В минувшем году органы внутренних дел на транспорте, обслуживающие территорию Поволжья, разбирались в ряде резонансных и неординарных дел, касающихся, в том числе катастроф на транспорте. О результатах их расследования, а также трудностях работы следователей и перспективах создания в России единой следственной структуры агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал заместитель начальника управления на транспорте МВД России по ПФО, начальник следственного управления полковник юстиции Алексей Зеленов.
- Алексей Владимирович, оцените, пожалуйста, обстановку на транспорте в Поволжье на начало этого года.
- Мы характеризуем криминогенную обстановку на объектах оперативного обслуживания как относительно стабильную. Отмечено снижение (с 3207 до 2401) количества преступлений, совершенных на объектах транспорта, треть из них составляют преступления имущественного характера. Второе место занимают случаи, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, в первом квартале текущего года на объектах транспорта совершено одно убийство (оно раскрыто), 12 грабежей, 639 краж, не зарегистрировано разбоев и изнасилований.
Могу сказать, что у нас очень хорошо раскрываются поездные кражи. Как наиболее яркий пример – раскрытие в этом году кражи модного сотового телефона у пассажирки - гражданки Японии, которая была проездом по пути в Германию. Кража была совершена во время следования потерпевшей в высокоскоростном поезде "Сапсан". Мы установили гражданина одной из стран СНГ, который украл этот телефон, он дал признательные показания, и сейчас находится в следственном изоляторе до суда.
Всего в первом квартале из 84 краж, совершенных в пассажирских поездах дальнего следования и пригородного сообщения, раскрыто 57.
- Как часто сотрудникам транспортной полиции приходится сталкиваться с перевозками наркотиков?
- С незаконным оборотом наркотиков идет каждодневная борьба. За сутки по десять и больше регистраций бывает. Есть и рекорды – по Астрахани изъято в общей сложности 55 кг препарата, содержащего сильнодействующее вещество. Возбуждены уголовные дела. Сейчас они в стадии расследования.
В настоящее время в следственной части находится уголовное дело на четырех жителей Нижнего Новгорода, привлекаемых за сбыт героина в составе организованной преступной группы. Мы им вменяем не 20-30 кг, но у них определенная система сбыта: не один, не два, не пять, там больше эпизодов. Сейчас готовим дело для направления в суд.
Вообще число выявленных преступлений по линии борьбы с наркоторговлей в первом квартале 2012 года выросло на 2,2% (с 680 до 695). Из незаконного оборота изъято более 75 кг наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ, в том числе более 14 кг марихуаны.
- Известно, что в поле вашего зрения попадают не только воришки и наркоторговцы, но и, к примеру, браконьеры.
- В прошлом году по осени в суд направили организованную группу из жителей Астрахани, которые сбывали черную икру. Там все исчисляется десятками и сотнями килограммов. По фактам изъятия: изымаем мы по-разному - бывает 1 кг, бывает 5 кг, бывает 15 кг. Но самая большая партия была в 2009 году в Нижнем Новгороде – 360 кг.
- К слову, в каком состоянии расследование дела по данному факту? Была информация, что вещественные доказательства якобы уничтожены спустя некоторое время после возбуждения дела.
- Как мне известно, по данному факту сотрудниками Следственного комитета проводится проверка в порядке статьи 144, 145 УПК РФ.
- Завершилось ли расследование дела о самовольном выходе из казанского порта в июле 2011 года дизельэлектрохода "Петр Алабин"? Это судно - "близнец" затонувшей "Булгарии". Тогда после катастрофы был наложен запрет на рейсы для судов этого проекта.
- Когда случилась трагедия с "Булгарией", в сплошном порядке были проверены все суда, которые курсировали в Волжском бассейне. Это судно было выявлено. Возникли вопросы к навигационному оборудованию, и контролирующие органы вынесли предписание о невыходе этого судна.
Капитан, получив предписание, все-таки вышел в рейс и продолжил следование. На теплоходе было много пассажиров. Капитан объяснил очень просто: "А куда я людей дену? У меня нормальный теплоход, выпущенный в навигацию, все документы имеются". Сложно сказать, что претензии к капитану были столь уж существенные.
Сам факт возбуждения дела не говорит о том, что лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности. Провели проверку, в рамках которой подозрения не подтвердились. Дело прекращалось, потом прокуратура это постановление отменяла, поскольку был ряд претензий к полноте проведенной проверки. Насколько я знаю, все доработали, требования прокуратуры выполнили, и опять вынесли решение о прекращении дела. Судебную перспективу этот факт вряд ли будет иметь.
