Поволжье / Эксклюзив 13 января 2011 г. 15:55

Президент Татарстана Р.Минниханов: "Очень хотелось бы надеяться, что в не таком далеком будущем каждая наша семья будет многодетной"

Президент Татарстана Р.Минниханов: "Очень хотелось бы надеяться, что в не таком далеком будущем каждая наша семья будет многодетной"

- Президент России Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию назвал в числе важнейших задач создание механизмов поддержки многодетных семей. В частности, глава государства предложил выделять при рождении третьего ребенка семьям безвозмездный земельный участок при строительстве дома. Поручение на этот счет он уже дал российскому правительству. Рустам Нургалиевич, как вы относитесь к данному предложению? Что уже делается в Татарстане в рамках поддержки таких семей?

- Если перефразировать известную поговорку, то настоящая семья должна вырастить сына, посадить дерево и построить дом. Полностью согласен как и с этой народной мудростью, так и с предложением президента Российской Федерации. Я сам вырос в деревне и знаю, что собственная земля и свой дом - основа крепкой, экономически самостоятельной семьи. Не случайно сейчас многие молодые семьи стремятся вернуться из города обратно к земле. У нас в Татарстане такая практика бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям существует уже несколько лет. Но принятие соответствующего федерального законодательства позволит сделать эту работу более широкомасштабной, адресной и, в конечном счете, более эффективной.

Если говорить о поддержке многодетных семей в республике, то мы здесь ориентируемся, прежде всего, на комплексность. Важно не только поддержать такие семьи материально, но и создать им условия, когда родители могут самостоятельно обеспечивать детей всем необходимым.

Одним из элементов этой системы поддержки в республике являются разнообразные субсидии. Мы помогаем многодетным семьям в оплате медицинской помощи, жилья, коммунальных услуг, транспортных услуг. Так, например, этим семьям предоставляется субсидия в размере 30 процентов на оплату жилья и коммунальных услуг. В настоящее время такой поддержкой охвачены 37 тысяч детей из многодетных семей.

Два года назад мы столкнулись с тем, что в республике увеличилось число рождений "двойняшек" и "тройняшек". То есть молодые родители сразу попадали в категорию многодетных. Конечно, это особая нагрузка и на семью, и на ее бюджет. Поэтому у нас была разработана система мер для их адресной поддержки, которая включает единовременное и ежемесячное пособие, выделение вне очереди жилья, мест в детских садах и так далее.

Особый вопрос - обеспечение детским питанием. Для этого мы запустили программу "Бэлэкэч", которая обеспечивает детей специализированным молочным питанием от единого производителя - Зеленодольского молочного комбината. Причем таким питанием обеспечиваются не только городские семьи, но и те, кто проживает на селе и где ранее дети получали только сухие смеси.

Еще одна острая проблема - детские сады. И хотя Татарстан по обеспеченности детскими садами превосходит среднероссийский уровень (72% против 59%) в республике 24 тысячи детей не могут посещать детский сад из-за отсутствия мест.

Вопрос серьезный, но мы пытаемся решать его как традиционными способами, так и нетрадиционными. Прежде всего, строятся новые детские сады, возвращаются помещения, которые раньше были перепрофилированы из детских садов в какие-то другие заведения, организуются специальные группы при школах.

Сейчас мы рассматриваем возможность размещения детских садов на первых этажах строящихся домов, что, несомненно, будет удобно для родителей и детей. Думаем, как поддержать те организации, которые имеют желание и возможности участия в этом проекте.

Кроме того, предполагается развивать систему частных дошкольных учреждений, создавать семейные детские сады. Сегодня в республике уже действует 17 групп в семейных детсадах.

Очень хотелось бы надеяться, что в не таком далеком будущем каждая наша семья будет многодетной. Но для этого, конечно, нужно еще многое сделать.

- Татарстан является одним из лидеров в стране не только по поддержке многодетных семей, но и в целом в сфере повышения качества жизни населения. Расскажите подробнее о программе социальной ипотеки, уже не первый год реализуемой в республике, - на кого она распространяется, какие льготы предоставляются ее участникам, источники финансирования? Как вы оцениваете ход реализации этой программы в текущем году и планируете ли вносить коррективы в этот механизм в будущем?

- Программа социальной ипотеки в республике реализуется вот уже шестой год. У ее истоков стоял первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев. Именно по его инициативе был разработан и принят республиканский закон "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", в котором прописаны основные механизмы социальной ипотеки.

Ключевое слово здесь - "социальная". Мы ориентировались, прежде всего, на создание возможностей для каждого жителя республики приобрести не дорогое, но качественное жилье.

Чтобы не быть голословным, приведу основные цифры. Цена 1 квадратного метра жилья по этой программе утверждается Правительством республики на уровне, ниже не только рыночной, но и утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации. В текущем году она составляла от 22 тысяч до 23,5 тысяч рублей, на 2011 год - 24 тысячи рублей. Первоначальный взнос составляет от 10 до 20%, рассрочка платежей - до 28 лет. Предельный срок ожидания квартиры - не более 3-х лет. При рождении детей в семье участников этой программы из республиканского бюджета на каждого рожденного ребенка выплачивается компенсация в сумме 200 тысяч рублей.

