Эксклюзив 9 марта 2010 г. 15:07

Мэр Тольятти А.Пушков: "2010 год должен стать переломным в непростой ситуации, сложившейся в городе"

Мэр Тольятти А.Пушков: "2010 год должен стать переломным в непростой ситуации, сложившейся в городе"

            Город Тольятти, переживающий не лучшие времена из-за сложной ситуации на "АвтоВАЗе", включен в программу развития моногородов, как пилотный проект. Именно на примере Тольятти должен быть отработан алгоритм диверсификации экономики, напрямую зависящей от одного предприятия. О том, чего ожидать горожанам в ближайшем будущем, какие новые производства могут появиться в городе, сколько будет создано рабочих мест, агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал мэр Тольятти Анатолий Пушков.

            - Анатолий Николаевич, 2009 год из-за кризиса в автопроме стал крайне непростым для жителей Тольятти. Что ждет горожан в текущем году?

            - На мой взгляд, 2010 год должен стать переломным в ситуации, которая сложилась в нашем городе, потому что федеральное и областное правительства, муниципалитет готовят комплекс мер, направленных на стабилизацию, на изменение ситуации в промышленности Тольятти. Результатом этой совместной работы должен стать ряд документов, принятых на разном уровне.

            Подготовлен комплексный инвестиционный план, который сейчас рассматривается на уровне правительства Российской Федерации. Я уверен, что в марте он будет утвержден.

            В рамках комплексного инвестиционного плана подготовлен целый ряд мероприятий, направленных на создание точек роста, создание прибавочной стоимости, развитие бизнеса, и, как следствие, на создание новых рабочих мест. По оценкам экономистов, одно только создание особой экономической зоны (ОЭЗ) даст от 14 до 17 тыс. новых рабочих мест. Мы сейчас ожидаем выхода постановления правительства РФ о создании ОЭЗ. Областное правительство активно прорабатывает вопросы по резидентам зоны, по инфраструктуре, по оператору, который будет управлять особой экономической зоной и т.д.

            Еще один первостепенный проект для нас - создание IT-парка. Вы сами понимаете, в IT-парке должны быть задействованы люди молодые, со специальной подготовкой, креативные, которые будут работать на самом передовой крае и науки, и производства. По оценкам специалистов, IT-парк может создать до 3 тыс. рабочих мест.

            Мы детально изучили опыт работы подобного учреждения в Казани. Считаю, что при удачном стечении обстоятельств мы бы могли за десятый и первую половину одиннадцатого года подготовить все для того, чтобы этот IT-парк начал свою деятельность. Необходимые инвестиции в проект составляют около 5 млрд рублей. И сегодня у нас есть инвестор, который готов вкладывать средства в то, чтобы этот парк максимально быстро был задействован. Это частная промышленная группа, которая работает как на территории РФ, так и за рубежом. Компания одной из своих приоритетных задач считает участие в проектах в области высоких технологий.

            Есть много других проектов, которые рассматриваются на уровне федерального правительства. Они связаны с инфраструктурой, с транспортно-логистическими системами, с развитием сельскохозяйственных производств как в Ставропольском районе, так и других районах области. Но только уже эти два проекта (IT-парк и ОЭЗ - ИФ) способны создать около 20 тыс. рабочих мест и в значительной степени переломить ситуацию в городе.

            - Сколько сейчас безработных в городе? Сколько людей занято на общественных работах?

            - Сегодня уровень безработицы в Тольятти достиг 4,12% от экономически активного населения, или 18 тыс. 870 человек. Сегодня у нас заключаются договоры на общественные работы, в целом по году на них будет занято 2 тыс. 700 человек. Зарплата у них будет такая же, как в прошлом году - 4 тыс. 900 рублей.

            - В начале текущего года Тихвинский вагоностроительный завод объявил, что может принять на работу часть сотрудников "АвтоВАЗа". Людям предложили переехать на работу в Тихвин - в Ленинградскую область. Они готовы к этому?

            - Люди не готовы переезжать. Я думаю, что многие из тех, кто мог бы принять это предложение, но не принимает - молодые жители нашего города, - поступают правильно. Потому что к тем мерам, о которых я сказал, я могу добавить одну из самых главных мер: на "АвтоВАЗе" подготовлена программа стратегического развития завода до 2020 года. Если завод будет выпускать то количество автомобилей, которое запланировано в программе, то будет соответственно и рост зарплаты, и отчислений в бюджет, и приличная занятость и все, что с этим связано в социальном плане.

            Может быть, кто-то и хочет перебраться в Ленинградскую область, но такие внутренние миграционные процессы были и есть. Но те, кто не покидают город, поступают правильно, потому что при существующем позитивном отношении к Тольятти со стороны всех уровней властей, решения будут найдены и ситуация будет коренным образом изменена.

            - Высказывалось мнение, что частично спасти положение в этом смысле могло бы развитие малого частного бизнеса. Есть ли у жителей Тольятти реальные возможности завести собственное дело? Какие меры предпринимает муниципалитет для этого?

            - Мы создали все условия, чтобы жители города имели возможность завести собственное дело. В городе реализуется программа развития малого и среднего бизнеса. Это еще одна причина, которая повлияет на перелом ситуации в лучшую сторону в 2010 году. Мы ожидаем до конца года создать здесь 1,7 тыс. рабочих мест. Ожидаем к середине этого года полностью заполнить бизнес-инкубатор и приступить к строительству второй очереди бизнес-инкубатора. И самое главное - через систему выделения субсидий, через микрофинансирование - изменить отношение горожан, которые попали в трудную жизненную ситуацию, к вопросам самозанятости для того, чтобы они смелее участвовали в реализации этих программ.

