Эксклюзив 27 января 2010 г. 18:07

Президент Башкирии М.Рахимов: "С регионами легко стали делиться социальными обязательствами перед людьми, но не доходами"

Президент Башкирии М.Рахимов: "С регионами легко стали делиться социальными обязательствами перед людьми, но не доходами"

22 января на заседании Госсовета по вопросам развития политической системы России Борис Грызлов заявил, что "быть субъектом Российской Федерации – это очень высокое звание". Днем раньше в общении с журналистами председатель Высшего Совета "Единой России" пояснил свою политическую позицию: не дело, что многочисленные дотационные регионы живут за счет деятельности не дотационных. "Считаю, что такой субъект не имеет права называться субъектом РФ (…). Нужно либо менять подходы к работе в этом субъекте, либо объединяться с другими субъектами для того, чтобы территория была самодостаточная", - сказал спикер Госдумы.

О том, как идею укрупнения субъектов федерации оценивают в регионах, "Интерфаксу" рассказал член Высшего Совета Всероссийской политической партии "Единая Россия", президент Республики Башкирия М.Рахимов.

- Муртаза Губайдуллович, согласны ли Вы с тем, что на сегодняшний день лишь 10 или 12 субъектов РФ могут обходиться без дотаций из федерального бюджета? Может быть, объединение "богатых" и "бедных" территорий действительно поможет решить эту серьезную проблему?

- Финансовые затруднения, с которыми ежедневно приходится сталкиваться руководителям субъектов РФ, ни для кого не новость. Сейчас очень важно понять, почему количество самодостаточных регионов уменьшается. Если 10-15 лет назад в Российской Федерации было от 20 до 25 регионов-"доноров", то сейчас остались считанные единицы. Тогда налоговая база субъекта РФ и Федерального центра делилась примерно в пропорции 50 на 50. Потом была бюджетная реформа, проведенная по инициативе министра финансов страны Алексея Кудрина. Теперь две трети забирает центр, и только треть остается на развитие субъекта. Кто сейчас является донором? Остались только Москва и Санкт-Петербург, да Ханты-Мансийский автономный округ, где нефти добывается много, а населения проживает мало.

Я полностью согласен, что наша политическая система нуждается в совершенствовании. По Конституции Россия – федеративное государство, а межбюджетного федерализма нет. Так называемый "федеральный" бюджет является слишком централизованным даже по меркам унитарных государств. Но нашу политическую систему и централизованной не назовешь. С регионами легко стали делиться социальными обязательствами перед людьми, но не доходами.

В унитарном государстве при консолидированном бюджете нет "доноров" и нет "дотационных" субъектов. Здесь другая терминология нужна. А так ни федерализм, ни унитаризм, а "рогатый заяц" какой-то.

Проблему надо решать по существу. Либо вернуться к нормам бюджетного федерализма, как это предлагал председатель Совета Федерации Сергей Миронов, либо повышать ответственность централизованного бюджета. Иного не дано.

Что такое деньги – это же разновидность власти, а власти без ответственности не бывает. Что мы получим слиянием бедных регионов? Как объединить, например, республики Северного Кавказа? Как это будет происходить? Ведь надо проводить референдумы, целые политические кампании. Не думаю, что это можно сделать безболезненно. В результате вместо экономики и решения социальных проблем все будут заниматься слияниями и разделами. Считаю, что перечерчивание и раскрашивание карты России, по меньшей мере, плохая идея.

- Но ведь и в федеративном государстве должна быть определенная властная вертикаль?

- А никто необходимости властной вертикали и не оспаривает. Но кроме этого, еще и "горизонталь" нужна. Руководители субъектов федерации - это часть властной вертикали или нет? Если президентов республик, губернаторов и глав администраций областей назначает президент РФ, то все структуры власти, включая федеральные, тоже должны им подчиняться. Кадровая политика должна быть.

А сейчас некоторые федеральные министерства "странную" кадровую политику проводят. Людей назначают по непонятным принципам без опыта работы, без авторитета, от народа далеких. Ведь не только органы власти субъектов федерации, но и силовые структуры, контрольные органы на деньги налогоплательщиков содержатся. Значит, и работать они обязаны скоординировано, во благо всего нашего многонационального народа.

Сегодня субъекты федерации на себе массу общегосударственных функций тащат - национальную политику, например. Национальный компонент из федеральных образовательных стандартов убрали, как будто это вопрос сугубо регионального значения. А ведь поддержка языков и культур малых народов – это требование международного права. То есть дело престижа всей нашей страны на международной арене.

- Но, может быть, объединение регионов позволит сократить численность бюрократии? Ведь вместо двух областных правительств будет одно. Вот и Борис Грызлов в своем выступлении на Государственном Совете предложил численность федеральных чиновников сократить на 20%.

- Мой жизненный опыт подсказывает, что в случае слияния регионов количество бюрократов в них резко возрастет. Система управления ведь не просто так формируется. Количество чиновников зависит от численности населения, уровня развития экономики и даже национально-культурных особенностей. Эти факторы после объединения никуда не исчезнут. Поэтому имеющаяся система управления дополнится еще одной надстройкой, "администрацией объединенных регионов", или еще как-нибудь там назовут.

Что же касается идеи сокращения числа федеральных служащих территориальных органов министерств и ведомств, то хочется воскликнуть: "Лучше поздно, чем никогда". Вспомним, когда создавали федеральные округа, объяснялось это, в том числе, необходимостью сокращения армии федеральных чиновников в субъектах федерации.

Мы поднимаем эту проблему вот уже несколько лет. В прошлом году в связи с кризисом государственный аппарат Башкирии был существенно сокращен. Вот только федеральных чиновников стало еще больше. У нас с 1987 года странная традиция сложилась - любая кампания по оптимизации численности заканчивается очередным ростом госаппарата. Как бы и в этот раз "как всегда" не получилось.

- Муртаза Губайдуллович, а партийное взыскание получить не боитесь, ведь, как раньше говорили, против "генеральной линии партии" идете?

- По уставу "Единая Россия" всегда была современной и демократической партией. Партией, которая приветствует плюрализм мнений, особенно на стадии подготовки принятия решений. Я думаю, что Борис Вячеславович Грызлов как председатель Высшего Совета "Единой России", конечно, имеет право делать заявления от имени партии. Но вот являются ли высказанные им предложения точкой зрения партийного большинства?

Сегодня мы справедливо КПСС критикуем за недостаточную демократичность в принятии решений. Но я хорошо помню партийные времена. Даже тогда все предложения, поступавшие сверху, широко обсуждались на уровне первичек, райкомов, горкомов и обкомов. А тут члены Высшего Совета партии впервые слышат об этих инициативах на Госсовете. По телевизору узнают. Что же тут говорить о наших рядовых товарищах по партии. Мы что же, отводим им роль статистов?

На Западе, прежде чем начинать столь радикальные реформы, затрагивающие основы конституционного строя, политпартия организовала бы опросы общественного мнения в масштабах всей страны. Где я могу ознакомиться с результатами таких опросов в нашем случае? Их нет. Необходимо провести научные исследования, чтобы выяснить, как выдвинутые проекты помогут реально улучшить жизнь людей. Например, бедность победить, или решить жилищную проблему молодежи. Где можно получить информацию о результатах подобных научных исследований по вопросу объединения регионов? Они не проводились.

Улучшать систему управления, совершенствовать принципы внутренней политики Российской Федерации необходимо, здесь не поспоришь с Борисом Вячеславовичем. Но подходить к этому надо с умом. Не дело пожар бензином тушить, тем более, пока огня еще нет.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще