Поволжье / Эксклюзив 10 июня 2009 г. 10:13

Губернатор Пермского края О.Чиркунов: "Надо надеяться на лучшее, но в практических действиях предусматривать худший вариант"

Губернатор Пермского края О.Чиркунов: "Надо надеяться на лучшее, но в практических действиях предусматривать худший вариант"

- Олег Анатольевич, основной темой Санкт-Петербургского экономического форума был экономический кризис и меры преодоления его последствий. Услышали ли Вы в рамках работы на форуме какие-то мнения или суждения, с учетом которых может быть скорректирован комплекс антикризисных мер, предпринимаемых в регионе?

- Сегодня и руководителям регионов, и руководителям предприятий важно понимать, к чему готовиться: либо мы готовимся к долгой оборонительной борьбе с кризисом, либо вскоре нам придется подниматься в атаку, так как начнется экономическое развитие. Понятно, что на этот вопрос никто не может дать ответ, в том числе форум, но какие-то мнения, ощущения в процессе общения с его участниками все равно формируются. Здесь можно было услышать позицию представителей государства, бизнеса, ученых. Наверное, какая-то картинка в результате у каждого в голове сформировалась.

У меня сложилось впечатление, что ситуация не безнадежная, и надо надеяться на лучшее и верить в то, что оно вот-вот наступит, но в практических действиях предусматривать худший вариант. Чем лучше мы подготовимся к кризису (ведь, несмотря на то, что он уже идет, все равно продолжается подготовка к следующим этапам), тем больше вероятность того, что он не наступит или окажется не столь глубоким. Понятно, что не все предприятия и регионы пройдут кризис. На мой взгляд, пройдут его те, кто будет сегодня предпринимать решительные меры по сведению своих доходов и расходов.

- Как вы оцениваете сложившееся отношения администрации Пермского края с муниципалитетами?

- Отношения с муниципалитетами в нынешних условиях, я считаю, нужно выстраивать следующим образом: надо подталкивать их к выстраиванию своей работы с точки зрения управленческой логики, с четкими планами и показателями результативности, но при этом передавать им налоги, собственные полномочия, то есть дать им возможность быть самостоятельными и самодостаточными.

Я думаю, что у нас с муниципалитетами очень правильно выстроенные отношения - не идеальные, но правильно выстроенные. Мы передали им массу налоговых полномочий, стали по принципу подушевого финансирования передавать им инвестиционные деньги/ Мы не решаем за них, какую школу или больницу начинать строить, многие другие вещи, но мы определяем для них принципы, которыми они должны руководствоваться при принятии таких решений. Если он не соблюдает этих принципов, значит, он не получает софинансирование с нашей стороны. Вот такой инструмент управления.

Я считаю, что в этой основополагающей базе мы с муниципалитетами понимаем друг друга с полуслова. А вот в политике не всегда получается найти общий язык. Бывает так, что, идя на выборы, кандидат порой думает не о том, как развивать свой город, а о том, по какой схеме ему лучше избраться. Но нельзя бесконечно долго манипулировать общественным мнением, и мы поможем населению определиться с тем, по каким параметрам надо оценивать деятельность своих глав. Для этого у нас разработаны, кстати, вместе с главами муниципалитетов, критерии оценки эффективности их работы. И результаты этих оценок открыты для населения.

- Возвращаясь к бюджетному планированию: Вы неоднократно говорили, что 2009 год для бюджета региона не будет особенно болезненным, поскольку накоплены определенные резервы. А как будет формироваться бюджет в следующем году, когда этот резерв, вероятно, уже будет исчерпан?

- Если говорить именно о бюджетном процессе, действительно, пока не очень понятно, как мы будем проходить 2010 год. Но, во-первых, все равно будет какая-то помощь федерального бюджета, мы должны будем ее аккумулировать для того, чтобы часть собственных средств зарезервировать на 2010 год. Во-вторых, надо работать с расходами. Совершенно исключить инвестиционные расходы в 2009 году мы не могли, потому что надо завершить все те проекты, где, образно выражаясь, уже забита первая свая, иначе от недостроя мы просто потеряем деньги, но новое строительство не начинаем нигде, и, таким образом, инвестиционные расходы будут постепенно уменьшаться.

Дальше надо делать проекты и готовиться к экономическому росту, но, скорее всего, строительную инвестиционную активность пока регионам развивать не стоит. Государству сейчас нужно стимулировать предприятия, к тому, чтобы они не сворачивались. Это сложная задача и надо искать пути ее решения.