- Рафаил Узбекович, изменилась ли в республике ситуация с правонарушениями, в первую очередь, экономическими, в связи с финансовым кризисом?
- Финансовый кризис больше повлиял на структуру совершаемых в республике преступлений, нежели на общую картину криминогенности. Рост общего числа преступлений незначителен и находится в пределах статистических изменений. Так, в первом полугодии зарегистрировано более 40 тыс. преступлений, что на 1284 меньше, чем в январе-июне 2008 года.
Вместе с тем наблюдаются изменения в составах преступлений - увеличилась доля экономических преступлений, хищений путем обмана и злоупотребления доверием под видом составления фиктивных договоров поставок, оказания услуг и другими способами. Как следствие, зарегистрирован рост преступлений, направленных против собственности. Одновременно снизилось количество случаев умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью, краж всех форм собственности, в том числе из квартир. Меньше стало грабежей и разбойных нападений.
Я бы особо выделил следующий факт: комплекс профилактических мер, предпринимаемых органами власти, позволил на треть снизить уровень подростковой преступности.
Сохраняется положительная тенденция сокращения преступности в общественных местах, на улицах. Успешнее велась работа по пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и наркотических средств.
В итоге уровень преступности в расчете на 10 тыс. населения составил 98,8 преступления (в РФ - 110,7, в ПФО - 110,2). Этот показатель, характеризующий степень криминализации общества, по-прежнему является одним из низких в сравнении с другими регионами России.
Однако, эта положительная статистика, конечно же, не повод для утери бдительности. Правоохранительные органы и властные структуры держат руку на пульсе: мониторинг ситуации позволяет выявить наиболее острые с криминогенной точки направления.
- Что вызывает особенную озабоченность и требует незамедлительного принятия мер?
- К сожалению, за 6 месяцев увеличилось число тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью, возросли кражи скота и хищения из складов, баз, магазинов, факты угонов транспортных средств. Отмечено резкое увеличение незаконных вырубок - 320 фактов. Отчасти это объясняется наступательной позицией органов внутренних дел республики в этом направлении.
На данном этапе от правоохранительных, контролирующих органов и всех субъектов правоохранительной деятельности требуется принятие адекватных мер по противодействию и профилактике указанных категорий преступлений. Уверен, что и общественность не должна оставаться в стороне.
- Что доминирует в сфере экономических преступлений? Отмечается ли какая-то отраслевая направленность? Как обстоят дела с преступлениями в сфере финансов, банков, незаконными операциями со средствами физлиц?
- За январь-июнь текущего года выявлено более 3 тыс. преступлений в этой сфере, из них 471 классифицируются как в крупном и особо крупном размерах.
Трудно выделить какую-то конкретную отрасль экономики, которая была бы наиболее поражена преступными деяниями. Большой резонанс вызвали уголовные дела по заявлениям обманутых дольщиков и вкладчиков в отношении руководителей ряда строительных фирм и финансовых компаний. Не прекращаются обращения о поборах и нарушениях в сфере образования, здравоохранения и оказания услуг. Есть жалобы на действия и бездействие работников правоохранительных органов.
Правоохранительными органами пресечено 2 тыс. 488 преступных посягательств на собственность, в том числе 195 - совершенных в составе организованных групп, 471 - в крупном и особо крупном размерах. Хищений с крупным и особо крупным ущербом совершено на треть больше. Выявлено 727 хищений, совершенных путем присвоения, и 1 тыс. 686 - путем мошенничества. Выявлено 26 преступлений, квалифицируемых как незаконное предпринимательство, из них 24 - в крупном и особо крупном размере.
На учет поставлено 236 преступлений, связанных с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных в результате совершения преступления. В суды направлены уголовные дела по 215 преступлениям данной категории.
Увеличились объемы теневого денежного оборота, больше стало предложений по незаконному обналичиванию денег. На сегодняшний день выявлено более 2,5 тыс. юридических лиц, чьи расчетные счета используются для незаконного обналичивания денежных средств. Правоохранительными органами устанавливаются обстоятельства их регистрации, схемы использования их расчетных счетов, а также лица, скрывающиеся за "зиц-председателями".