Как видите, наша социальная ипотека значительно отличается от классической банковской ипотеки, реализуемой в стране, и носит, что называется, более щадящий для бюджета семьи характер.

К этой программе мы активно привлекаем предприятия республики. Для них предусмотрен целый ряд льгот. Если предприятие участвует в программе социальной ипотеки, то для его работников жилье предоставляется по более низкой цене.

Кроме того, программа имеет значительный мультипликативный эффект. Строительные компании, которые в ней участвуют, имеют гарантированные заказы на строительство жилья, что позволяет им сохранить свои коллективы и выплачивать достойную заработную плату работникам. Каждый рубль, вложенный в строительство, дает экономике республики дополнительно 3-5 рублей.

И, наконец, реализация программы позволяет увязать ее с федеральными жилищными программами: обеспечение жильем молодых семей, жителей и молодых специалистов сельской местности, владельцев государственных жилищных сертификатов и получателей субсидий: ветеранов Великой Отечественной войны, многодетных семей, детей-сирот, военнослужащих. И все эти программы у нас успешно работают!

Если говорить о некоторых итогах, то за период с 2005 по 2009 годы по жилищным программам в республике построено почти 3 млн. кв. метров жилья. При этом свои жилищные условия улучшили более 44 тысяч семей.

По итогам текущего года мы введем более 11,5 тысяч квартир общей площадью 717 тыс. кв. метров.

- Сейчас много говорят о проблемах, связанных с качеством жилищного фонда, и не только в отношении молодых и многодетных семей. При этом в Татарстане активно ведется работа по капитальному ремонту домов и переселению из аварийного жилья - и это при условии, что финансирование из федерального бюджета на эти цели сокращается. Расскажите о накопленном положительном опыте республики и дальнейших планах в сфере капремонта и расселения из аварийного фонда. Как вы оцениваете сотрудничество по этим вопросам с федеральным центром, в том числе с Фондом содействия реформированию ЖКХ?

- Ликвидация ветхого жилья была одной из первых широкомасштабных социальных программ республики. По ее итогам нам практически удалось переселить людей из трущоб в комфортабельные дома и высвободить значительные городские площади под новые застройки. Так что у нас уже имелся фундамент для успешной реализации федеральной программы капитального ремонта. Поэтому к началу действия закона "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" мы были готовы к его требованиям и к получению федеральной финансовой поддержки. Это позволило нам сразу включиться в реализацию программы и притом с хорошим темпом.

За прошедшие три года нам удалось отремонтировать 5,6 тысяч домов площадью более 21,5 миллиона квадратных метров. При этом объем финансирования составил более 22 миллиардов рублей. Практически каждый третий житель республики, а это более одного миллиона человек, улучшили свои условия проживания.

При этом мы пошли на увеличение финансирования программы за счет собственного бюджета. Если по условиям Фонда такое софинансирование с нашей стороны должно было составлять чуть более 12% от выделяемых федеральных средств, то мы вышли практически на паритетное софинансирование.

Особое внимание мы уделили энергосбережению в жилом фонде. Сейчас у нас более 80 процентов домов оснащены приборами учета, а к 2012 году все многоквартирные дома в республике будут оснащены ими полностью.

Считаю, что за эти три года мы добились главного - жители нам поверили и убедились, что средства, направленные на реализацию программы расходуются эффективно и "не разбазариваются". Поэтому, для включения их домов в программу жители готовы платить часть средств, как это определено федеральным стандартом.

В текущем году мы совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ запустили пилотный проект по отработке механизма перехода к нормативным объемам плановых ремонтов многоквартирного жилья и выходом на самоокупаемость за счет средств граждан.

Это удалось сделать с помощью образования Регионального Фонда финансирования капитального ремонта, введения платежей за капитальный ремонт в размере федерального стандарта (это составляет 5 рублей за квадратный метр в месяц) и создания специальных целевых счетов каждого конкретного дома.

В результате доля софинансирования собственников в этом году превысила 20%, всего же средства населения, собранные на ремонт, составили 1,6 млрд. рублей.

При этом мы стремимся достичь максимальной прозрачности системы. Здесь нам на помощь пришли технологии "электронного государства". Был создан специальный Интернет-портал ЖКХ, где каждый житель может ознакомиться с информацией по своему дому: сколько начислено платежей за капремонт, сколько оплачено. Там же имеется возможность написать свои жалобы и обращения.

В целом я высоко оцениваю сотрудничество, которое нам удалось наладить с "Фондом содействия реформированию ЖКХ". Я уже неоднократно высказывал свое мнение, что работу Фонда останавливать нельзя. Мы не раз говорили об этом и с руководством страны, со мной согласны руководители большинства регионов России. Мы имеем равные обязательства перед всеми гражданами. Сделав капитальный ремонт для одних и не сделать его для других - это неправильно, такого быть не должно. Завершение деятельности Фонда при незаконченном режиме ликвидации накопленного недоремонта чревато вероятностью остановки реформирования ЖКХ в регионах и возвратом отрасли в исходное состояние.

