В Татарстане готовят инновационную стратегию образования

15 июля. Interfax-Russia.ru - В Татарстане, как ожидается, будет принята Стратегия развития образования на 2010-2015 гг. "Килэчэк" ("Будущее" - тат.), разработка которой ведется по поручению президента республики Минтимера Шаймиева.

"Это будет комплексная государственная программа развития образования республики, направленная на повышение конкурентоспособности выпускников учебных заведений, привлечения в школы и закрепления в них учителей новой формации", - сказал М.Шаймиев во вторник на первом заседании возглавляемой им комиссии по разработке и реализации Стратегии.

По его словам, в комиссию вошли еще 36 человек, в их числе - члены правительства Татарстана депутаты Госсовета Татарстана, представители АН республики, профсоюзов, ректоры вузов, директора НИИ, ссузов, школ, колледжей, главы муниципальных образований, руководители крупных предприятий.

Кроме того, к работе над Стратегией приглашены замминистра образования и науки РФ Исаак Калина и ректор Московского института открытого образования, академик РАО Алексей Семенов.

"Мы знаем, что это будет очень затратная программа, но мы идем на это, и думаю, что справимся", - сказал глава республики.

Он напомнил, что в Татарстане с успехом реализован ряд программ - ликвидации ветхого жилья, сплошной газификации, сплошной компьютеризации учреждений образования, близка к завершению программа создания высокотехничной медицинской помощи с охватом всего населения, успешно выполняются задачи в АПК.

"Вроде, все под силу, но система образования требует серьезного реформирования. Ведь время идет быстро, мы живем уже в ином общественном строе, в ином экономическом укладе, и система образования, которой в целом гордимся, должна больше соответствовать и играть ведущую роль для дальнейшего развития нашего государства", - сказал М.Шаймиев.

Он отметил, что нынешнее поколение другое, это совершенно свободные люди, и выявился рад проблем в системе образования: она с учетом огромного опыта по фундаментальной подготовке требует иного подхода.

"Время, думаю, пришло, пора взяться, так продолжаться не может, откладывать реформу образования нельзя", - считает президент республики.

Кризис пройдет, убежден он, и деньги появятся.

"В республике после кризиса будет неплохой старт, поскольку есть много конкурентоспособных производств. И сейчас главное - модернизация системы образования, повышение КПД учителя, конкурентоспособности выпускников, принятие мер по закреплению учителей на местах", - сказал М.Шаймиев, заметив, что сейчас лишь треть выпускников педвузов остаются работать в школах.

Согласно концепции президентской Стратегии "Килэчэк", которую представил министр образования и науки Татарстана Альберт Гильмутдинов, в школы республики предлагается привлекать лучших выпускников вузов, как это уже с успехом делается Сингапуре (30%), Великобритании (15%), Финляндии (10%), Южной Корее (5%).

А. Гильмутдинов пояснил, что, согласно выводам Российской академии образования, в российской школе от 60 до 80% учителей "выгорели": их не интересует ни работа, ни дети, и они сами не интересны ученикам.

Авторы концепции предлагают программу "Наш новый учитель" - с привлечением, причем на конкурсной основе, молодых кандидатов наук, магистров из ведущих вузов.

"Будут отобраны только 15% выпускников, критерии - успешность, креативность, увлеченность предметом. Перед началом работы они пройдут 3-4-месячные курсы педагогической подготовки", - сказал А.Гильмутдинов.

Предполагается, что эти "учителя-новобранцы" будут обеспечены хорошей зарплатой, достойным жильем, личным ноутбуком с подключением к Интернету и ведущим библиотекам мира, им представится возможность стажировки по республиканской программе "Алгарыш", изучения языка, защиты через 5 лет кандидатской и через 10 лет - докторской диссертаций.

М.Шаймиев, в свою очередь, предложил предусмотреть возможность выделения гранта в размере 200 тыс. рублей лучшему учителю плюс к 100 тыс. рублей по федеральному конкурсу.

Что касается уже работающих учителей, которых в Татарстане 39 тысяч, авторы концепции предлагают ввести оценку их работы по результатам учебы и с учетом мнения ученика.

"Нужно ввести принцип: финансирование результата, а не процесса образования", - сказал А.Гильмутдинов.

Ученикам с 7-го класса будет предложено Интернет-тестирование, а также анонимное анкетирование на предмет выявления лучших и худших учителей. "Лучших ждет надбавка к зарплате, худших - помощь и повторное тестирование, в случае плохого результата его могут попросить заняться другим делом", - сказал министр.

Кроме того, детей в школе предлагается учить умению дискутировать, публичным выступлениям, принятию кризисных решений, умению разрешать конфликты,.

"Как один из путей увеличения КПД ученика мы предлагаем ввести обучение слепой 10-пальцевой печати на компьютере, что, по оценкам экспертов, дает с учетом экономии времени (1 час в день), числа пользователей сети (337 тыс.) и средней зарплаты (14,2 тыс. рублей) годовой эффект в 7,21 млрд рублей", - сказал министр.

По его словам, если США объявили лозунг: "Ни одного отстающего в начальной школе!", то авторы Стратегии решили пойти дальше, выдвинув лозунг: "Ни одного троечника на выходе!"

Авторы концепции предлагают также возродить в школах столь популярные в советское время научно-технические кружки (авиа-, судомодельные, юного химика и других) с привлечением преподавателей вузов, а также создать интерактивные научные музеи науки, где "все можно потрогать руками".

Финансирование Стратегии предлагается осуществлять через создание эндаумента (англ. еndowment - вклад) - целевого фонда всей системы образования республики, сообщил министр.

И.Калина, отмечая в свою очередь, инновационный подход Татарстана к системе образования, пожелал комиссии так доработать Стратегию, "чтобы ее можно было использовать как мотивацию для развития образования в других регионах РФ".

"И мы готовы сотрудничать", - сказал замминистра образования науки РФ.

В качестве пожелания он предложил коллегам учесть такие моменты, как участие в реализации Стратегии муниципалитетов, предусмотреть уважительное и бережное отношение к уже работающим учителям, среди которых много не менее талантливых, преданных своему делу людей, сделав их сторонниками модернизации, а также предусмотреть формирование лояльного отношения сложившегося учительского коллектива к приходу учителей новой формации.

Как ожидается, концепция будет доработана с учетом поступивших предложений, будут созданы рабочие группы по направлениям, и к началу 2010 года состоится презентация Стратегии развития образования Татарстана на 2010-2015г.г. "Килэчэк".