Оборот денежных средств по расчетным счетам фирм "однодневок" составил более 80 млрд. рублей, их услугами пользовались около 20 тыс. контрагентов.
Правоохранительные органы предпринимают и меры противодействия преднамеренным банкротствам кредитных учреждений и промышленных предприятий, выявлению и пресечению фактов злоупотреблений со стороны собственников в преддверии банкротства и при осуществлении процедуры банкротства. Совместно с территориальным агентством по управлению имуществом проводится анализ деятельности ФГУП, которые арбитражным судом признаны несостоятельными.
Так, пресечена деятельность ОПГ, члены которой занимались изготовлением и использованием поддельных пластиковых карт, как на территории РБ и в соседних регионах. Выявлено и пресечено более 20 таких преступлений.
Органы финансового контроля и правоохранителями особое внимание уделяютконтролю целевому расходованием бюджетных средств, выделяемых на приоритетные национальные проекты - проведено более 150 проверок. По их результатам возбуждено 79 уголовных дел, в том числе по фактам злоупотребления при реализации ПНП "Развитие АПК" - 44 уголовных дела, ПНП "Доступное и комфортное жильё гражданам России" - 24.
Преступления в сфере экономики всегда носят латентный характер. Поэтому рост зарегистрированных преступлений вышеуказанной категории, как правило, является результатом активной и профессиональной работы правоохранительных органов. Видимое увеличение количества этой категории преступных деяний напрямую не обусловлено финансовым кризисом.
- Какова динамика коррупционных правонарушений и где чаще всего они вскрываются?
- Выявить факты коррупции и должностных преступлений, а тем более доказать их чрезвычайно сложно. Особенно с учетом того, что в последние 15 лет законодательно усилены гарантии неприкосновенности граждан и право на защиту. Одновременно были ограничены полномочия органов дознания, следствия и прокуратуры. Поэтому многим удавалось выходить сухими из воды.
После принятия национального плана противодействия коррупции, республиканской программы и новых антикоррупционных законодательных актов, работа всех ветвей власти и правоохранительных органов получила новый импульс.
За прошлый год выявлено и пресечено 584 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, из которых 142 факта взяточничества. Завершены расследованием и направлены в суды уголовные дела по 305 преступлениям коррупционного характера. Все количественные показатели работы свидетельствуют об активизации мер противодействия коррупционным правонарушениям.
Трудно сказать, какая сфера деятельности или представители каких профессий больше уличены в коррупции. К сожалению, поборы, злоупотребления служебным положением, коммерческий подкуп, взятки, должностные подлоги и хищения в различных формах имеют место во всех сферах жизни - начиная от детских садов и кончая крупными компаниями и органами власти.
Очень жаль, что выявленные единичные случаи коррупции зачастую бросают тень на весь коллектив, предприятия и организации, где подавляющее большинство честно и добросовестно работают, безупречно исполняют свой служебный долг.
- Как Вы оцениваете результативность профилактической работы правоохранительных органов по обеспечению законности и правопорядка в республике, есть ли в ней новшества?
- Я бы сказал, что правоохранительные органы в республике находят активную поддержку на всех уровнях. Одним из приоритетных направлений в деятельности органов исполнительной власти и правоохранительной системы является работа по воссозданию и внедрению многоуровневой государственной системы профилактики правонарушений и поддержанию правопорядка.
В Башкирии издавна налажено тесное взаимодействие между органами власти республики по профилактике и борьбе с нарушениями закона. На республиканском и местном уровнях, при поддержке президента и правительства, приняты и действуют комплексные программы борьбы с преступностью.
Одним из механизмов противодействия преступности - платформой для обсуждения и обмена опытом - является правительственная комиссия по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью. Причем работа комиссии в последнее время обрела качественно новые ориентиры. Ясно, что только силами одних лишь правоохранительных органов невозможно противостоять волне преступности. Частные структуры, общественные институты - нам интересна любая мера, способная оградить общество.