            Все, что необходимо для этого, муниципалитет сегодня делает. Проводятся консультационные встречи, семинары, упрощается схема получения субсидий. Безусловно начинаем мы с обучения тех, кто хочет этим заниматься - основам предпринимательской деятельности, основам бизнес-планирования, экономики. Первая группа из 280 человек уже прошла обучение. Ожидаем еще две группы - по 250 и 300 человек - обучить азам предпринимательской деятельности.

            - Какой же будет промышленность Тольятти к 2020 году, когда будет реализован комплексный инвестиционный план?

            - Мы считаем, что к тому времени у нас будет несколько новых заводов в ОЭЗ, которые ни коим образом не будут связаны с автопроизводством или будут связаны, но частично - автокомпонентное производство к примеру. Подписано соглашение с концерном Pirelli о строительстве шинного завода. Мы сейчас ведем переговоры с компанией, которая будет заниматься производством стекла, причем не только для автомобилей. Будет завод, который связан с телекоммуникационным оборудованием.

            Мы достаточно далеко продвинулись по созданию здесь завода по производству игрушек. Этим проектом занимается компания, которая владеет сетью магазинов по продаже детских товаров.

            Очень важно для нас организовать выпуск продуктов, связанных с энергосберегающими технологиями - это и оборудование, допустим, лампы, и продукция, связанная с ремонтом аппаратуры для приборов учета, к примеру. Есть предложения по изготовлению медицинских приборов и инструментов на территории города.

            Есть несколько очень интересных предложений по развитию сельхозпроизводства, увеличению тепличного хозяйства. Есть проект по строительству коттеджного города-спутника, который позволит реанимировать строительную отрасль и все, что связано с производством стройматериалов. И много других интересных проектов, реализация которых позволила бы ту незанятую численность "АвтоВАЗа" и автокомпонентной базы перевести на другие виды производства.

            Но не надо забывать и про саму автокомпонентную базу, потому что, если на "АвтоВАЗе" будет пять новых моделей, то, конечно, локализация поставщиков автокомпонентов должна проводиться. И проводиться она должна здесь, на территории Тольятти. Мы рассматриваем возможности или кооперации с теми заводами, которые здесь имеются, или строительства новых заводов, которые бы поставляли комплекты не только на "АвтоВАЗ", но и заключали договоры с другими производителями, локализовали производство комплектующих для них. Таким образом, может получиться достаточно приличный пул производителей, которые создадут не одну тысячу дополнительных рабочих мест.

            - На днях бизнесмен Михаил Прохоров предложил построить в Тольятти независимый от "АвтоВАЗа" завод по производству легковых автомобилей - гибридов, работающих на сжиженном газе и с электрической трансмиссией. На ваш взгляд, насколько реален этот проект?

            - В целом правительство предложение господина Прохорова одобрило, с нами он пока детально не обсуждался. Но мы в любом случае посильную поддержку и помощь любому проекту, который будет направлен на создание рабочих, мест будем оказывать.

            М.Прохоров заявил, что занимается этим проектом полтора года. Он заявил, что за 2011-2012 годы можно построить завод и поставить на производство этот автомобиль, назвал срок окупаемости 4-5 лет.

            - В каком состоянии сейчас предприятия химической отрасли, расположенные в городе? Планируются ли там увольнения в текущем году?

            - Все необходимые консультации и встречи с руководством химических заводов мы провели. Все они заявляют, что никаких сокращений, серьезных изменений в программе у них не ожидается. Более того, и "Куйбышевазот", и "Тольяттикаучук" будут инвестировать свои средства в развитие отдельных технологий, в создание новых продуктов. "Куйбышевазот" вышел в инвестиционную комиссию при Внешэкономбанке с бизнес-проектом по созданию некоторых видов производств и собирается задействовать новые продукты, новые линии. По их оценке, это даст возможность создать примерно 300 новых рабочих мест.

            - В начале февраля мэрия Тольятти заявляла о готовности принять на работу около 150 медиков из других регионов. Городу не хватает специалистов?

            - У нас сегодня дефицит по некоторым врачебным специальностям составляет около 50%. То есть, обеспеченность некоторыми врачебными специальностями самая низкая - 51%. В основном это анестезиологи, рентгенологи. Те люди, работа которых очень ответственна, но проходит в напряженных и даже вредных условиях. Не обеспечены мы и медсестрами. Чтобы решить эту задачу мы в бюджете заложили более 7 млн рублей. Эти средства будут направлены на аренду жилья для этих работников. Если мы решаем жилищный вопрос, то мы решаем вопрос кадров, без которых очень сложно предоставлять и оказывать медицинские услуги населению.

            - В каком состоянии сейчас строительная отрасль города? Выполнен ли план по строительству жилья в 2009 году?

            - План по вводу жилья не выполнен. В 2009 году планировалось ввести порядка 120 тыс. кв. метров жилья, фактически было введено 68,652 тыс. кв. метров. Основные причины напрямую связаны с кризисом в стране. У нас в городе все усугубилось кризисом в автопроме. И как следствие, во-первых, отсутствие оборотных средств в самих строительных организациях в связи с тем, что кредитные ресурсы очень дороги сегодня, во-вторых, сказался значительный спад спроса со стороны населения. Люди сегодня в связи с кризисом или не имеют средства, или считают нецелесообразным вкладывать их в строительство жилья. Но главное сейчас - оживить экономику "АвтоВАЗа" и провести диверсификацию бизнеса. В программе жилищного строительства в 2010 году запланировано ввести в эксплуатацию 97,8 тыс. кв. метров жилья.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще