1 октября. Interfax-Russia.ru - Замещение импортных лекарств отечественными аналогами требует много времени и усилий, считает министр здравоохранения правительства Нижегородской области Александр Карцевский.
"Испортозамещение - это непростое дело и требует много времени и усилий. Недостаточно просто построить завод, начать выпускать лекарственные препараты и автоматически перевести на них больных", - заявил А.Карцевский в ходе "круглого стола" в пятницу в Нижнем Новгороде.
В тоже время министр отметил, что в Нижегородской области в настоящее время доля отечественных препаратов на рынке составляет 42%. Они дешевле иностранных лекарств, поэтому в ценовом выражении занимают всего лишь 15% рынка.
"Из 4,5 тыс. наименований лекарственных отечественных препаратов только 60% могут послужить аналогами импортной продукции", - заявила в свою очередь руководитель управления Росздравнадзора по Нижегородской области Нина Соколова.
По ее мнению, "спрос и предложение на рынке не в пользу отечественных препаратов". Это связано как с недостаточной рекламой отечественных лекарств, так и с использования врачами при назначении лечения стандартных схем, в которые входят преимущественно импортные лекарства.
"В ходе опроса жителей области (Нижегородской области - ИФ) 75% опрашиваемых предпочли использовать торговую марку (лекарства - ИФ) импортного производства, так как слышали о ней из рекламы", - сообщила Н.Соколова.
В ходе "круглого стола" А.Карцевский также сообщил, что "ряд оптовых компаний в регионе уличены в завышении установленных торговых наценок", а также не исключил того, что существует сговор врачей и фармацевтов.
"Явно идет целенаправленная выписка импортных дорогостоящих препаратов - это мы выявили, сравнив ситуацию с другими регионами. Сегодня состоится последний разговор, и если главные специалисты (лечебных учреждений - ИФ) не примут его к сведению, они больше не будут работать главными специалистами", - заявил министр здравоохранения правительства Нижегородской области, подчеркнув, что "до нового года мы все это исправим".
Согласно материалам Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ, распространенным на "круглом столе", за 1 полугодие 2009 года средняя цена импортных лекарств, закупленных в рамках программ обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), составляет 2,9 тыс. рублей, в то время как их отечественные аналоги стоят 1,9 тыс. рублей.
"Возможная экономия денежных средств, затраченных в 2008 году на приобретение лекарств в рамках ОНЛС, если бы импортные препараты были заменены отечественными, в Нижегородской области составила бы более 28 млн рублей", - говорится в материалах.
В то же время в целом по России при замещении импортных лекарств отечественными аналогами в рамках госзакупок можно было бы сэкономить в 2008 году более 2,3 млрд рублей. "Эта потенциальная экономия равна среднемесячному расходу в рамках программы ОНЛС в 2008 году, т.е. позволяла бы обеспечивать население лекарственными средствами по программе ОНЛС в течение месяца", - подчеркивается в раздаточных материалах.
В свою очередь начальник управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле Федеральной антимонопольной службы РФ Тимофей Нижегородцев считает, что "призывы об импортозамещении наталкиваются на глухую стену людей, принимающих в регионах решения о закупках препаратов по программе ОНЛС". По его мнению, конкуренции на рынке мешает "изощренная эшелонизированная система", созданная крупными иностранными фармацевтическими компаниями, в которую включен "широкий подкуп представителей врачебного сообщества и органов управления здравоохранения для того, чтобы заявки на приобретение того или иного препарата формировались особым образом". "Существующая система способствует закупке дорогостоящих импортных препаратов даже при наличии отечественных аналогов", - сообщил Т.Нижегородцев.
Представитель ФАС называет существующую практику организации аукционов под одного определенного производителя наносящей прямой ущерб бюджету государства. По его словам, конкурсная документация при проведении аукционов в регионах намеренно составляется с указанием одного или целого ряда дополнительных условий под конкретное лекарственное средство от конкретного производителя. В результате нет конкуренции, и препараты закупаются у одних и тех же компаний, предлагающих максимально высокую цену за свое лекарство. В таких условиях российские производители, выпускающие препараты аналогичные по качеству, но более доступные по цене, не выигрывают конкурсы по госзакупкам только потому, что, к примеру, упаковка их препарата и инструкции по его применению не соответствуют условиям аукциона. "Нет ни одной российской фармкомпании, которая бы не сталкивалась с этой проблемой", - подчеркнул Т.Нижегородцев.
Он сообщил, что в настоящее время ФАС рассматривает несколько жалоб от российских компаний, в частности, компании "Сотекс". "Мы три месяца выясняли, являются ли российский "эральфон" и импортный "эпрекс" взаимозаменяемыми. Эксперты дали заключение об их идентичности. И мы дадим указание территориальным органам о проверке проведения аукционов в регионах по этим препаратам", - сказал представитель ФАС.
В свою очередь разработчик генноинженерных лекарственных препаратов, начальник отдела ООО "Протеиновый контур" Анатолий Пивоваров более подробно рассказал об истории с препаратом "Эральфон" - российским аналогом зарубежного препарата "Эпрекс". Ученый пояснил, что разработанный его компанией и успешно внедренный в производство еще в 1997 году препарат группы эритропоэтинов не смог выдержать конкуренции с началом программы ОНЛС - "в 2005 году наш препарат был исключен из списка ОНЛС". Одной из главных претензий стали требования, предъявляемые к лекарственной форме, - "препарат выпускался в ампулах, а требовалось в шприцах".
"Совместно с компанией "Сотекс" мы смогли наладить производство "Эральфона" в шприцах, и препарат вновь стал конкурентоспособным, но даже когда он стал абсолютно идентичен западному аналогу, ситуация не изменилась. К примеру, по данным Фармэксперта, доля отечественных препаратов группы эритропоэтинов, закупленных в 2008 году в рамках программы ОНЛС (ДЛО), составила 6% в денежном выражении, тогда как российский препарат "Эральфон" на 53% доступнее зарубежного аналога "Эпрекса". В связи с такой ситуацией мы были вынуждены обратиться в ФАС", - сообщил А.Пивоваров.
По данным ЦМИ "Фармэксперт", в 2008 году в России было продано 1,6 млн доз препаратов эритропоэтина (для лечения анемий у пациентов с хронической почечной недостаточностью и онкологическими заболеваниями) на общую сумму 106 млн долларов, 95% из которых были закуплены в рамках программы ОНЛС. При замене "Эпрекса" "Эральфоном" возможная экономия госбюджета могла бы составить до 53 млн долларов.