Поволжье / Главные события 29 декабря 2010 г. 08:32

Ученые считают причиной провала в Березниках карстовые явления

29 декабря. Interfax-Russia.ru - Ученые Горного института Уральского отделения РАН пришли к выводу, что провал грунта, образовавшийся 25 ноября в Березниках, имеет карстовый характер.

Как сообщили "Интерфаксу" в администрации Березников, результаты исследований ученые озвучили на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям, состоявшемся в Березниках во вторник. Заключение направлено главе Минприроды Юрию Трутневу.

"Проседание почвы и образование воронки имеют карстовый характер. В этом районе разуплотненные, трещиноватые породы, плюс там были болотистые места", - сказал представитель администрации со ссылкой на выступление ученых. При этом он добавил, что, по их мнению, авария на руднике в 2006 году могла ускорить эти процессы.

Представитель администрации также сообщил, что на заседании комиссии принято решение продолжить наблюдения за развитием провала в течение I квартала 2011 года. По его словам, ученые не исключают, что воронка может еще увеличиться.

"Не исключено разрастание воронки, преимущественно в сторону солеотвалов, а не города. В сторону вокзала, расширение, если и будет, то незначительное", - отметил собеседник агентства.

Сейчас размеры провала составляют 81 на 41 метра.

Как говорится в сообщении пресс-службы администрации Березников, комплексные исследования ученых Горного института Уральского отделения РАН подтвердили, что проседание почвы не связано с выработанным пространством рудника БКПРУ-1, разрушения фиксируются только в приповерхностной части разреза.

"Отсутствие связи образовавшейся воронки с подземными выработками подтверждает быстрое затухание в данном районе сейсмической активности. Для глубинных явлений это является нехарактерным. Есть и другие подтверждения, например, отсутствие газа, который должен в каком-то количестве выделяться из выработанного пространства, а также локализация деформаций земной поверхности на очень небольшой площади", - приводятся в сообщении слова директора института Александра Баряха.

Как сообщалось, утром 25 ноября под железнодорожными путями в 200 метрах от вокзала Березников произошел провал грунта при прохождении товарного железнодорожного состава с калийными удобрениями.

Ученые рассматривали две причины провала: проседание породы в зоне карналлитовых выработок и карстовые явления. На заседании правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника на Верхнекамском месторождении в Березниках, в ноябре министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев дал ученым месяц на выяснение причин провала.

ОАО "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) 28 ноября сообщило о существенном увеличении провала и закрыло движение по станции Березники. Однако после получения заключения ученых об отсутствии риска провалов на территории станции, 1 декабря движение грузовых поездов было возобновлено.

Как сообщалось ранее, в октябре 2006 года произошла авария на руднике "Уралкалия" (РТС: URKA): на одном из участков рудника было обнаружено увеличение притока рассола. В июле 2007 года в районе аварийной шахты "Уралкалия" произошел провал грунта над карстовой полостью, в результате чего в зоне оседания почвы оказался участок железнодорожного полотна в районе станции Березники. В январе 2007 года РЖД уложили временную обходную 850-метровую железнодорожную линию, в январе 2008 года открыли регулярное движение по двупутному 6-километровому обходному пути. В декабре 2009 года РЖД ввели 53-километровый участок железной дороги Яйва-Соликамск, построенный в обход шахтных полей калийно-магниевых месторождений.