- Рустэм Закиевич, считаете ли целесообразным объединение под началом президента республики функций глав республики и руководителя исполнительной ветви власти?
- Я в ближайшие полтора-два месяца буду работать именно в таком формате: непосредственно организовывать работу правительства без участия премьер-министра. Посмотрим, если опыт будет положительным, будем пролонгировать его, если отрицательным, значит, вернемся к старой схеме, но до сентября будем работать так.
- Есть ли у вас уже наметки, какие министерства и ведомства сократить, если не секрет, определились ли уже с кандидатурами на руководящие посты в них?
- В целом кадровая политика никогда не бывает открытой. Безусловно, у меня уже есть свои предложения по руководителям ряда министерств, есть и позиции, по которым бывшие вице-премьеры, руководители остаются на своих постах. Но это очень деликатная сфера, касающаяся людей, и я не хочу преждевременно открывать все "тайны".
Скажу лишь, что изменения неизбежны по части осовременивания самого кабинета министров - нужно ведомство или комитет по информационным технологиям. Также, наверное, надо посмотреть вопросы культуры и национальной политики, которые часто связываем, а на самом деле это не очень родственные вещи. В частности, национальный вопрос требует очень глубокого изучения исключительно деликатного отношения к себе. Эти направления будут в составе интересов нашего правительства.
- Определились ли вы уже с предложением должности бывшему первому президенту РБ Муртазе Губайдулловичу Рахимову?
- Предложения будут скорее всего такого рода: советник президента республики на общественных началах, но это будет работа не государственная, а несущая совещательные функции, так как в штат и сам Муртаза Губайдуллович не хочет, есть и возрастные обстоятельства.
Есть еще идея: сформировать разного рода комитеты или комиссии, с названием определимся, мы хотим, чтобы нам советовали и старейшины. У башкирского и, в целом, у тюркских народов старейшины всегда пользовались особым авторитетом, и в таком формате Муртазе Губайдулловичу предложим поучаствовать, также это будет общественная работа на общественных началах, не несущая каких-то элементов государственности.
- Рустэм Закиевич, по вашему мнению, удастся ли республике преодолеть негативные последствия засухи и удержать цены на хлеб, продовольственные товары первой необходимости с учетом того, что, по прогнозу специалистов, в 2010 году урожай составит лишь около 40% от ранее запланированного объема?
- Мне доложили, что, к сожалению, это уже происходит по ряду хлебобулочных изделий и цене на муку. Поскольку мы живем в едином рыночном пространстве страны, то изменения, которые происходят в регионах, безусловно, сказываются и на нас. Мы не изолированы, и если в рыночной атмосфере нашей страны какие-то изменения будут происходить, не избежать их и здесь.
Но мы берем на себя обязательства: по ряду сортов хлебобулочных изделий цены повышаться не будут, они будут держаться на сегодняшнем уровне. Социальные сорта хлеба, на которые цена повышаться не будет, будут определены. Эти цены удержим - будем дотации находить, чтобы по малоимущим слоям населения эта ситуация не ударила. В принципе зерна хватает, и мы проживем эту зиму спокойно безо всяких потрясений. В то же время мы понимаем, что рынок всегда спекулятивен, и всегда будет неадекватная реакция торговцев, в том числе на последствия засухи, хотя вполне можно было пройти без повышений цены. Но рынок, видите, что делает.
- Рустэм Закиевич, вы заявляли о намерении сформировать свою команду в большей части из работающих в республике специалистов в течение двух недель. Каковы главные требования к кандидатурам на эти посты, имеет ли значение при этом, например, их партийность?
- Партийность не имеет значения, нужны специалисты, люди профессионально подготовленные, современные, незашоренные, которые могут, с одной стороны, защищать интересы людей, с другой - зарабатывать в интересах людей. Это касается экономических, социальных, производственных, промышленных ведомств. Я всегда исходил и исхожу из того, что отрасль должен возглавлять специалист. Я никогда не считал, что здравоохранение должен возглавлять аграрий, аграрный сектор- металлург, поэтому здесь будут предъявляться только профессиональные требования, но ни коим разом ни партийная принадлежность, цвет глаз, рост и так далее.
- Будет ли в ближайшее время корректироваться бюджетная политика республики, и с чем связаны проекты этих изменений? Планируется ли сокращение управленческого аппарата администрации президента и правительства региона?
- Бюджетная политика сейчас формируется на 2011 год, и мы в большей степени будем ориентироваться и опираться на целевые показатели работы. Рубль затратили - сколько получили, если рубль затратили, два получили выгоды - это хорошая бюджетная политика, если минус - плохая. Хотя допускаю, что в ряде ситуаций есть просто запланированная убыточность, и мы от этого никуда не уйдем, но целевые показатели работы, эффективность использования бюджетных денег, безусловно, сейчас будет рассматриваться, как одно из главных направлений новой команды.