Например, на апрельском заседании комиссии мы обсуждали возможности сотрудничества с частными охранными предприятиями. Это были не абстрактные размышления, а рассматривался конкретный опыт взаимодействия по борьбе с преступностью.
ЧОП - это огромный потенциал поддержки. На сегодняшний день на территории РБ зарегистрировано 458 частных охранных предприятий и 50 служб безопасности юридических лиц, персонал которых насчитывает более 13 тыс. человек, из них около 30% - бывшие сотрудники органов внутренних дел. Они обладают современным техническим оснащением, средствами видеонаблюдения, связи и оповещения.
Сейчас территориальными органами внутренних дел по городам и районам республики заключено более 180 соглашений с частными охранно-сыскными структурами в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Персоналом ЧОПов и служб безопасности юрлиц по охране общественного порядка в 2008 году отработано почти 50 тыс. часов, с их помощью раскрыто 250 преступлений, задержано и передано в ОВД 336 человек за совершение преступлений и 3440- за совершение административных правонарушений.
Новые времена требуют новых подходов. К счастью, наши инициативы находят общественную поддержку. В республике снизилась детская преступность - это итог совместной работы органов охраны правопорядка, социальных структур государства и общественности.
Я уже упоминал, что на ближайшем заседании правительственной комиссии мы рассмотрели опыт одного из районов по работе сельских старост. Деятельность этого общественного института имеет большой потенциал в профилактике преступлений. Уверен, что любой положительный опыт следует брать на заметку и распространять по республике.
Подчеркиваю, что ни о какой подмене деятельности правоохранительных органов речи быть не может - государственные силы охраны правопорядка полностью справляются с возложенными на них обязанностями.
Кроме того, силами собственно правоохранительных органов в настоящее время реализуются программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в РБ на 2007-2010 годы, программа противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту и другие.
К новшествам относится и разработка и внедрение в Уфе и других городах уникальной в своем роде правоохранительной системы "Безопасный город". Эта концепция по обеспечению общественной безопасности в РБ признана одной из лучших в России.
Реализация этих мероприятий дает положительные результаты. В результате осуществления комплексных профилактических мер по месту жительства на 10,7% снизилось количество совершенных на почве семейно-бытовых отношений тяжких и особо тяжких преступлений. Меньше стало преступлений, совершенных ранее судимыми и лицами в состоянии алкогольного опьянения. Проводимая правоохранительными органами и всеми субъектами профилактики работа позволила добиться снижения на треть подростковой преступности. Меньше стало групповых преступлений, грабежей, разбоев и краж, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии.
На мой взгляд, профилактическая работа правоохранительных органов в целом заслуживает положительной оценки. Мы должны всегда помнить о том, что преступление легче предупредить, чем потом его раскрывать и устранять последствия. Зачастую, потери бывают невосполнимые.
- Как Вы оцениваете состояние общества региона в связи с безработицей и невыплатой зарплаты? Что предпринимает правительство для снижения напряженности и профилактики правонарушений?
- Правительство Башкирии постоянно мониторит и анализирует сферу трудовых отношений и рынка труда, принимая упреждающие меры по социальной защите населения.
С апреля наметилась тенденция к снижению количества зарегистрированных безработных. Безусловно, это положительное явление и результат целенаправленной работы по недопущению массовой безработицы и социальной напряженности в обществе. Это острый социальный вопрос, который необходимо решить в возможно кратчайшие сроки.
Между тем, за 6 месяцев зарегистрировано более 14, 6 тыс. преступлений, совершенных лицами, не имеющими постоянного источника дохода. Иностранцами и гражданами СНГ совершено 396 преступлений. Есть над чем задуматься и работать.
Что касается состояния миграционной ситуации в республике, то имеющиеся сведения подтверждают ее стабильность. Основные тенденции миграционных процессов, присущих для республики в последние годы, сохраняются на прежнем уровне.
