На вопросы агентства "Интерфакс-Поволжье" отвечает владыка Вениамин (Зарицкий).
- Владыка, в июле прошлого года Священный Синод принял решение об образовании Пензенской митрополии, в состав которой вошли три епархии. Что изменилось после образования митрополии, прежде всего, для прихожан?
- Могу свидетельствовать: то, что делается сейчас в новых епархиях, например Кузнецкой, было невозможным, если бы оставалась единая епархия. Во-первых, многих людей, готовых к служению, я, будучи единственным архиереем, не знал. В Кузнецкой епархии владыка рукоположил 12-15 человек за это время. Это громадный потенциал, который был под спудом. Сейчас эти люди служат церкви, служат Богу, и это большое дело.
Второе очень важное – когда архиерей непосредственно находится в городе, к нему люди могут прийти в любое время и решить какие-то вопросы. Не всегда удобно приехать в Пензу, а в разукрупненных епархиях архиерей постоянно служит, общается с народом. Архиерей стал ближе к народу – это самое главное. Храмов в Кузнецкой епархии пока не так уж много. Надеюсь, что лет за десять храмов станет вдвое-втрое больше. На примере Кузнецка видно, что приближение епархий к людям - это большое дело. Невозможно одному епископу знать, что делается в 385 приходах, регулярно поддерживать духовенство для выполнения требований, которые на нас возлагает Святейший Патриарх.
Сейчас церковь очень много взяла на свои плечи- и просветительскую работу, и сохранение культурного наследия, памятников , помощь старикам, изучение нашей истории. Масса вопросов, которые церковь считает необходимым решать на приходах для пользы наших верующих. Это и изучение истории и прихода, и социальная работа, поддержка тех болящих, которым нужно внимание и сочувствие. И все это легче организовать на месте.
- Как за последние годы меняется состав прихожан, видите ли Вы новое отношение к церкви молодых, в чем оно?
- Количественный рост посещающих храмы очевиден. Пасха прошлого года и Рождество это показали. В Успенском соборе 500 человек не уместились, они молились на улице. Все храмы были переполнены и на Благовещение, 7 апреля. Литургии, и ранние и поздние, были полны народу, в том числе молодежи. Хочется, чтобы больше людей приходили в храмы, познавали нашу духовную культуру, искусство, знакомились с красотой богослужения. И, я думаю, лед тронулся.
В Пензе большинство храмов находится в центре города. Поэтому, проблемы имеются в северной части города, где нет ни одного храма, и в огромном микрорайоне Арбеково, где, по крайней мере, необходимо построить еще 8 храмов.
Очевидно, что сейчас у нас все усилия прилагаются на завершение строительства главного храма Пензы - Спасского кафедрального собора, предшественник которого был взорван в 30-х годах прошлого века. Хочу искренне поблагодарить строителей, которые работают, не покладая рук, несмотря на наши долги перед ними. До конца августа храм будет построен и будет отслужен первый благодарственный молебен. Это великое созидательное строительство, которое ведется всенародно, например, через именные "кирпичики"-свидетельства, удостоверяющие, что человек пожертвовал на храм. Записываются имена жертвователей, за этих людей совершается сорокоуст.
Главный храм Пензы – это важно, но при этом не менее важно иметь храмы шаговой доступности. Семь новых храмов построено в городе за время моего служения здесь, то есть почти за три года. В ближайших планах строительство еще 12 храмов в Пензе. Это будет определенной духовной поддержкой населения, особенно пожилых людей.
Новые храмы не пустуют – по две службы проводим в праздничные и воскресные дни. На Шуисте (большой микрорайон) открыт Храм Серафима Саровского, и он всегда полон. Это говорит, что храмы шаговой доступности очень нужны для духовного окормления людей.
Подготовлена земля в строящемся микрорайоне Терновка под Пензой. Новоселы вместе со школой, детским садом будут иметь и храм. Я убежден, что храмы должны занять свое место в инфраструктуре города.
Слава Богу, руководство области и города понимают важность наших проблем, спасибо им.
- Владыка, запрещенные в советское время обряды сегодня доступны. Крещение, венчание – это, на Ваш взгляд, мода или потребность.
- Если в советское время мы были рады покрестить любого человека, повенчать любую пару, чтобы они выполнили свои обязанности перед Богом, то сейчас, чтобы не было модой, чтобы не разводились после венчания или не забывали, что их ребенок крещен, десятилетиями не приводя в храм, мы просим родителей и тех, кто будет вступать в брак, прийти на собеседование в храмы. Объяснить ценность брака, правильность отношений мужа и жены. Мы даже просим приходить крестных и родителей, чтобы они знали, как воспитывать нового члена церкви, какое таинство они совершают. Это очень важно.
- Также очень важно, кто служит, кадры священников. Кто приходит, где готовите, что надо сделать, чтобы к служению обращались люди, которым верят прихожане?
- Должен порадоваться. Два с половиной года назад мы открыли семинарию в Пензе. В семинарии учится свыше 100 человек, 30 из которых – на пасторском очном отделении. Это большая сила, которая будет помогать церкви строить духовную жизнь на пензенской земле.
Есть люди, которые поступают после школы, они из верующих семей. Учитываются характеристики, которые дают настоятели, духовники о том, что человек верующий и внутренне готов быть пастырем.
Есть люди, которые приходят в семинарию, имея высшее светское образование. Таких людей я рукополагаю, чтобы они и служили, и учились.
В любом случае стараемся добиться того уровня знаний, который необходим пастырю.
