Эксклюзив 22 декабря 2022 г. 18:32

Министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов:

"В 2022 году ожидаем выполнение работ на 193 млрд рублей, подрядчики трудятся с полной отдачей"

Масштабное строительство участков федеральных трасс, активизация работ на концессионной автодороге и проекты в Казани сделали 2022 год для Татарстана рекордным по объемам финансирования дорожного строительства. О ситуации со строительством дорог, проектах в области воздушных и речных перевозок "Интерфаксу" рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов.

"В 2022 году ожидаем выполнение работ на 193 млрд рублей, подрядчики трудятся с полной отдачей"
Фото предоставлено министерством транспорта и дорожного хозяйства Татарстан

- Фарит Мударисович, на строительство и ремонт дорог в Татарстане в текущем году заложена беспрецедентная для республики сумма. Все ли запланированные на этот год контракты заключены? Есть ли переносы на следующий год?

- В целом по Республике Татарстан мы ожидаем выполнение всех работ, связанных со строительством, ремонтом и эксплуатацией дорог на сумму порядка 193 млрд рублей. Цифры даже чуть повыше, чем планировали в начале года: где-то произошли изменения стоимости объектов, в частности, изменилась стоимость по трассе М12. Пока все работы идут в графике. Есть и переходящие объекты, строительство которых не завершится за год: трассу М12 или М7 за такой срок не построишь. Суммы, о которых я говорю, сегодня законтрактованы. Эти контракты будут еще исполняться и в следующем, и даже в 2024 годах.

- Какие дороги строятся сейчас в Татарстане и какие компании выбраны подрядчиками по ключевым проектам? Есть ли у министерства транспорта Татарстана замечания к ним?

- Начну с того, что замечаний к подрядчикам у министерства нет, они работают с полной отдачей. Поэтому сегодня и выполнение объемов работ к концу года, и раскассирование финансовых средств - все происходит по графику. Единственный объект, который мы должны подтянуть, это наша концессионная дорога Шали-Бавлы. Мы начали ее поздно, практически во второй половине года. Поэтому все задуманное выполнить не успели, но сегодня реализуем мероприятия по привлечению дополнительных ресурсов.

Самая большая дорога из строящихся сейчас в республике - платная трасса М12. В этом году государственный заказчик - госкомпания "Автодор" - планировал вложить в татарстанские участки трассы 101 млрд рублей. Строительство седьмого и восьмого этапов дороги, которые пройдут по территории Татарстана, ведется в этом году с небольшим опережением графика, что компенсирует небольшое отставание от графика в 2021 году. Поэтому объем вложений в текущем году может вырасти до 105-107 млрд рублей. Строительством седьмого этапа М12 занимается подрядчик СК "Автодор", на восьмом этапе работает "Трансстроймеханизация". Обе организации представлены достойно на вверенных этапах, поэтому 130 км из 142 км трассы в Татарстане уже имеют дорожное полотно, 90 км из них – уже в нынешних слоях асфальта. Это говорит о том, что работа идет очень активно.

Планируется, что все искусственные сооружения, кроме трех больших мостов, на следующий год будут выполнены, и дорога будет иметь сплошность. Большие мосты останутся на завершающий этап строительства.

Также по графику в Татарстане строится крупнейший мост через Волгу длиной 3 километра 342 метра. На сегодня по этому объекту уже освоено 48% средств - практически половина моста. К концу года мост будет собран.

Заказчиком строительства обхода Набережных Челнов и Нижнекамска в составе трассы М7 выступает "Росавтодор". Там три больших этапа. Генподрядчик на первом этапе - "Каздорстрой". На реке Каме подрядной организацией "Дороги и Мосты" начаты работы по строительству моста длиной 1,6 км, бьются свайные поля под опоры. Генподрядчиком на втором этапе является "Алексеевскдорстрой", очень хорошо справляется со своей задачей, освоение идет опережающими темпами. На третьем этапе этой дороги работают самарские генподрядчики ("Самаратрансстрой" - ИФ), там мы тоже рисков не видим.

