Поволжье / Эксклюзив 6 июля 2012 г. 12:35

Заместитель министра образования Нижегородской области И.Коршунов: "Современный профессиональный рабочий сегодня чувствует себя востребованным"

Развитие реального сектора экономики в России требует грамотных и высококвалифицированных рабочих кадров. Начиная с 2011 года, правительство РФ выделяет значительные средства регионам на внедрение программ модернизации систем профессионального образования. В частности на 2011-2013 годы Нижегородская область получила 45 млн рублей. Что было уже сделано областной властью в сфере профобразования, какие есть планы на будущее, рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс-Поволжье" заместитель министра образования Нижегородской области Илья Коршунов.

Заместитель министра образования Нижегородской области И.Коршунов: "Современный профессиональный рабочий сегодня чувствует себя востребованным"

- Илья Алексеевич, как обстоят дела в сфере среднего профессионального образования, и какие программы по подготовке профессиональных кадров есть в Нижегородской области?

- Профессиональное образование - это образование по подготовке рабочих кадров. У нас есть учреждения высшего профессионального образования, которые готовят инженеров, специалистов, ученых, научные кадры. Система среднего профессионального образования готовит кадры, связанные с рабочими профессиями - техники, средний уровень специалистов, то есть тех, кто берет на себя основную производственную нагрузку.

Сегодня у нас достаточно острая востребованность в рабочих кадрах. Почему так получается? Когда проинвестированы крупные промышленные предприятия, необходимо, чтобы предприятие заработало. Во-первых, нужно оборудование, во-вторых, нужны люди. У промышленных предприятий, которые только что проинвестированы, нет острой потребности в научных инженерных кадрах, есть потребность в высококвалифицированных рабочих. Это рабочие, которые обладают с одной стороны навыками и профессией, с другой стороны – разделяют миссию компании, в которую они попадают.

Сегодня, образовательные учреждения готовят по программам, которые уже востребованы на предприятии. И частичную практику, выпускные работы они защищают и проводят на этом предприятии. То есть контакт должен быть очень близким.

У образовательных учреждений, где современная материальная база, лучшие выпускники заранее разобраны. Трудоустраиваются почти 95-97%.

- Какие специальности наиболее сейчас востребованы?

- У нас есть специальная система, по которой мы выделяем специальности и профессии, по которым у нас идет увеличение востребованности. Прежде всего, это станочники, сварщики, слесари по ремонту строительных машин. В этом году впервые мы увеличиваем прием по профессии мастер ЖКХ. Люди находят трудоустройство в реальном секторе экономики.

Разработанный нами алгоритм взаимодействия учреждений образования, органов госвласти, отраслевых финансовых и промышленных групп, ведущих свою деятельность на ключевых инвестиционных площадках региона, включает четыре этапа. Во-первых, это формирование работодателями кадрового заказа на 2012-2014 годы, во-вторых, определение групп стратегического партнерства: предприятие – ведущее учреждение профессионального образования. Третий этап – это разработка программы сотрудничества, четвертый – привлечение ресурсов региональных и федеральных программ модернизации систем образования.

- Насколько высока потребность в рабочих специальностях?

- Потребность очень высока - порядка 40 тыс. рабочих кадров. Ежегодно наши учебные учреждения выпускают более 14 тыс. специалистов ежегодно. Даже существует запрос рабочей силы из-за рубежа. Министерство образования настроено на то, чтобы приспосабливать то население, которое у нас есть в Нижегородской области для работы по рабочим специальностям.

У нас 82 учреждения начального и среднего профессионального образования, ведущих подготовку по 70 профессиям и 114 специальностям всего спектра потребностей экономики региона.

Современный рабочий сегодня – это высококвалифицированный специалист, способный выполнять сложные технологические операции на высокотехнологичном оборудовании с минимальными временными затратами и высоким качеством.

- Какой объем финансирования сейчас выделяется для модернизации системы профессионального образования в Нижегородской области?

- Мы идем по пути привлечения федеральных средств. В прошлом году мы получили федеральную субсидию на модернизацию программ профессионального образования. Субсидия на три года почти 45 млн рублей. В прошлом году было получено 8 млн рублей, в этом году – 19 млн рублей.

Также региональный бюджет в текущем году выделит на создание двух ресурсных центров 22 млн рублей.

- Какие отрасли экономики Нижегородской области заинтересованы в развитии профессионального образования?

- Сейчас особенно развивается машиностроительное направление, оно представлено многими предприятиями в Арзамасе, Павлово, Выксе, Нижнем Новгороде. Таким образом, формируется образовательный машиностроительный кластер. Есть ключевой работодатель – это "Русские машины", в данном случае он представлен и Арзамасским приборостроительным заводом, ГАЗом, Павловским автобусным заводом, Заводом корпусов в Выксе.

Там субсидия из федерального бюджета идет на покупку оборудования, на котором учащиеся отлаживают те операции, которые будут делать на самом заводе. Срок перехода специалиста из образовательного учреждения на предприятие минимален. Например, Павловский машиностроительный техникум освоил те же самые операции, которые предстоит ребятам делать на заводе.

Кроме того, в Нижегородской области существуют девять инновационных ресурсных образовательных центров. В них покупается новое оборудование под потребности работодателя. В 2012 году у нас такие ресурсные центры создаются на базе Городецкого колледжа под Городецкий судоремонтный завод и Кулебакский центр под Кулебакский металлургический комплекс на базе ОАО "Русполимет". Это на средства регионального бюджета – 22 млн рублей и на средства промышленных партнеров – 22 млн рублей.

В перспективе планируется, что ежегодно будут создаваться по четыре ресурсных центра на условиях паритетного финансирования из средств регионального бюджета и работодателей. Например, предусматривается открытие новых групп строительных специальностей в Навашино для обеспечения кадровой поддержки работ по строительству АЭС.

- Какие современные методики обучения применяются в профобразовании?

- В ресурсных центрах созданы совершенно потрясающие системы обучения, которые подразумевают построение интерактивных 3D моделей. На ребенка надевается большая маска, ему дается сварочный электрод и он им водит на самом деле по столу, а перед его глазами создается объемная картина процесса сварки. У него есть возможность потренировать швы. У нас даже такое редкое оборудование, которое позволяет готовить и по международным стандартам. В частности такое ведущее сварочное оборудование как Fronius (Австрия) и Hypertherm (США). Имеется производственный участок по работе с этими станками – центр технического обучения Haas в "Арзамасском коммерческо-техническом техникуме".

С 2011 года в ресурсном центре Сормовского механического техникума организован учебно-производственный комплекс по разработке и выпуску высокотехнологичного учебно-лабораторного оборудования, пользующегося спросом, как в регионах России, так и за рубежом.

- Как вы привлекаете девятиклассников, чтобы они выбирали себе рабочую профессию?

- Привлекательность этих профессий существует. Учащийся очень быстро получает профессию, заработную плату и чувствует себя востребованным. Есть мотивация - побыстрее состояться как трудоспособный гражданин. Также у нас целая система профориентации, которая предусматривает знакомство школьников с системой профессионального образования. Проводятся экскурсии, специалисты выезжают в школы, показывают специальные видео фильмы, показывают то редкое техническое оборудование, на котором ребятам предстоит учиться и которое сегодня есть в системе профтеха.

Конечно же, эти ресурсные центры в техникумах получили серьезное конкурентное преимущество перед теми же 10 и 11 классами. Проблема профориентации взаимосвязана: если есть хорошее оборудование, показав его ребятам, мы вызываем у них интерес.