По итогам шести месяцев текущего года объем объявленных Госкомитетом Республики Башкирия по госзаказам торгов превысил 5,6 тыс. процедур, уровень конкуренции составил почти 3 заявки на одни торги. Об основных итогах полугодия о перспективе работы ведомства в условиях контрактной системы агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал председатель Госкомзаказа Башкирии Сергей Новиков.
- Сергей Владимирович, каковы итоги полугодия в сфере регионального заказа?
- В первом полугодии Госкомитет объявил более 5,6 тыс. процедур торгов на сумму 7,1 млрд рублей, это в 1,1 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такая динамика обусловлена действием федерального законодательства: значительно возросло количество мелких аукционов на поставку медицинских препаратов. Например, если раньше мы могли формировать заказы по одному направлению единым лотом, то с начала этого года в один заказ стоимостью более 1 тыс. рублей можно включать медпрепарат с одним международным наименованием. Таким образом, трудоемкость заказа в рамках одного направления существенно возросла, увеличив нагрузку на комитет.
Отмечу также положительные социально-экономические итоги. За этот период экономия бюджетных средств в Башкирии в результате проведения торгов по заявкам госзаказчиков выросла по сравнению с данными первого полугодия 2012 года в 1,4 раза, - до 1,5 млрд рублей. По Госкомитету показатель составил 12,6%, выше на 1,4 процентных пункта.
Увеличилась также конкуренция на торгах, с 2,7 заявок на один аукцион в первом полугодии 2012 года до 2,9 заявок в январе–июне этого года. Бизнес начал проникаться доверием к процедуре аукционов, принял систему госзаказа. Если прежде поставщики в большинстве своем считали, что "все напилено-распилено", то сегодня понимают, что, даже имея определенные связи, необходимо участвовать в торгах. Вырос и уровень грамотности поставщиков: на совещании мы больше не слышим примитивных вопросов, их вопросы стали глубокими, детализированными.
Активнее всего поставщики участвуют на торгах на выполнение работ по капитальному и текущему ремонту, где в среднем на один аукцион подавалось 9 заявок. Как правило, на торгах по строительному комплексу у нас участвуют 99% местных подрядчиков. Традиционно активная конкуренция на аукционах на поставку лекарств, продуктов питания и услуг по организации питания.
По итогам полугодия самыми "дорогими" стали два аукциона республиканского Минфина на оказание финансовых услуг по предоставлению кредитных ресурсов с общей начальной (максимальной) ценой контрактов в 1,1 млрд рублей, по итогам которых контракты были заключены с ОАО "Сбербанк России".
Отмечу также, что в этом году доля электронных аукционов в общем количестве проведенных закупок по сравнению с прошлым годом увеличилась в 1,2 раза.
Ожидаем, что по итогам года конкуренция в среднем составит 3 заявки на одни торги, экономия бюджетных средств сохранится на уровне 12%.
- Какие задачи стоят перед комитетом до конца 2013 года?
- Во второй половине года заказчики республики войдут в фазу бурного размещения заказов, а в деятельности комитета в связи с внедрением в регионе закона о контрактной системе (Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" – ИФ) усилится аналитико-перспективная функция.
Мы ждем шквала новых федеральных документов в рамках внедрения ФКС. Многие нормативно-правовые акты потребуют не только расширения функционала, но и увеличения кадровых ресурсов.
В соответствии с требованиями нового закона мы должны будем определить архитектуру управления госзакупками на уровне субъекта, быстро и своевременно провести все необходимые изменения действующего республиканского законодательства и начать работу в соответствии с новыми актами.
- Какие новации будут внедрены в систему госзаказа в Башкирии с начала следующего года?
- Новый закон содержит ряд важных положений. Так станет обязательным процесс планирования. Начальные (максимальные) цены будут известны за год до размещения заказов.