Крупнейший объект концессионного соглашения по строительству автодороги Шали-Бавлы - участок Алексеевское-Альметьевск длиной 145 км. Сегодня там работают два генподрядчика: СМП "Нефтегаз" Фоата Комарова, который стал инициатором строительства этой дороги в далеком 2009 году, на втором и третьем этапах работает "Алексеевскдорстрой". На сегодняшний день ситуация на объекте сложная, но работа там организована. Мы не хотим терять зимний период. Наша цель - зимой максимально завершить искусственные сооружения дорожных покрытий и завезти инертные материалы.

Крупные объекты строятся и в Казани. Здесь отдельная тема. Во-первых, это продолжение Большого казанского кольца - завершены работы на участке улицы Меховщиков и готовятся документы для сдачи в эксплуатацию. Также завершено строительство участка от улицы Несмелова до жилого комплекса "Серебряный бор", идет приемка документов.

- Будет ли сдан в 2022 году первый этап дороги Алексеевское-Альметьевск?

- Нет, такой задачи и не ставилось. Невозможно начать строительство дороги первой категории длиной 45 км и в тот же год ее сдать. Что мы успели сделать? Во-первых, мы ввели в эксплуатацию два больших путепровода, которые были построены ГКУ "Главтатдортранс" несколько лет назад. Над дорогой, где мы сейчас работаем, основные потоки перезапущены по уже построенным путепроводам. Это дало нам возможность спокойно заниматься работами на самой трассе. Большое количество дорог в асфальте по первому этапу проложено - здесь участвовал СМП "Нефтегаз", помогал ему "Алексеевскдорстрой" со своими асфальтобетонными заводами. Речи о том, чтобы открыть движение по первому этапу в 2022 году, не было - мы могли "проехаться", Фоат Фагимович (Комаров - ИФ) так говорил. Когда мы проводим заседания оперативного штаба, на значительной части первого этапа едем уже по асфальту.

- В декабре 2021-го, когда заключалось концессионное соглашение о строительстве дороги Алексеевское-Альметьевск, бюджет проекта был оценен в 83 млрд рублей. Произошло ли его удорожание, и как в этом случае будут распределены дополнительные расходы между инвестором, республикой и федеральным бюджетом?

- Сегодня на этом объекте два этапа получили положительное заключение экспертизы. Третий этап находится на заключительной стадии. Поэтому общую стоимость объекта пока назвать нельзя. Проект первого этапа у нас заходил на госэкспертизу со сметой в 25 млрд рублей, вышел с 20 млрд рублей с небольшим. Второй этап заходил с 31 млрд рублей, вышел с 25 млрд рублей. Третий этап на экспертизу ушел со сметой 41 млрд рублей. Когда он выйдет с госэкспертизы, тогда мы и будем делать расчеты. Гадать не будем - итоговую цену на третий этап мы получим еще до Нового года.

- Прошлым летом стало известно, что стоимость трассы М12 в целом выросла примерно на 30% по сравнению с первоначальной. Насколько подорожал татарстанский участок?

- Татарстанский участок трассы М12 в начале работ планировался со сметой порядка 167 млрд рублей. Сегодня эти работы оцениваются в 226 млрд рублей. В дальнейшем все будет зависеть от стоимости ресурсов. Сегодня есть основания полагать, что цены стабилизируются.

- Какова судьба проекта девятого этапа М12 от пересечения с автодорогой "Шали - Сорочьи горы" до пересечения с автодорогой М7 "Волга"? Успеет ли он пройти госэкспертизу до конца года?

- Действительно, прорабатывалась схема девятого этапа длиной порядка 10,5 км, которая бы выводила завершающую развязку на М7. Сегодня принято решение направить средства на более важные участки дорог Казань-Екатеринбург по территории нашей республики - после Набережных Челнов реконструируется 98 км дорог до границы с Башкортостаном, там будет четыре полосы движения - такое же проектное решение, как на участке М7 от Казани до Набережных Челнов. Плюс к этому решили сделать подъезд тоже в четыре полосы от совхоза "Татарстан", где заканчивается обход М7, до Набережных Челнов.

