Поволжье / Эксклюзив 16 марта 2009 г. 17:17

Гендиректор ОАО "МРСК Волги" В.Рябикин: "Надежность - наш неизменный приоритет"

Гендиректор ОАО "МРСК Волги" В.Рябикин: "Надежность - наш неизменный приоритет"

О том, как сложные условия сегодняшнего дня влияют на работу межрегиональной электросетевой компании в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал генеральный директор ОАО "МРСК Волги" Владимир Рябикин.

- Владимир Анатольевич, у многих российских сетевых компаний сейчас возникают проблемы с оплатой услуг по передаче электроэнергии. Как обстоят дела в МРСК Волги?

- В начале года действительно начала нарастать проблема неплатежей. Самыми крупными нашими должниками являются сбытовые организации. Неплатежи могут повлечь за собой серьезные проблемы для энергобезопасности регионов, поскольку для поддержания надежности электросетевого хозяйства необходимы постоянные финансовые вложения.

- Но ведь у сбытовых компаний есть и свои неплательщики?

- Мы с уважением относимся к нашим партнерам - сбытовым компаниям, однако очевидно, что взаимоотношения "сбытов" со своими неплательщиками отнюдь не должны становиться проблемой сетевиков. Каждая организация должна заниматься своим делом. МРСК добросовестно выполняет свою задачу по передаче электроэнергии и вправе ожидать столь же добросовестной оплаты своих услуг. Экономическая ситуация приблизительно одинакова для всех участников рынка, однако положение с платежами в регионах различно.

- Есть ли действенные пути решения этой проблемы?

- В настоящий момент появилась тенденция к решению проблемы неплатежей, что позволяет нам избежать крайних мер - введения ограничений потребителей-неплательщиков. Однако нет никаких гарантий, что ситуация января-февраля не повторится. Наиболее перспективным путем решения вопроса может стать заключение прямых договоров МРСК с потребителями. Причем никакого противоречия с законодательной базой в этом вопросе не существует, поскольку потребитель и сетевая компания заключают договор не о поставке электроэнергии, а об оказании услуг по ее передаче. Вместо того, чтобы получать так называемую транспортную составляющую тарифа от сбытовой компании, в случае заключения прямого договора мы можем получить ее непосредственно от потребителя.

- О прямых договорах говорят сейчас и представители других МРСК. Это общая тенденция?

- Увеличение количества прямых договоров - позиция ОАО "Холдинг МРСК", поскольку это - значительный ресурс оптимизации издержек для любой распределительной сетевой компании. Такие договоры выгодны как для компаний, осуществляющих передачу электроэнергии, так и для потребителей: упрощаются взаимоотношения с контрагентом, платежи учитываются индивидуально, а не обезличенно.

- А что еще дает прямой договор потребителю?

- Прямые отношения без промежуточных инстанций всегда дают возможность выстраивать более конструктивное взаимодействие.

Ограничения, возможные для должников, не затронут добросовестного плательщика из-за неплатежей компании-посредника. Кроме того, значительно эффективнее становится технологическое взаимодействие электросетевой компании с клиентом. Сетевики получают непосредственный доступ к точке присоединения, могут контролировать точность приборов учета и решать спорные вопросы по расчетам непосредственно с потребителем, что для него немаловажно. В настоящий момент такая возможность отсутствует ввиду того, что формально нашим потребителем является энергосбытовая компания, а не конкретное предприятие.

- Отразятся ли неплатежи на инвестиционной программе МРСК Волги? Какие основные задачи стоят сейчас перед компанией?

- Неплатежи - это серьезная, но частная проблема. На инвестпрограмму влияют иные факторы, основной из которых - снижение потребности регионов в дополнительных мощностях. В январе в регионах деятельности компании энергопотребление снизилось на 9-15% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Кроме того, существенно возросла стоимость кредитных ресурсов. В этих условиях неоправданно строительство новых объектов, себестоимость которых сейчас слишком высока, а востребованность появится лишь через несколько лет. Поэтому будут строиться и расширяться лишь те объекты, потребность в которых у регионов есть уже сейчас.

А вот на нашей программе работ по поддержанию надежности распределительного сетевого комплекса финансово-экономические условия сегодняшнего дня отразиться ни в коем случае не должны. Надежность - наш неизменный приоритет. Для того, чтобы реализовать все намеченные планы, обеспечить качественное электроснабжение и энергетическую безопасность регионов, необходим коллектив высококвалифицированных специалистов. Численность сотрудников, необходимых для обслуживания сложнейшего масштабного электросетевого хозяйства, не зависит от уровня энергопотребления. Энергетика - очень специфическая отрасль, сложная и технологически, и по условиям работы. Даже сейчас мы испытываем определенный дефицит квалифицированных кадров. Сохранить в нестабильных условиях сегодняшнего дня 18-тысячный коллектив профессионалов - одна из серьезных задач ОАО "МРСК Волги".