Сокращать управленческий аппарат в принципе я готов. Дело в том, что существует дублирование и в администрации президента, и в правительстве. Поэтому сейчас буду заниматься двумя этими аппаратами с точки зрения оптимизации их численности. Подход следующий: правительство должно заниматься экономикой и социальными вопросами, а администрация президента будет вести политические и идеологические вопросы, связанные с партиями, общественными, национальными движениями, информированием населения о происходящих серьезных изменениях и в меньшей степени заниматься экономикой.
Будет экспертный отдел, который будет получать информацию от кабинета министров и в удобоваримом варианте для меня ее готовить, чтобы могли принимать взвешенные решения. Поэтому кабинет министров - это экономика и социалка и никакой политики, а администрация президента - политические вопросы и минимум экономических и социальных - здесь проведем абсолютно точную границу.
- На сессии Госсобрания Вы сказали, что "не искоренив коррупцию, взяточничество и искусственные административные барьеры в республике невозможно движение вперед". Значит ли это, что в Башкирии объявляется "спецоперация" по разоблачению и недопущению подобного негатива?
- Спецопераций не будет, но борьба с коррупцией набирает обороты по всей стране. У меня была встреча с прокурором республики, где мы обсудили ряд моментов и договорились, что в этих вопросах борьбы коррупции для нас не будет "недотрог", по отношению к которым нельзя будет принять правоприменительных мер. Я еще раз встречусь с нашими правоохранительными органами, ведь понимаем, что Башкирия точно так же, как и регионы России, имеет, к сожалению, коррупционные проявления, и, увы, это видно на всех уровнях. Спецопераций не будет, но еще раз говорю, неприкосновенных не будет, и это очень серьезно.
Я хотел бы обратиться к людям, кто так или иначе распределяет бюджетные средства, бюджетные деньги трогать нельзя, это деньги святые, это деньги наших пенсионеров, детей, которые должны составлять благосостояние республики в известной степени. Трогать чужие деньги незаконно и вообще нельзя, но бюджетные особенно, тот, кто эту заповедь нарушит, тот будет беспощадно наказан.
Я многие годы распоряжался бюджетными деньгами, и для меня этот принцип возведен в абсолют. Даже думать нельзя, даже предпосылок для этого создавать нельзя, наоборот экономить и экономить. Там, где можно провести конкурс, где можно опустить цену, например, пристройки в два-три раза, обязательно надо это делать. А у нас, к сожалению, зачастую строят без конкурса, без проекта, без экспертизы, без обоснования, то есть вне правового поля. Это - сразу коррупция, тут даже думать нечего, поэтому такая работа будет проводиться.
- "Сырьевая экономка - не наш путь, республика должна стать центром притяжения инвестиций и инновационных проектов", - цитата из вашего выступления на сессии парламента Башкирии. Какой рост инвестиций планируете достичь к концу года, есть ли в "портфеле" инновационные проекты? Какие направления вы считаете наиболее перспективными?
- Я пока изучаю инвестиционный поток республики, наверняка он не выдающийся, но и не самый маленький. Я понимаю инвестиционные проекты, как опирающиеся на новые достижения науки и техники, на наработки, использование ноу-хау, использование среды, на которой готовятся такие проекты. Поэтому, думаю, есть у нас отдельные элементы инновационной системы, и концентрируются они, скорее всего, вокруг вузов в Уфе и в других городах.
Сейчас нужно вычленить, что у нас есть, понять, нужно ли это объединять в технопарк, например, или инновационный центр, а потом примем решение. Хотя, наверняка, отдельные направления работ уже существуют, пока трудно мне сказать. Планирую системно подойти к организации этой работы, найти болевые точки, "расшить" и организовать этот процесс. Понятно, я не смогу заниматься изобретательством и внедрением, но системно подойти и помочь - конечно.
- Башкирия является пионером в реализации республиканской целевой программы малоэтажного строительства жилья коттеджного типа для бюджетников. Каковы перспективы в этом направлении? Как реализуется задача по выделению жилья ветеранам Великой Отечественной войны?
- Поскольку я работал на федеральном уровне, много ездил по стране, могу сказать, что во многих регионах такая программа реализуется. Здесь Башкирия не уникальна, более того, мы даже во многом опоздали, но у нас много земли, огромный строительный комплекс, большие возможности. Говорить о том что мы пионеры в этом, не можем. Отрадно то, что двинулись. Я еще не добрался до коттеджных поселков, но обязательно посмотрю. Я видел великолепные коттеджные поселки в Тюмени, Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске, которые уже заселены, обжиты, действуют, поэтому уникальности нет, в а вот развивать это направление нужно.
Надо посмотреть, нормальные ли эти домики по размерам, качеству материалов, из которых они изготавливаются. Поэтому от оценок в этой сфере я бы пока воздержался, но в целом только так мы можем решить вопрос жилья. Что касается обеспечения жильем ветеранов войны - это наша святая обязанность. Я просто скажу: мы это сделаем, найдем деньги, ресурсы. Не знаю, сколько это будет стоить, сколько бы это ни стоило - этот вопрос закроем.