- Насколько сейчас развит институт духовников? Кто был Вашим первым духовником, и насколько важно иметь такого человека?
- Духовник - каждый священник. Мой первый духовник – отец Антоний. Старичок. Сколько помню себя, он был в моей жизни. А самое большое влияние приобщения к церкви оказала на меня бабушка. С самого детства ходил с ней в храм. С бабушкой мы обходили все храмы. Выходили очень рано, я был маленький, бабушка старенькая, быстро не могли ходить, вот и выходили загодя, чтобы к службам успеть. Это были 60-е годы прошлого века, годы гонения на церковь. Священник опасался с людьми говорить, да и один он был на несколько сел.
Я родился на Украине. В 30-е годы дедушка и бабушка мои по материнской линии переехали туда из Пензы. Они работали на железной дороге.
- Если продолжать детскую тему, каково Ваше отношение к религии в школе, преподаванию основ православной культуры?
- Во-первых, это не религиозный, а культурологический предмет. Никакого отношения к религии он не имеет, здесь учат нашим корням, нашей культуре. И это благо, милость Божия. Важность знать основы культуры - православной, мусульманской, иудейской, буддисткой в том, что дети познают свои корни. Это важно и потому, что появляются люди, которые под маркой религий уводят человека, особенно молодого, в секты. А всякая религия имеет в основе доброе начало. Малейшее понятие о религии, которое дадут детям, предотвратит возможные взрывы.
- В связи с этим, Владыка, какие угрозы стоят перед православной церковью в регионе? Что противостоит этим угрозам?
- Сектантство сейчас не так страшно, как в 90-е годы. Люди уже получили прививку от этой болезни, и особых сложностей здесь нет, хотя единичные случаи есть и в Пензе.
У нас это Михайловская обитель - непонятная религиозная структура, нигде не зарегистрированная, ее нигде нет официально, но массу людей отводит от учения Христова. В рясах ходят самозванцы. Есть и еще самозванцы, один из таких объявил себя епископом. Это особые люди. Их надо жалеть. Противопоставляем этому просветительскую работу.
- Сейчас многие едут в Святую землю, не зная святынь родной земли. Что делается, чтобы местные святые места стали популярнее?
- Мы это делаем, в том числе и с участием власти. Отдел паломничества пензенской епархии работает вместе с отделом туризма областного управления культуры, чтобы знакомить жителей со святынями пензенской земли. Люди с удовольствием едут и открывают для себя жемчужины православной культуры и духовные ценности. Это село Соловцовка, Сканов монастырь, например.
Кроме того, паломническая служба Московской патриархии планирует издать путеводитель по храмам вдоль дороги Москва-Челябинск. Пензенская область, ее памятники и монастыри достойно войдут в этот справочник.
- Недавно стало известно, "Интерфакс" об этом сообщал, что по вашей инициативе при Успенском кафедральном соборе Пензы решено открыть курсы для мигрантов. Чем вызвано такое решение, как будет строиться работа?
- Приезжают к нам люди работать из бывших союзных республик, не знают нашей культуры, обычаев. Это незнание вызывает проблемы. Поэтому мы приняли решение дать азы - как вести себя в среде наших граждан, чтобы не было недопонимания, показать им наши правила, обычаи, требования. А начнем с письменности, чтения. Думаю, это принесет пользу и нам, и им. Они не станут христианами, речь идет о культуре. Первая группа уже приступила к занятиям.
- Владыка, в истории церкви известны богадельни при храмах. Наслышан о Вашей заинтересованности возродить эту работу.
- Да, раньше при каждом храме была своя богадельня, где ухаживали за пожилыми, сиротами, всем миром помогали напоить-накормить и воспитать.
Так уж получилось, что мы потеряли время и надо нагнать упущенное. Сейчас у нас есть богадельня при Скановом монастыре. Старушки, благодаря стараниям сестер, ухоженные, накормленные, их приводят, а кого-то и приносят в храм. Я предложил радиофицировать службы и транслировать их в комнаты богадельни. Это будет сделано.
Есть и другая проблема, которую надо решать, – попавшие в беду женщины с детьми. В ближайшее время нам обещали вернуть в собственность наше здание в Пензе. Там мы планируем создать центр, куда будем приглашать попавших в беду женщин с детьми. Планируем сделать гостиницу, брать на полное содержание таких женщин с детьми на 2-4 недели. Наша юридическая служба в это время будет совместно с союзом православных женщин ходатайствовать, чтобы город помог с жильем, яслями, работой. Там же будет телефон доверия, по которому специалисты будут давать советы. В больницах будут убеждать отказываться от абортов.
- По Вашей инициативе, Владыка, проводится исследовательская работа по новейшей истории пензенской епархии, в частности, по изучению пензенских новомученников.
- Это очень горький период истории. В 20-х годах прошлого века именно в Пензе возник первый раскол, который впоследствии назвали путятинским, по имени священника-обновленца. За этим стояли властные структуры, задачей которых было расколоть церковь и уничтожить. В Пензе громадный список пострадавших. Будем изучать их жизнь, чтобы понять подвиг христиан, которые ради Бога претерпели испытания. Это задача предстоящей работы. Мы хотим подробно узнать, какими были эти люди, проследить их судьбы. Для этой цели мы создали центр при кафедре истории Пензенской духовной семинарии, пригласили людей с исторического факультета ПГУ изучать архивы, делать запросы. На основе таких жизней надо воспитывать христиан, чтобы они также любили Бога, как и эти исповедники.