Об активизации процесса привлечения инвестиций в регион, о развитии действующих предприятий и новых проектах, о планах развития сельского хозяйства в кулуарах Российского инвестиционного форума "Сочи-2017" "Интерфаксу" рассказал глава региона Валерий Шанцев.
- Валерий Павлинович, какие планы были у области на этот форум? С кем удалось пообщаться, договориться, может быть, подписать соглашения?
- Мы приехали, прежде всего, окунуться в этот климат, послушать, какие задачи ставятся сегодня в целом по стране, какие будут новые вызовы, над чем нужно трудиться.
В общем, как мы себе и представляли, работу по привлечению инвестиций нужно существенно активизировать. В последние 2-3 года инвестиции снижались в силу целого ряда объективных и субъективных причин. Конечно, сейчас нужна другая, более мощная работа.
Мы повстречались на форуме с коллегами, подписали ряд соглашений о сотрудничестве и взаимном развитии регионов с губернаторами Владимирской, Ульяновской, Тамбовской областей, Республикой Чувашия. С Республикой Крым подписали уже не рамочный протокол, а план мероприятий. Мы с ними сотрудничаем уже давно, начали с Большой Ялты (Нижегородская область в 2015 году взяла шефство над этим регионом - ИФ), а потом на весь Крым разрослись. Сергей Валерьевич Аксенов был в Нижнем Новгороде на нашем форуме, и мы были у них с визитом. Идет конкретная работа.
И, конечно, важно, что у каждого региона есть своя практика. Например, в Ульяновской области как раз в последнее время идет "инвестиционный бум". Конечно, масштабы по сравнению с нашими несколько меньше, но сама практика - как можно привлекать инвестора - нам интересна.
А у Нижегородской области преимущества есть: регион ближе к Москве, находится на пересечении двух международных транспортных коридоров ("Запад-Восток", "Север-Юг"), в центре потребительского спроса. По логистике мы - первый регион в Российской Федерации. Имеется в виду, что в радиусе 500 км вокруг Нижнего Новгорода проживает 43 млн потребителей. А если увеличить этот радиус до тысячи километров, то уже 84 млн. По этому показателю мы опережаем Москву и Санкт-Петербург, несмотря на то, что они как агломерации вроде бы больше, чем Нижегородская область. И самое главное, что в этой зоне покупательная способность потребителей на 30-40% выше, чем в среднем по стране.
Это значит, что нам нужно, и мы этим занимаемся, восстанавливать исходные позиции, которые были в предыдущие века развития экономики - в XIX-XX веках, когда ходила поговорка, что Петербург (в те времена - столица) - это "голова России", Москва - "душа России", а Нижний Новгород - "карман России". Ведь и сейчас выгоднее дистрибуцию товаров проводить именно на нашей территории, завозить и развозить по всей стране. Экспорт, импорт - что хотите, логистика у нас самая выгодная.
Идеально на нашей территории размещать производства автокомпонентов. Здесь мощный автомобильный кластер, еще с 30-х годов прошлого века, когда "ГАЗ" построили. Сейчас все сборочные производства автомобилей стремятся увеличить локализацию отечественных автокомплектующих. Выгоднее всего строить эти производства у нас по той простой причине, что до любого автосборщика у нас не более 800 км и автотранспортом можно поставлять любые комплектующие, любые компоненты. Автотранспорт эффективно работает на расстояниях до 1 тыс. км.
А еще - скоростное железнодорожное движение мы одни из первых освоили, в два раза сократив время поездки до Москвы, и теперь первыми будем осваивать высокоскоростное: еще в два раза сократим время в пути, которое есть сейчас. Уже можно будет на работу ездить из Нижнего Новгорода в Москву и из Москвы в Нижний.
- Многие так и делают...
- Сейчас нет, потому что 3,5 часа в пути все-таки время, а будет 2 часа - совершенно другая жизнь начнется.
- В конце января утвержден региональный закон, позволяющий предоставлять налоговые льготы нижегородским предприятиям, заключившим специнвестконтракты. Когда могут быть заключены первые такие контракты?