В настоящее время в регионе отсутствует грамотное и системное планирование закупочного процесса, заказчики относятся к этому вопросу весьма формально. Основные причины - недостаточная квалификация заказчиков и отсутствие законодательных санкций за некачественное планирование. С января 2016 года санкциями в случае ненадлежащего качества планирования станет блокировка процесса контрактации. То есть, если закупка не будет отражена в плане, то ее нельзя будет разместить.
Кроме того, с нового года будет введено нормирование закупок. Появятся новые игроки – регуляторы, органы финансового контроля и аудита. Заказы стоимостью свыше 1 млрд рублей (а в регионах планка может быть занижена) будут выноситься на общественные слушания.
- Как в рамках контрактной системы будет осуществляться поддержка местных производителей?
- Положения закона о контрактной системе исключают протекционизм как явление, препятствующее конкуренции. В то же время, без здорового протекционизма невозможно развитие региональной экономики. Ведь местный поставщик – это ориентированный на качество поставщик, с него всегда можно спросить.
Вместе с тем, формирующаяся контрактная система содержит ряд преференций для отечественных товаропроизводителей. Так, по установленному перечню продукции предоставляются преференции в 15% от цены контракта тем, кто на торгах вместо импортных предлагает к поставке товары российского происхождения.
- Планирует ли комитет в ближайшей перспективе вести рейтинги добросовестных поставщиков и заказчиков?
- Сейчас в республике таких рейтингов нет. Мы не хотим вешать ярлыки, огульно называя кого-то недобросовестными. Но элементы недобросовестности фиксируем. За 1,5 года комитет направил в Управление Федеральной антимонопольной службы 13 писем, содержащих указание на недобросовестное поведение поставщиков, их сговор на аукционах.
В 2013 году мы наблюдали признаки демпинга (снижения цены более чем на 25%) на торгах на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технологического оборудования. По некоторым аукционам отмечалось снижение цены более чем на 70%,
Единая электронная торговая площадка, на которой мы работаем, запускает проект оценки деловой репутации поставщиков под названием "РУСГУДВИЛ", который позволит отслеживать всю "закупочную" историю компании на электронной площадке: сколько раз ее отклоняли, как она себя ведет на аукционе, как дисциплинировано заключает и исполняет контракты.
В свою очередь, мы в пилотном режиме начали формирование рейтинга эффективности деятельности государственных заказчиков. При оценке их работы мы учитываем факты завышения начальных цен контрактов, экономию бюджетных средств по итогам проведенных заказчиком торгов, конкуренцию, количество нарушений законодательства о размещении заказов, например, "затачивание" технического задания под конкретного поставщика и ряд других индикаторов. Пока оцениваем заказчиков в сфере здравоохранения, но до 1 ноября планируем проанализировать и другие сферы.
Кроме того, мы начали проводить аудит исполнения госконтрактов. Наметили 9 объектов, которые намерены посетить до конца года в составе координационной комиссии при правительстве Башкирии. Планируем проверить в том числе, какое куплено оборудование в рамках модернизации здравоохранения. Такой аудит станет обязательным к проведению в 2014 году.
- С какими трудностями приходится сталкиваться региональным заказчикам и поставщикам в рамках пилотного проекта по интеграции контрактной и платежной систем в рамках размещения государственных заказов новой системы?
- Мы начали этот проект в 2012 году в рамках совместных работ со Счетной палатой России по формированию механизмов контрактной системы. Суть проекта в том, чтобы сделать процесс субподряда прозрачным, чтобы государство знало, кто у него в субподрядчиках и "суб-суб-субподрядчиках" и необходим ли в той или иной ситуации этот "суб-суб-субподрядчик".
В настоящее время Госкомзаказ разработал направления и механизмы взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями в части банковского сопровождения исполнения контрактов.
Например, мы предложили заложить в контракт раздел, обязывающий подрядчика и всю цепочку субподрядчиков открыть в целях исполнения заказа в едином банке соответствующие счета. Банк бы в дальнейшем мог представить заказчику всю необходимую финансовую информацию.