Поэтому девятый этап М12 мы пока делать не будем - это поручение заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина. М12 будет полноценно завершен на дорожной развязке "Шали - Сорочьи горы" с М7. Придет время, отстроим и девятый этап.

- Каковы в настоящее время сроки завершения работ на больших стройках в Казани: Вознесенский тракт, Большое Казанское кольцо и реконструкция Горьковского шоссе? В какие суммы эти проекты оцениваются сегодня?

- Начнем с Вознесенского тракта. Очень важная дорога как перемычка между Гвардейской улицей и проспектом Победы. Первый этап строительства будет завершен и откроется для движения в 2023 году. Вылетная трасса, участок Вознесенского тракта от проспекта Победы до М7, второй этап в 2023 году завершен не будет. Мы сегодня изыскиваем средства, и запланированы работы на искусственных сооружениях по максимуму. В первую очередь, необходимо сделать развязку, где трасса примыкает к М7, для того, чтобы её запустить в проектном режиме. Сделать остальные искусственные сооружения и находиться на низком старте. Когда вопрос с финансированием будет решен, приступим к работам. Средства предусмотрены достаточно большие, порядка 20-22 млрд рублей. Генподрядчик работу организовал на высшем уровне, поэтому тут вопросов у нас нет.

Горьковское шоссе и Большое казанское кольцо у нас в плане в 2024 году, мы надеемся их завершить. По Горьковскому шоссе предусмотрено освоение не менее 10 млрд рублей, и сегодня правительство нашей республики тоже изыскивает средства, чтобы такое солидное финансирование найти.

Кроме того, в центре Казани на улице Назарбаева есть очень важный мост. Выполнить его реконструкцию стоимостью почти 800 млн рублей планировалось в 2023-2024 годах. Но затем руководство Татарстана дало команду не растягивать реконструкцию на два года и стараться завершить ее в 2023 году. Финансовые средства на завершение работ руководство республики тоже находит. Это было бы, конечно, здорово - за один год сделать такой сложный объект.

- Татарстан участвует в национальном проекте "Безопасные и качественные дороги". Сколько дорог построено в текущем году в рамках нацпроекта?

- По нацпроекту "Безопасные и качественные дороги" в этом году мы отремонтировали в Татарстане порядка 390 км дорог, построили или реконструировали 52,5 км дорог. Вообще, благодаря нацпроекту в республике построено или реконструировано 170 км дорог, их нельзя просто разделить - это по нацпроекту, а то не по нацпроекту, - потому что все очень взаимосвязано.

Новая тема в этом году - инвестиционные бюджетные кредиты, так называемая программа ИБК. 10,4 млрд рублей этих кредитов были получены на такие дороги, как подъезд к Осиновской улице - это подъезд к крупному жилому массиву "Салават Купере", 6,1 млрд рублей - на первый этап Вознесенского тракта между Гвардейской улицей и проспектом Победы, более 3 млрд рублей - на реконструкцию Горьковского шоссе. На сегодняшний день освоение этих средств полностью завершено.

Кроме того, инвестиционный бюджетный кредит был получен на строительство автодороги Шали-Бавлы, эти деньги также освоены.

- На фоне текущих событий в мире тема импортозамещения особенно актуальна. Как обстоит ситуация с импортозамещением, были ли сложности в этом сезоне?

- На эту тему мы непосредственно работаем с "ЕлАЗом" и "КАМАЗом". Мы считаем, что дорожно-строительная техника, которую сегодня выпускает "ЕлАЗ" - погрузчики, экскаваторы, грейдер разработанный есть, бульдозер - могли бы сегодня не просто участвовать в стройке, а конкурировать с западными и, конечно, с китайскими аналогами по цене. Сейчас этого не происходит - наша техника дороже. Чтобы производить дешевую технику, нужно, во-первых, работать на массовость - если будешь собирать 10, 50 или даже 100 штук, это ничто по сравнению с производителем, который собирает машины тысячами или десятками тысяч. Но сегодня в России есть господдержка этого направления - и лизинговые, и стоимостные послабления. Теперь наша задача - в увязке с дорожными строителями, с производителями продвигать отечественную технику. Я думаю, мы за 2-3 года можем здорово подтянуть ее качество.