- Дошло ли до суда довольно необычное дело - в отношении двух жителей Тольятти, которые, как полагает следствие, похитили с территории Муранского селища более сотни предметов, имеющих культурную и научную ценность?
- Да, дело в суд направлено, но еще не рассмотрено. Дело очень сложное. Возникали сомнения у прокуроров - подписывать ли его в суд. "Черные копатели" писали много ходатайств и жалоб, что их незаконно привлекли к уголовной ответственности, оспаривали то, что место является объектом культурного наследия. Тем не менее, мы прокуратуру убедили направить дело в суд. Факт есть, он доказан: они поселение разграбили, предметы были изъяты.
Задержанные профессионально занимались этим: у них были карты, схемы, навигаторы, оборудование. То есть это люди, которые этим живут и зарабатывают не от случая к случаю, а постоянно. Они уже рассматривались по другим делам в качестве фигурантов, но, видимо, тогда не удалось собрать полностью доказательства их причастности.
- В какой стадии расследовании дела о завышенной цене госконтракта на поставку самолетов Ульяновскому высшему авиационному училищу гражданской авиации? По предварительной оценке, она была необоснованно завышена более чем на 160 млн рублей.
- Там сумма гораздо меньше. Понимаете, есть факт поставки, но никто не сказал, что у кого-то что-то украли. Это проверяется в рамках расследования уголовного дела. В рамках расследования уголовного дела проводятся серьезные экспертизы по оценке этих самолетов. Есть ли состав преступления или нет, мы узнаем только после проведения ревизий и экспертиз. В рамках доследственной проверки мы это установить не можем: доследственная проверка больше 30 суток не положена. Но трое суток, 10 суток, 30 суток, особенно для нашей транспортной системы, когда все в движении, – это нереальные сроки.
- Не так давно руководство страны высказало мысль, что со временем все следствие, возможно, перейдет к СКР. Как Вы оцениваете перспективу такой реформы?
- Вопрос в один момент не решится. Даже если кто-то объявит, что завтра создается Следственный комитет, - это значит то же самое, что построить завод в чистом поле: нужно здание, оборудование, коммуникации, сети, надо личный состав сформировать, надо внести изменения в такое количество нормативных актов.
Идея хорошая, с одной стороны. Реализована она была только в Казахстане. Но там, в Следственном комитете, были не только следователи, но и оперативные подразделения. Мы же не можем работать без полиции, это колоссальный совместный труд. Кого и на какой базе будут объединять – вопрос очень серьезный, требует колоссальных затрат. Когда государство экономит каждый рубль, это очень проблемно. Но идея интересная, я вам скажу честно.
- А что с дознанием?
- Дознание нужно, но не в такой, наверное, форме. Раньше была такая хорошая форма – протокольная: всего несколько листочков. На Западе не пишут красивые тома, все же видели: задержали преступника - завтра суд. У нас процедура усложнена: очень много лишнего, что в суде вообще не рассматривается.
Сейчас подвижки пошли: институт понятых где-то надо упрощать, где-то давать больше самостоятельности в проведении следственных действий. Почему бы нет? Средства технической фиксации - пожалуйста. Все эти бесконечные изъятия, передачи… Работа следователя загромождена, на мой взгляд, ненужными действиями.
- Права граждан в таком случае не будут нарушаться?
- Нельзя говорить о том, что будут нарушены права граждан на защиту. Нет, права граждан будут в более полном объеме соблюдены. Почему сейчас многие люди жалуются в Европейский суд - именно из-за нарушений, допущенных при расследовании годами этих уголовных дел? Не будет этих "долгостроев", и через 20 дней это все будет в суде.
Все надо упрощать. Как система правосудия себе работу в какой-то части упростила. Судьи при рассмотрении уголовных дел ввели такое понятие как особый порядок. А следователь, который это дело, где все согласны, до суда довел, набрал 20 томов, объездил полстраны, и тут - "особый порядок". И вся работа практически никому не нужна! Это сотни, тысячи государственных денег, которые идут в никуда.
Сейчас вносится инициатива по возвращению к протокольной форме. Конечно, есть дела, которые действительно нужно расследовать, они сложные, но нужно освободить следователя и от несвойственных ему функций.