Поволжье / Эксклюзив 10 сентября 2012 г. 12:06

Руководитель департамента информационной политики и СМИ Пензенской области Н.Давыдова: "Местная пресса стала реальным помощником людей во взаимоотношениях с властью"

Руководитель департамента информационной политики и СМИ Пензенской области Н.Давыдова: "Местная пресса стала реальным помощником людей во взаимоотношениях с властью"

О региональной системе взаимодействия власти и общества через прессу агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказала начальник областного департамента информационной политики и СМИ Нелли Давыдова.

- Нелли Константиновна, у здания департамента сейчас увидел машины из двух пензенских районов с надписью на борту "Регион-центр". Что это такое?

- Регион-центр - это пензенское "ноу-хау", идея которого была предложена губернатором Василием Бочкаревым и за короткий срок превратилась в реально действующий механизм, которым активно пользуются как рядовые жители, так и представители власти всех уровней: от поселковой и районной до областной. Автомобили с логотипом "Регион-центра", которые вы видели, часть этого механизма.

Сегодня регион-центры, представляющие собой систему общественных приёмных исполнительных органов государственной власти Пензенской области при редакциях районных газет, работают во всех 27 районах области, а также в Пензе – при редакции областной газеты "Пензенская правда".

Если учесть, что работа началась в 2010 году (первый регион-центр открыт при редакции газеты "Сердобские новости" в сентябре 2010 года, а с 1 марта 2011 года общественные приёмные открылись во всех районах области), то можно сказать, что формирование новой для нас системы прошло достаточно быстро.

- Кто больше заинтересован в такой работе – власть или общество?

- В том то и дело, что и те, и другие. И нам удалось найти оригинальную площадку для соприкосновения интересов – редакции районных газет. Это поле обратной связи. Люди рассчитывают на помощь и влияние журналистов на местную власть при решении своих вопросов, власть чувствует себя ответственной и старается решить вопросы.

Изначально концепция построения регион-центров состояла в том, чтобы функционально связать работу федеральной, региональной и местной исполнительной власти. Главное назначение регион-центров на местах – выслушать каждого человека, разобраться в его проблемах и бедах, привлечь внимание муниципальных властей, взять на заметку вопросы, которые требуют вмешательства на областном уровне, проконтролировать их решение, дать аргументированный ответ.

Ведь как бывает: пообещает чиновник что-то в своем кабинете, даст поручение подчиненным и забудет. В нашем случае за исполнением поручений следит  "четвертая власть", и мы видим эффективность таких подходов. Местная пресса стала реальным помощником людей во взаимоотношениях с властью. Люди находят реальную поддержку, а власть чувствует контроль.

Более того, сейчас мы ставим задачу  повысить качество рассмотрения обращений граждан, создать устойчивую систему взаимодействия всех уровней власти, внедрить практику использования информационных технологий для общения населения и руководителей регионального и местного уровня.

Кроме того, на основании обращений граждан формируется база для сбора фактуры для исследований, мониторингов, анализа. Получение достоверной  информации из первоисточников, минуя местную администрацию, - это очень важно.

Еще один важный принцип работы регион-центра – ускорение процесса переписки с органами власти. Дело в том, что на основании закона "О средствах массовой информации" ведомства обязаны предоставить ответ в 10-дневный срок, а не в месячный, как положено по закону "О работе с обращениями граждан". Этот "журналистский" прием втрое ускоряет принятие решения, а значит, повышает эффективность работы с гражданами.

Кстати, в 2011 году поступило 7 тыс. обращений, с начала текущего года – уже около 7 тыс. обращений. Проблемы, изложенные более чем в 70% обращений, были решены положительно, то есть показатель эффективности высок.

-Как регион-центры взаимодействуют с представителями власти?

- Ведется регулярный анализ поступивших обращений по тематике, географии. Если анализ показывает концентрацию по какому-либо признаку – это повод для приглашения должностного лица для участия в личном приеме, интернет-, видео-конференции, прямой линии вне графика.

Губернатор Пензенской области ежемесячно получает отчет о работе регион-центров в форме аналитической записки.

Отмечу также, что регион-центры используют максимальное количество инструментов для работы с гражданами. Помимо личного приёма граждан, разъяснений по телефону, приему письменных обращений, сигналов по электронной почте, SMS используются также интернет-конференции. Они проводятся "кустовым" методом (на 5-6 районов по территориальному признаку). Руководитель министерства, ведомства отвечает на вопросы граждан без выезда в район – на площадке сайта нашего департамента. Интернет-конференция анонсируется в районных газетах за 2 недели, обрабатываются вопросы как поступившие до мероприятия, так и те, которые поступили в режиме on-line.

Личный прием граждан главами районов проводится в каждом районе, согласно утверждённому графику. Анонсируется в районной газете, запись на прием ведут специалисты регион-центра.

Понимаем, что не все могут прийти в приемную регион-центра – кто-то по состоянию здоровья, кому-то не с кем оставить ребенка. Поэтому организуются выездные приемы.

Еще одна форма - журналистские расследования совместно с редакцией районной газеты. Практика рассмотрения анонимных обращений в органах власти отсутствует, тем востребованнее эта услуга в регион-центре. Анонимность заявителя снимает гарантию обязательного ответа, однако результаты расследования анализируются специалистами регион-центра и департамента. Если обращение подтверждается, то результаты журналистского расследования появляются на страницах районной газеты, а специалист регион-центра выезжает по обращениям, на которые был дан положительный ответ и смотрит, все ли сделано.

Убеждена, что общественные приемные исполнительных органов государственной власти области при редакциях районных газет играют важную роль в процессе становления гражданского общества на территории региона, способствуют повышению эффективности взаимодействия граждан и органов исполнительной и муниципальной власти.

Успешный опыт работы регион-центров был презентован сотрудниками департамента на всероссийском фестивале СМИ "Вся Россия – 2011" в Сочи и вызвал интерес Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Информация об этом проекте включена в ежегодный отраслевой доклад федерального ведомства. Пензенской области рекомендовано распространить опыт на другие российские регионы.

Качественный анализ деятельности регион-центров показывает, что помимо вопросов продвижения на федеральном уровне существуют и другие возможности для повышения эффективности работы общественных приёмных.

Также анализ деятельности регион-центров показал эффективность их работы с главами муниципальных образований. Однако многие вопросы лежат в сфере компетенции судебной системы, органов внутренних дел. Возможность создания консультационных советов, в которые могут войти представители органов прокуратуры, мировых судей, полиции при регион-центре позволит расширить спектр вопросов, разрешаемых положительно.