2 февраля. Interfax-Russia.ru - Основной причиной авиакатастрофы "Боинга-737-500" авиакомпании "Аэрофлот-Норд", разбившегося в сентябре 2008 года в аэропорту Перми, являются ошибки диспетчера и экипажа, сообщает газета "Коммерсант".
"Эксперты считают, что падению лайнера способствовали неправильные действия диспетчера, особенности конструкции и техническая неисправность машины, но главной причиной трагедии называются ошибки экипажа и болезненное состояние его командира Родиона Медведева", - говорится в материале, опубликованном в понедельник.
"Пилот как будто спешил почему-то. Спросив, все ли у него в порядке и получив утвердительный ответ, я приказал ему выполнять повторный заход и "повел" его снова по схеме, как положено", - цитирует газета руководителя полетов Большого Савина Эрика Бибикова.
Как отмечает издание, по мнению специалистов, диспетчер имел право изменить Боингу условия посадки, но лишь в экстренной ситуации. Пермский же диспетчер задержал садящийся лайнер, как считают эксперты, исключительно по международно-политическим соображениям - он предоставил полосу для взлета пассажирского аэробуса компании "Люфтганза" по просьбе его пилота.
"После отключения автоматики пилотам пришлось вручную выставлять, в том числе и режим работы двигателей, перемещая так называемые рычаги управления двигателями, или РУДы", - говорится в материале.
В нем отмечено, что когда управлявший посадкой второй пилот Рустем Аллабердин взялся за РУДы, свел их вместе и переместил вперед, чтобы увеличить тягу, лайнер резко повело влево.
Источники газеты объясняют это тем, что на турбинах Боинга изначально присутствовал разнотяг - правый двигатель развивал большую мощность и толкал машину сильнее, чем левый.
Между тем, пилоты, по версии экспертов, не поняли, в какой именно крен они попали: один из них, как следует из распечатки переговоров, утверждал, что лайнер уходит вправо, в то время как другой доказывал обратное. "Победил в этом споре тот, кто был неправ: добавив, по общему согласованию, левый крен, пилоты сорвали Боинг в неуправляемый штопор, после чего самолет рухнул на землю", - отмечает издание.
Эксперты полагают также, что дезориентации пилотов способствовала непривычная для них индикация приборов. Дело в том, что на "самолетах- иномарках" устанавливается принципиально иной тип авиагоризонта - прибора, показывающего пилотам наклон фюзеляжа самолета относительно горизонта и его боковой крен. В российских приборах этого типа подвижный самолетик-галочка качается относительно неподвижной линии горизонта, в то время как на иностранных моделях вращается как раз горизонт, имитируя реальный вид в лобовое стекло. Ошибочные действия пилотов при посадке, "очевидно, можно объяснить не только отсутствием опыта, но и еще одним обстоятельством: в мышечных тканях погибшего командира экипажа судмедэксперты обнаружили алкоголь".
Между тем, сами эксперты отмечают, что этот факт не свидетельствует о том, что летчик был пьян. Для оценки состояния человека важен не сам факт наличия алкоголя, а содержания этилового спирта на единицу массы тела. Тем не менее, большинство экспертов пришли к выводу, что свою последнюю посадку командир совершал, будучи в некоем болезненном состоянии. Об этом свидетельствуют, в частности, его переговоры с диспетчером и вторым пилотом. Командир, например, замедленно реагировал на сообщения собеседников, растягивая слова, что, впрочем, можно было объяснить его природной особенностью - заиканием.