- Да, этот закон вышел, но там есть довольно серьезные ограничения. Этот контракт должен быть с капитализацией не меньше 750 млн рублей - это должен быть серьезный проект.
Между тем, у нас похожие льготы давно уже работают. Есть закон об инвестиционной деятельности, закон об инновационной деятельности, закон о государственно-частном партнерстве, и там предусматривается снижение налога на прибыль, снижение налога на имущество, снижение арендной платы на землю. Это мы делаем уже начиная с 2006 года, и практика себя оправдала. Мы называем это не специнвестконтракты, а приоритетные инвестиционные проекты. Сейчас более 80 таких проектов либо уже реализованы, либо находятся в стадии реализации. И по ним предоставляются многомиллионные льготы.
Если говорить как о модернизации и техническом перевооружении действующих предприятий, так и о строительстве новых предприятий, льготы (мы снижаем налог на прибыль на 25%) каждый год исчисляются суммой порядка 5 млрд рублей.
Некоторые говорят: "Мы теряем 25%". Мы не считаем это потерей по той простой причине, что в большинстве случаев инвестпроект реализуется на пустом месте, на "зеленой площадке". Там только бурьян был, мы оттуда ничего не получали, налога на имущество у нас не было. А через пять лет, когда пройдет срок этих льгот, мы получим 100%-ный налог на имущество. То есть мы приобретаем 75%: у нас не было ничего, стало 75%. Так создается сегодняшняя налогооблагаемая база.
И это мы говорим только о прибыли и налогах предприятий, а нельзя еще сбрасывать со счетов налог на доходы физических лиц. Каждый инвестпроект - это сотни и тысячи рабочих мест и, как правило, с высоким уровнем производительности труда. Потому что сегодня заводы "вчерашнего дня" не строят, ни один инвестор не будет вкладываться в старую технологию - это бессмысленно, пустая трата денег. Поэтому строят заводы, оснащенные современным оборудованием, с высоким уровнем производительности труда, высокой заработной платой.
На инвестиционном совете при губернаторе проекты, где закладывается заработная плата ниже средней по области, мы даже не рассматриваем. Нам же тогда придется доплачивать из бюджета свои деньги на льготы населению.
- Инвестсовет при губернаторе действует в режиме "единого окна" уже более 10 лет. Стоит ли, учитывая опыт соседей, что-то доработать? Или уже все идеально?
- Мы сейчас рассматриваем и, может быть, видоизменим опыт Калужской области. Речь идет о создании специальной корпорации - Корпорации развития. В эту корпорацию мы передавали бы подготовленные земельные участки как в структуру, которая занимается предпринимательством, а не государственной деятельностью. Потому что если мы, как госорганы, начинаем работать с инвестором, уходит очень большой срок на межведомственное согласование. А если мы это межведомственное согласование делаем без участия инвестора и передаем в корпорацию, то она уже сможет в течение нескольких дней передавать документы инвестору. Для предпринимателя самое главное, чтобы он быстрее мог вложить свои деньги, быстрее их начать возвращать.
Думаю, этот путь нам надо будет пройти. Такая работа ведется, полагаю, что мы ее в этом году закончим. Другая скорость принятия решений нужна сейчас.
- Какие крупные инвестпроекты, которые могут быть реализованы в Нижегородской области в ближайшие год-два, вы бы отметили? Что, на ваш взгляд, наиболее важно и наиболее интересно для области?
- Если говорить о том, что мы поддерживаем, на что надеемся, то мы развиваем сельское хозяйство. Область полностью обеспечивает себя зерном, овощами открытого грунта, молоком - примерно на уровне 80%. Но у нас "провал" по мясу - менее 50% собственного производства. Поэтому мы реализуем два крупных проекта - строительство свиноводческих комплексов на 180 тыс. голов в год (проект ООО "ННПП", дочерней компании Russia Baltic Pork Invest ASA, RBPI, Норвегия).
Капитализация таких комплексов - где-то порядка 5,5 млрд рублей. Технологии там космические! Прежде чем впустить внутрь, тебя полностью дезинфицируют, надевают костюм как у космонавта. Причем туда, где находится само поголовье, человек не заходит вообще, кормление осуществляется автоматически. Чтобы понять, насколько растет производительность труда, приведу пример. У нас в области есть свинокомплекс, который построен в советский период, там 80 тыс. голов обслуживает тысяча человек, а на новом комплексе 180 тыс. голов обслуживают 147 человек.
