Поволжье / Эксклюзив 22 июня 2015 г. 11:12

Губернатор Пермского края В.Басаргин: "Пермский край находится в поисках инвесторов, и результаты есть"

Губернатор Пермского края В.Басаргин: "Пермский край находится в поисках инвесторов, и результаты есть"

            Делегация Пермского края приняла участие в XIX Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Губернатор Пермского края Виктор Басаргин рассказал в кулуарах форума агентству "Интерфакс-Поволжье" о перспективах привлечения инвестиций в экономику региона и межрегиональном сотрудничестве.

            - Виктор Федорович, в первую очередь, хотел бы Вас спросить: какие задачи у вас здесь - на форуме; какие ожидания, может быть, уже есть результаты?

            - Программа делегации Пермского края на Петербургском экономическом форуме - серьезная. Запланирован ряд деловых переговоров, связанных с реализацией программ развития на территории региона. Несколько встреч уже проведено.

            В частности, с руководителем Роскосмоса Игорем Комаровым мы обсудили детали соглашения, которое сейчас готовим и планируем подписать в августе на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС).

            Роскосмос - стратегический партнер Пермского края. Сейчас в регионе реализуется масштабный проект создания кластера ракетного двигателестроения "Новый Звездный" на базе предприятия "Протон-ПМ".

            В 2014 году он вошел в перечень 25 инновационных кластеров федерального значения и получил 118 млн рублей из федерального бюджета на развитие. В этом году на базе кластера начал работать региональный центр инжиниринга, который станет центром разработки и внедрения новых технологий. В ближайшее время в развитие кластера будет вложено в общей сложности порядка 15 млрд рублей.

            В свою очередь Пермский край берет на себя обязательства по созданию инфраструктуры кластера. Все эти задачи также обсудили сегодня с руководителем Роскосмоса.

            Еще одна очень значимая встреча была посвящена реализации крупного межрегионального инфраструктурного проекта "Белкомур". Этот проект включает строительство железнодорожной магистрали, которая свяжет Пермский край, республику Коми и Архангельскую область, и осуществление ряда сопутствующих проектов. Он требует огромных капитальных вложений. И, с одной стороны, проект внесен в стратегию развития железных дорог до 2030 года, с другой - в связи с особенностями нынешнего периода - средств на его финансирование у государства нет. Но есть частные инвесторы, которые готовы заключать концессионные соглашения и вкладывать деньги под гарантии правительства России. Думаю, в ближайшее время эта тема получит развитие и на уровне субъектов Федерации, задействованных в этом проекте, и на уровне правительства.

            Кроме этого проведено больше количество встреч с потенциальными инвесторами - российскими и зарубежными.

            - С кем-то уже достигнуты договоренности о реализации инвестпроектов на территории региона?

            - Очень удачно прошла встреча с руководством французской компании "Декатлон", развивающей сеть спортивных магазинов по всему миру. Компания подтвердила намерение построить уже в этом году первый свой магазин в Перми. Объем инвестиций в проект составит 200 млн рублей. В результате его реализации будет создано 40 рабочих мест. В следующем году компания планирует открыть второй магазин на территории края.

            Мы, в свою очередь, будем помогать ей решать задачи, связанные с техприсоединением к сетям, получением земельного отвода и разрешения на строительство.

            - Проводились ли переговоры с группой компаний "Кортрос" о возможности участия в строительстве транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала?

            - "Кортрос" пока не заявлялся на участие в этом проекте, но, насколько я понимаю, интерес у них есть, поскольку известно, что ведутся подобные переговоры в других регионам. Мы сейчас как раз находимся в стадии разработки проекта строительства транспортно- пересадочного пункта на базе вокзала Пермь-2. На его территории будут сосредоточены железнодорожный транспорт, все межрегиональные и межмуниципальные автобусные перевозки, а также городской общественный транспорт. Проект - масштабный и очень интересный. Техническое задание мы сформировали, будем проводить конкурсные процедуры. Проект будет реализовываться в рамках государственно-частного партнерства. Общий объем вложений - порядка 11 млрд рублей, из них чуть более 3 млрд вкладывает бюджет, остальное - частные инвестиции. Так что мы будем искать не только подрядчика, но и инвестора.

            - Сейчас многие регионы сталкиваются с проблемой роста цен. Вроде бы, курс рубля укрепился, а цены не снижаются. Как находите вы общий язык с продавцами?

            - К сожалению, дефляции у нас тоже нет. Но мы регулярно проводим мониторинг различных показателей 12 субъектов, сопоставимых по основным характеристикам с Пермским краем, и - могу сказать, что динамика роста цен у нас несколько ниже, чем у других. Практически ни в одном товарном сегменте у нас нет максимальных значений. Конечно, мы стараемся стимулировать местных производителей, чтобы больше продукции производить на своей территории и не нести дополнительных затрат, привлекаем контролирующие органы и общественность к контролю за ценами и ценообразованием, чтобы избежать возможных нарушений и необоснованного повышения.

            Кстати, решая задачу импортозамещения, мы столкнулись с проблемой, которая сейчас, пожалуй, наиболее значима для сельского хозяйства - это производство семян. К примеру, Пермский край - регион, на сто процентов обеспечивающий себя картофелем, более того, поставляющий его в другие регионы, - не имеет собственного хорошего семенного фонда и закупает семена за рубежом. Сейчас мы поставили перед собой задачу - создать собственный семенной фонд - и по овощам, и по зерну, чтобы снизить зависимость. Мне удалось в рамках форума коротко обсудить эту проблему с министром сельского хозяйства Александром Ткачевым, заручиться его поддержкой. В ближайшее время проведем ряд дополнительных встреч, чтобы постараться решить эту проблему.

            - Помимо того, что форум - это отличная площадка для переговоров, это еще и место обмена региональными практиками. Вы оценивали, как выглядит Пермский край на фоне других субъектов РФ?

            - Как говорят, если радость на всех одна, то на всех и беда одна. Очевидно, что все регионы сейчас столкнулись примерно с одними и теми же проблемами: это - падение объемов промышленного производства, сокращение инвестиций, бюджетный дефицит. Хотя, пожалуй, первые две (проблемы - ИФ) Пермского края коснулись в меньшей степени. Мы не "упали" по этим показателям так, как ряд других регионов. В отличие от федерального тренда по объему промпроизводства мы идем примерно на уровне прошлого года, то же касается объема инвестиций.

            В этом году нам удается сохранить объем капвложений на уровне прошлого года, в первую очередь, за счет реализации в регионе крупных проектов ключевыми производителями. Только НК "ЛУКОЙЛ" вкладывает в этом году в развитие своих предприятий в регионе более 40 млрд рублей. До конца года компания планирует ввести в эксплуатацию на Пермском НПЗ комплекс по переработке нефтяных остатков, что позволит довести глубину переработки нефти до 98%. Пермский край станет первым регионом России, где достигнута такая глубина переработки. Словом, в этом году с инвестициями все в порядке, в следующем, будет сложнее.

            Ну, и есть - разумеется, как у всех регионов - проблема, связанная, с одной стороны, с высоким дефицитом бюджета, с другой - с высокими социальными расходами.

            В этой ситуации, я считаю, очень важно искать способы финансирования программ развития не из бюджета, а за счет средств инвесторов; развивать государственно-частное партнерство, чему и посвящен форум.

            Так что Пермский край - так же, как и все, - находится в поисках инвесторов, в переговорах с потенциальными инвесторам. И, как я уже сказал, результаты есть.