырья невозможно сделать упаковку, например, для молока; невозможно сделать упаковку для куриных яиц - всё это товары первой необходимости. Получается, что люди в одночасье решили раскрутить маховик инфляции.

            Есть достаточно четкие законы бизнеса, которые говорят о том что если экономическая ситуация в стране сложная, не нужно делать резких шагов, которые негативно скажутся на потребительском рынке, на обычных людях.

            Остальные ЦБК в декабре цену не повысили. За месяц (до конца декабря) все поймут, что делать. Если бы не было этого заявления, то в конце I квартала цены повысились, но не настолько.

            - Как часто повышают отпускные цены российские ЦБК? Как работают производители упаковки - на какой срок заключают договоры с производителями продукции, для которых они делают упаковку?

            - Целлюлозно-бумажные комбинаты о планируемом повышении цен предупреждают заранее. Обычно повышение цен со стороны ЦБК происходит 1-2 раза в год. Есть сезон высокого спроса - это август-декабрь, сезон низкого спроса - I квартал. В моменты слабого спроса цены стоят и даже падают, в моменты повышенного спроса - цены растут. Кризис 2008 года показал, что тогда цены падали. Сейчас мы находимся в ситуации похожей на 2008 год.

            До конечного потребителя повышение цены доходит с учетом складских запасов и процесса изготовления упаковки и продукции, упакованной в нее, - примерно на третий месяц после повышения цен со стороны ЦБК. Российские производители упаковки обычно заключают квартальные договоры на поставку своей продукции, иностранные производители упаковки или российские с иностранным капиталом - заключают договоры на полгода.

            Квартальные договоренности стараются не нарушать. Сейчас повышение может дойти до конечного потребителя уже в январе, если нет складского запаса. Производителям упаковки и конечного продукта ничего не остается делать, как увеличить цену этого конечного продукта, потому что взять такое повышение на себя они не смогут. А замены поставщиков нет, производство таких картонов - очень дорогая технология. В производстве упаковки для продуктов глубокой заморозки - рыба, мясо - без этого картона не обойтись. То есть в конечном итоге это скажется на цене и на конечном потребителе продукции, который покупает то, что упаковано. Это все звенья одной цепи.

            - Андрей Алексеевич, с какими ЦБК работает ваша компания? Кому вы продаете закупленный у ЦБК картон и бумагу? Как на вас скажется повышение цен со стороны Архангельского ЦБК?

            - Мы работаем с российскими и белорусскими ЦБК, до последних событий работали и с украинскими поставщиками, но сейчас отказались от сотрудничества с ними. Наши клиенты - маленькие и средние производители упаковки, которые делают упаковку для товаров первой необходимости - для продуктов, для техники (телевизоры, холодильники). Таким производителям упаковки тяжело иметь контракты со всеми ЦБК, в нашем лице могут найти сырье любых производителей.

            По большому счету, мне выгодно повышение цен ЦБК, потому что продавать более дорогой товар выгоднее, чем более дешевый. Процент моей рентабельности остается прежним, но денег проходит больше. Однако нужно смотреть в будущее: если рынок начнет "схлопываться", производители упаковки начнут уходить с рынка, то продавать станет просто некому.

            Абсолютно все производители упаковки поддерживают мою точку зрения о том, что данное повышение - не своевременное, однако в силу своей зависимости они этого открыто сказать не могут. Но если так будет происходить дальше, то куда мы зайдем?! Они льют воду на маховик мельницы, которая будет раскручивать инфляцию, причем необоснованно.

            Повышение цены - это неизбежный процесс, который присутствует в любом бизнесе, потому что идет инфляция, рост цен на энергоносители, но все это надо делать культурно и обоснованно. Нельзя в середине отчетного периода вдруг резко увеличивать цену.

            В принципе отрасль сейчас нормально развивается. Мы все плывем в одной лодке. Да, какие-то колебания цен возможны, но должны быть правила, понятные всем участникам рынка.