Казань. 30 января. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Причиной крушения теплохода "Булгария", затонувшего на Куйбышевском водохранилище в 2011 году, стала совокупность факторов, считает начальник второго научно-исследовательского управления 40-го ГНИИ Минобороны России Андрей Краморенко, руководивший операцией по подъему судна со дна Волги.
"Причина крушения - сочетанное взаимодействие трех факторов: статический крен, при котором судно вообще не должно было эксплуатироваться, шторм и открытые иллюминаторы. Последнее - катастрофическая ошибка, это халатность, это человеческий фактор", - сообщил А.Краморенко в четверг на заседании Московского районного суда Казани, где продолжается процесс по делу "Булгарии".
По словам эксперта, через каждый открытый иллюминатор ежесекундно вливалось огромное количество воды.
"Как только иллюминаторы начинают погружаться в воду, от действий экипажа уже практически ничего не зависит: ситуация приобретает необратимый характер", - подчеркнул специалист.
Помимо крена, он обратил внимание суда на многократный ремонт "Булгарии".
"Разорванный стропами на тентовой палубе металл при подъеме судна был в несколько раз тоньше слоев краски от периодических ремонтов судна, масса которой могла составлять по всему судну несколько тонн. Этот фактор мог повлиять на остойчивость (непотопляемость) судна", - пояснил А.Краморенко.
Он отметил, что "Булгария" в принципе вызвала у него "отталкивающее впечатление", и выразил недоумение, как такой старый теплоход в таком состоянии был допущен к перевозке людей.
"Судно было убогим. Эти ужасные диваны, под которыми хранились средства безопасности... Я не представляю, как в экстремальной ситуации человек полезет под диван за спасжилетом. Люди были поставлены в условия, в которых у них не было шансов остаться в живых", - уточнил А.Краморенко.
Суд, считает он, должен выяснить, кто конкретно виноват в том, что непригодный в техническом отношении теплоход был допущен к перевозке людей и что в шторм не были задраены иллюминаторы.
Вместе с тем, он заметил, что если бы "Булгария" дошла до мели (как сообщалось, у следствия есть данные, что капитан Александр Островский, погибший на судне, пытался это сделать - ИФ) и легла на бок, жертв было бы меньше.
А.Краморенко также предостерег участников процесса от повторного посещения "Булгарии", на чем настаивает защита одного из обвиняемых.
"Спустя более двух лет с момента трагедии невозможно определить, какие повреждения были получены при эксплуатации, а какие при подъеме: они все уже стали одинаково ржавыми. На мой взгляд, посещение теплохода ничего, кроме психологической травмы и душевных мук, вам не даст", - добавил он, отвечая на вопрос о поездке одной из выживших пассажирок.
Пассажирский двухпалубный дизель-электроход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии (ранее назывался "Украина"), затонул 10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище на глубине 18 метров в 3 км от берега. На борту находился 201 человек (163 пассажира и 38 членов экипажа), спасти удалось 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей.
По делу "Булгарии" проходят пятеро обвиняемых: директор ООО "АргоРечТур" (субарендатор судна) С.Инякина, старший эксперт Пермского участка Камского филиала Росречрегистра Я.Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора И.Тимергазеев, бывший главный инспектор этого же отдела В.Семенов и первый помощник капитана "Булгарии" Р.Хаметов.