Если говорить о нашей ситуации, то, несмотря на беспрецедентные финансовые вложения, в республике все еще требуется отремонтировать более 8 тысяч домов общей площадью порядка 24 миллионов квадратных метров, в которых проживает 996 тысяч человек.

Надеюсь, что наше предложение о продолжении данной программы будет в той или иной форме учтено.

- Какие механизмы вы планируете использовать для решения задач повышения энергоэффективности жилого фонда (как старого, так и вновь строящегося в республике) в дальнейшем? Как вы оцениваете уже проделанную работу в этой сфере в республике?

- Как я уже сказал, мы планируем, что к началу 2012 года все семьи, проживающие в многоквартирных домах, будут оплачивать потребление услуг по показаниям приборов. Всего на установку приборов учета в 2011 году будет израсходовано 1,8 млрд. рублей.

Введение системы оплаты по показаниям приборов показывает, что происходит снижение объемов потребления коммунальных услуг: водопотребления - на 32%, водоотведения - на 30%, теплоснабжения - на 6%.

Но, конечно, установка приборов учета - не панацея. Требуется дополнительно утеплить фасады, заменить оконные блоки на энергосберегающие, и еще многое другое. Только так мы сможем достичь наибольшего эффекта как в экономии тепловой энергии, так и в оплате коммунальных услуг жителями. Реальные платежные документы по тем домам, где уже применены эти новшества, показывают, что их применение снижает стоимость теплоснабжения на 48%, а ее долю в общем платеже за ЖКУ с 54% до 40%.

Еще больше позволит гражданам экономить при оплате за тепло и горячее водоснабжение реализация республиканской программы по установке 2-х контурных квартирных котлов. В этом случае после расчета по лизингу за котел, граждане платят лишь за потребленный на отопление и приготовление горячей воды газ, что значительно меньше, чем платеж за централизованное теплоснабжение квартиры.

У нас потенциал энергосбережения еще очень большой, а с учетом того, как быстро развиваются эти технологии, он будет оставаться для нас актуальным еще многие годы. Для примера, уже сейчас замена ламп накаливания на светодиодные светильники в местах общего пользования с датчиками движения позволяет достигать экономии 75-85%.

Имеются здесь интересные разработки производства тепловой энергии с помощью тепловых насосов. Этот метод особенно хорошо подходит для индивидуальных домов, которых в республике сейчас очень много строится. В этом году в качестве эксперимента был построен энергоэффективный индивидуальный дом с применением данного энергетического устройства. Как показала практика, использование различных энергосберегающих технологий в этом доме (светодиодных светильников, тепловых насосов, солнечных батарей, дополнительного утепления дома) позволяет снизить затраты по его содержанию как минимум в 1,6 раза.

При этом мы ориентируемся на развитие в республике собственных производств энергосберегающих материалов и оборудования. Уже налажен выпуск энергоэффективных стеновых материалов: ячеистого бетона, "теплой керамики". Работает целый ряд предприятий по выпуску теплоизоляционных материалов. На территории Особой экономической зоны в Елабужском районе сейчас ведется строительство завода теплоизоляционных изделий компании "Роквул" объемом более 1 млн куб.м в год.

- Какие вы видите основные задачи в области реформирования ЖКХ и жилищной политики на ближайшие годы и возможные пути их решения?

- Думаю, что еще много важнейших вопросов в сфере ЖКХ не отрегулировано на уровне федерального законодательства. А это объективно препятствует эффективному реформированию коммунальной сферы. Мы неоднократно подавали и еще будем подавать свои предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Предложений у нас много. Так, например, я считаю необходимым принятие федерального закона о водоснабжении, аналогичного существующим законам о тепло-, газо-, электроснабжении. Кроме того, мы предлагаем законодательно на уровне федерации принять решения по порядку создания и функционирования региональных фондов субъектов РФ. Имеются у нас предложения по продолжению финансовой поддержки государством ликвидации накопившегося недоремонта и переселения граждан из аварийного жилья после 2012 года, о чем я говорил выше. Все эти и многие другие вопросы мы будем решать, тем более что федеральные органы власти настроены здесь очень конструктивно.

Многое, если не большую часть требуется сделать на региональном уровне. Ранее в республике мы отдельно решали проблему жилищного фонда, отдельно проблему коммунального хозяйства. При этом добились определенных результатов и в той, и в другой отраслях. Сейчас же необходимо перейти к комплексному принципу, как это предусмотрено Концепцией федеральной целевой программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы. На ее реализацию предполагается направить более 4 триллионов рублей, в том числе из бюджета РФ - 422 млрд рублей. Мы уже начали разработку собственной программы. В ней мы пропишем основные показатели, которых должны достигнуть к 2020 году.

В целом основными нашими задачами в жилищной политике мы считаем повышение качества жилищного фонда и качества жилищно-коммунальных услуг.