Один такой свинокомплекс мы уже построили, он выходит на проектную мощность, а второй только начали возводить. Думаю, в течение года его построим, и тогда мы по мясу "закроемся". В регионе будет собственное производство - с мясом птицы, свинины, говядины.
Второе направление - это овощи, как в открытом грунте, так и в закрытом грунте. Дело в том, что по закрытому грунту мы сейчас имеем площадей в три раза меньше, чем нужно, если есть цель обеспечить полностью импортозамещение. Тем более что технологии устарели, они не позволяют выпускать овощи круглый год, есть так называемый технологический перерыв с ноября по март, в который не производятся ни огурцы, ни помидоры, ни перцы. Но сейчас появилась новая технология - светокультура, по которой их можно выращивать постоянно. Родоначальники этой технологии - итальянцы, с ними мы сейчас ведем серьезные переговоры и подписали протокол о намерениях. Будем строить около 20 га. Это проект, который стоит порядка 2 млрд рублей.
Второе направление - это так называемый "борщевой набор": морковь, свекла... Для них нужна совершенно другая технология выращивания - с поливом и хранилищами рядом с полями. Эти хранилища - мощнейшие заводы: с особым микроклиматом, фасовкой, сортировкой. То есть это еще и распределительный центр не в каких-то там городах, а прямо рядом с полем. В картофелехранилище даже семена свои выращивают, фитотроны стоят. Из листочка образуется микроклубень, потом клубень. Чистота, нет никаких заболеваний.
И еще одно аграрное направление - это ягоды, которые будут выращиваться на больших плантациях: малина, клубника, голубика. Чтобы из Турции или из Египта не возить эту продукцию. Мы успели привыкнуть, что у нас ягоды круглый год в магазинах, а когда возникли санкции и эмбарго, это чуть нарушилось. Вот чтобы не было такого недостатка, мы осваиваем и это направление.
Одновременно с этим идет развитие промышленности. Наиболее мощно в регионе представлена нефтепереработка - это Кстовский НПЗ (ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез - ИФ). Сейчас он реализовал два крупных инвестпроекта с капитализацией около 30 млрд рублей каждый. Построен новый комплекс каталитического крекинга нефти, что позволило достичь глубины переработки нефти где-то до 70%. Выпускаются светлые высококачественные бензины, бензин стандарта "Евро-5". И даже если "Евро-6" в ближайшее время объявят, наш завод способен это сделать. Но нам надо еще один проект реализовать - это гидрокрекинг. Тогда глубина переработки нефти будет 99%. Когда закончим реконструкцию этого завода, он будет иметь совершенно другую экономику, совершенно другое качество. Это одно из главных направлений.
Второе место, если говорить о пропорциях, занимает черная металлургия. В Нижегородской области это "Выксунский металлургический завод", где в последнее время реализовали тоже крупные проекты. Первый - листопрокатный комплекс. Завод в заводе, можно сказать. Второй проект - стан-5000, который катает лист для труб большого диаметра. И сейчас там готовится реконструкция действующего производства малых и средних труб, в том числе и создание комплекса финишной подготовки этих труб с антикоррозионной обработкой. Этот проект будет стоить 40 млрд рублей.
- Польская Paged заявляла в 2016 году, что рассматривает возможность размещения производства фанеры в Нижегородской области. Объем предполагаемых инвестиций по проекту - более 2 млрд рублей. Выбрала ли компания площадку?
- Сейчас идет процесс выбора площадки, мы предложили им два варианта на выбор. Это будет производство фанеры и пеллет из отходов древесины.
Такие пеллеты раскупаются у нас в северных районах, где частные домовладельцы устанавливают автоматические котлы под этот вид топлива, а также идут на экспорт. Вся Скандинавия, Германия, Франция - они "рвут" просто эти пеллеты в больших объемах.
- В какие сроки польская компания может построить производство?
- Минимум год-два.