Фото пермской деловой газеты "Business Class"
В середине года ОАО "Пермэнергосбыт" запустило проект "Рейсовые расчеты", меняющий процедуру снятия показания счетчиков и доставки квитанций. Как работает новая биллинговая система, и на какой эффект рассчитывает компании, рассказал генеральный директор "Пермэнергосбыта" Роман Леньков.
- Роман Николаевич, расскажите, пожалуйста, в чем суть проекта "Рейсовые расчеты"?
- Начну с того, что было раньше. До сих пор процесс передачи показаний приборов учета происходил следующим образом: каждый месяц с 20 по 25 число население должно было передавать данные счетчиков в "Пермэнергосбыт", после этого сетевые компания снимали и передавали показания общедомовых приборов учета. Затем мы обрабатывали данные и выставляли квитанции. Реально люди получали их числа 10, и все одновременно. В эти дни резко повышалась загрузка наших офисов: во-первых, люди шли платить, во-вторых, многие обращались с вопросами о корректности расчетов.
С августа этого года мы решили самостоятельно снимать показания приборов учета в многоквартирных домах по так называемой "рейсовой системе". Мы делим город на участки по количеству рабочих дней в месяце. За каждым участком закрепляется определенный день, когда многоквартирные дома на этой территории обходят агенты и списывают показания. В этот же день на этом участке агенты нашего партнера – сетевой компании - снимают и показания общедомовых приборов учета. После чего мы в течение нескольких дней обрабатываем данные, и на седьмой день после визита агента жители дома получают квитанцию.
- В каких территориях уже запущен проект?
- В августе мы начали реализовывать новую систему снятия показаний в Губахе и Кизеле. В сентябре запустили проект в Лысьве, Чусовом и Краснокамске. В октябре "Рейсовые расчеты" заработали в Чайковском, Чернушке, Александровске и частично в Перми, с ноября они стартовали в Березниках, Соликамске, Кудымкаре.
- Каковы первые результаты?
- Основной результат, к чему, собственно, мы и стремились, - это то, что удалось разгрузить поток посетителей в офисах. Если раньше были явно выраженные два-три дня пиковых нагрузок, то сейчас поток посетителей распределяется равномерно в течение месяца, поскольку все получают квитанции в разное время. Кроме того, одновременное снятие показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета позволяет корректно рассчитать потребление электроэнергии на общедомовые нужды, в результате чего существенно уменьшилось количество обращений и нареканий, связанных с корректностью произведенных расчетов. Соответственно, сократились очереди, повысилось качество обслуживания, сотрудникам наших отделений стало спокойней работать, а людям комфортней получать услугу.
Главное, мы видим, что это все привело к увеличению собираемости платежей. По итогам августа сбор в Губахе вырос на 12%, в Кизеле – на 5%. Мы рассчитываем, что по итогам четвертого квартала на тех территориях, где запущены рейсовые расчеты, мы соберем 105% платежей. То есть мы начинаем уменьшать задолженность, а это очень хороший результат, потому что до сих пор собираемость составляла 94%, то есть из месяца в месяц задолженность увеличивалась. То есть, реализуя этот проект, мы снижаем задолженность и создаем некий задел для качественного обслуживания населения.
- Как проект будет развиваться дальше?
- Прежде всего, оценив эффективность системы, мы планируем до конца года мы перевести на рейсовые расчеты весь Пермский край. Кроме того, проект предусматривает дальнейшее совершенствование процесса работы с населением. На втором этапе мы планируем внедрить пакетную доставку корреспонденции. Речь идет о том, что те же самые агенты, которые будут приходить снимать показания, будут одновременно доставлять потребителям разного рода полезную информацию. Это могут быть, например, предупреждения о задолженности, уведомления об отключении, предложения о замене приборов учета, рекламная продукция. И заключительная часть проекта предуматривает выход на новый уровень планирования работы линейного персонала – повышение качества оказания дополнительных услуг, связанных с проведением измерений и заменой приборов учета.
- Внедрение рейсовых расчетов потребовало дополнительных вложений?
- Нам потребовалось модернизировать учетно-биллинговую систему и привлечь дополнительных агентов. В целом, затраты на внедрение системы можно оценить примерно в 5 миллионов рублей в месяц.
- С какими сложностями уже пришлось столкнуться в процессе внедрения новой системы снятия показаний?
- Основная задача, с которой мы сталкиваемся в ходе реализации проекта, это координация наших действий с сетевыми компаниями, которые снимают показания с общедомовых приборов учета. Не всегда сети понимают, что это взаимовыгодный процесс.
Кроме того, по мере выхода в крупные города края, мы рискуем столкнуться с проблемой отсутствия жильцов в момент прихода агента. Но в таком случае, во-первых, люди по-прежнему могут самостоятельно передать показания, не застав жильцов наш агент оставляет сообщение с просьбой передать показания любым удобным способом. В крайнем случае, расчет, как и прежде будет проводиться по среднему начислению.
Чтобы деятельность агентов была максимально эффективной, прежде чем запустить новую систему на какой-то территории, мы заранее связываемся с жителями домов через управляющие компании или ТСЖ и предлагаем выбрать максимально удобное для снятия показаний время.
- Вы уже презентовали проект в профессиональном сообществе, есть какие-то отзывы?
- Пока мы внедряем новую систему, тестируем ее, дорабатываем. Еще нигде не представляли ее, но в будущем, когда проект будет полностью реализован, и мы подтвердим ожидаемый результат, мы готовы предложить такую услугу нашим коллегам – газовикам, поставщикам воды, тепла. Такой биллинг актуален для всех компаний, которые поставляют ресурсы, собирают платежи с населения. При этом я не слышал, чтобы в России существовали подобные схемы работы.