Согласно представленным уведомлениям работодателей, сейчас в республике работают более 11 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе в строительстве и сельском хозяйстве около 6 тыс. человек, в оптовой и розничной торговле менее 4 тыс., в промышленности более 600, в сфере транспорта и связи более 200 человек. Органами власти и управления республики, в рамках закона, проводится такая политика, чтобы имеющиеся рабочие места, в первую очередь, предлагались коренному населению.
Исходя из анализа складывающейся социально-экономической ситуации в условиях финансового кризиса, можно прогнозировать возникновение некоторых очагов социального напряжения в сферах строительства, промышленности, торговли, ЖКХ.
В то же время, продукция, производимая нефтеперерабатывающими заводами, предприятиями АПК, переработки, услуги сферы обслуживания населения будет оставаться востребованной. Следовательно, производственный кризис на данных предприятиях значительных негативных последствий не должно повлечь. Сокращения рабочего персонала, понижения заработной платы на предприятиях ТЭК, являющегося бюджетообразующей отраслью экономики республики, не планируется.
Будет способствовать занятости населения ввод в эксплуатацию вблизи города Уфы трансформаторного завода, керамических плит и других новых производств в районах республики. Правительство республики приняло меры по облегчению получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства и по удешевлению стоимости жилья. Это дополнительные рабочие места и возможность иметь работникам бюджетной сферы и молодежи собственное жилье. Также правительством принято решения по выделению техники по льготным ценам сельчанам для ведения подсобных хозяйств. Кроме этого, ведется конкретная работа по оказанию помощи среднему и малому бизнесу. Все это направлено на создание дополнительных рабочих мест, обеспечение занятости населения и улучшение жизни людей.
Могу подтвердить то, что в целом общественно-политическая обстановка в республике сохраняется стабильной, массовых фактов грубых нарушений прав граждан и социальных гарантий, других негативных явлений, угрожающих безопасности государства и общества, не допущено.
- Рафаил Узбекович, как в республике проходит очередной призыв в армию? Как достигаются одни из самых высоких показателей в стране по призыву граждан на военную службу?
- В соответствии с указом президента РФ призыв на военную службу граждан в возрасте от 18 до 27 лет осуществляется с 1 апреля по 15 июля 2009 года. Поэтому окончательные итоги весенней призывной кампании подводить еще рано. Всего в весеннюю призывную кампанию планируется призвать 10,9 тыс. юношей из Башкирии.
А успехи - это результат большой хорошо организованной и продуманной работы. Каждой призывной кампании предшествует большая подготовительная работа военкомата, местной власти, учреждений здравоохранения. В весеннюю призывную кампанию со стороны республиканской призывной комиссии особое внимание было уделено состоянию здоровья призывников. Председателям призывных комиссий муниципальных районов и городских округов направлено письмо о необходимости более тщательного медицинского обследования призывников. Это все делается для того, чтобы в армию шли служить только полностью здоровые граждане.
- Не планирует ли РБ обратиться в Минобороны РФ с предложением организовать для новобранцев из республики службу в одних частях во избежание "дедовщины"?
- Призывники из Башкирии проходят военную службу во всех частях нашей страны от Калининграда до Камчатки, во всех видах и родах войск, в том числе и за пределами РФ - это Черноморский флот, который дислоцируется в городе Севастополь на Украине. Такая организация прохождения службы соответствует законодательству о военной службе и нет необходимости устанавливать правила, чтобы призывники одного субъекта федерации служили в одном месте.
Я понимаю, что призывников и их родителей особенно волнует вопрос о "дедовщине" в армии. Хочу отметить, что это явление не зависит от национальности и землячества. Оно в большей степени зависело от сроков военной службы. Думается, что с переходом на одногодичный срок военной службы, напряженностью боевой подготовки это явление должно исчезнуть.
Проходящая в настоящее время военная реформа также ставит своей задачей покончить с этим неприглядным явлением. Органы военной прокуратуры в последние годы стали более строго подходить к проверке сообщений о неуставных взаимоотношениях, вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.