- Позвольте перейти к теме авиаперевозок. Когда будет утверждена стратегия развития международного аэропорта Казани до 2050 года? Каковы ее ключевые параметры?

- 8 декабря прошло заседание совета директоров аэропорта "Казань", в котором принял участие Рустам Нургалиевич (президент Татарстана Рустам Минниханов - ИФ). На этом заседании мастер-план развития аэропорта до 2050 года был одобрен и озвучены три основных направления, в которых аэропорт будет двигаться. Во-первых, будет строиться новый, третий пассажирский терминал. Второе большое направление - это грузоперевозки, поэтому складским зонам и обработке грузов в мастер-плане уделяется огромное внимание. Третье направление - это оказание услуг по ремонту и обслуживанию больших воздушных судов, должны быть ангары соответствующих размеров. Кроме этого, видимо, будет меняться политика аэропорта в отношении услуг контрагентов по содержанию аэропорта, заправке судов. Есть концепция, что аэропорт должен максимально делать это своими силами, чтобы сэкономить на услугах контрагентов. Ее экономика сейчас рассчитывается. Это тоже будет включаться в стратегию аэропорта.

- Какой пассажиропоток ожидается в аэропортах Казани и "Бегишево" в текущем году?

- У аэропорта "Казань" - 4 млн пассажиров за год, у "Бегишево" - 600 тыс. и у аэропорта "Бугульма" порядка 40 тыс. - ставится такая, достаточно высокая планка.

- Президент Татарстана Рустам Минниханов в ходе ежегодного послания депутатам в октябре сообщил, что республика заказала на Зеленодольском судозаводе два "Метеора" и один А-217. Сколько всего "Метеоров" планирует приобрести Татарстан для внутреннего туризма?

- Речь идет о шести "Метеорах-2020", которые планируется построить в 2023-2024 годах. В том числе в 2023 году - два "Метеора".

Зеленодольские "Метеоры" очень хорошие суда, они шире и мощнее "Метеоров", которые строятся на нижегородской верфи. Буквально в конце ноября был принят план салона этих судов на 122 пассажира. А-217 - это судно повышенной проходимости с салоном на 160 пассажиров, которое может ходить во льдах. Для Татарстана очень важно, чтобы судно было способно раньше выйти в навигацию и позже ее завершить.

Кроме этого, по речному направлению есть распоряжение президента республики по ремонту аварийных судов, и в предстоящую навигацию количество судов мы планируем увеличить. Таких (отремонтированных - ИФ) судов в 2023 году мы бы хотели добавить сразу пять и каждый год это количество наращивать. Ранее количество пассажирских судов у нас из года в год падало - с 14 судов в 2019 году мы упали на девять, и мы хотели бы изменить эту тенденцию в лучшую сторону. Наш комитет по туризму очень просит суда из-за роста спроса на речные круизы в Казани и пригородах. Также принимается программа по ремонту дебаркадеров, чтобы на порядок повысить комфорт наших пассажиров. Дебаркадеры планируем сохранить в традиционных фасадных решениях. Всего у нас 22 дебаркадера, ситуацию по половине из них мы попытаемся к следующей навигации выправить, поскольку состояние ряда дебаркадеров, среди которых есть конструкции возрастом 50 и более лет, оставляет желать лучшего.

- Спущенное в 2020 году в Зеленодольске прогулочное судно "Чайка СПГ" пока остается единственным судном такого типа. Планирует ли Татарстан в обозримом будущем заказывать строительство этих судов и в каком количестве?

- В 2023 году мы заказа на эти суда не делаем, строим только два "Метеора". В 2024 году закладываем еще четыре "Метеора". С учетом того, что каждый "Метеор" стоит 550 млн рублей, это огромные деньги даже для такого региона, как Татарстан.

Тему судов с газовыми двигателями нельзя зацикливать на строительстве новых судов, сегодня было бы более эффективно перевести старые дизельные суда на компримированный газ.

Тем не менее, тему судов на сжиженном или компримированном газе мы намерены продвигать, но для того, чтобы эти суда были широко представлены, необходимо развивать заправочную инфраструктуру.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще