Казань. 5 мая. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - В Московском районном суде Казани, где продолжаются прения по делу о крушении теплохода "Булгария", в понедельник выступили подсудимые Ирек Тимергазев и Владислав Семенов.
Начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора и бывший главный государственный инспектор этого отдела говорили почти три часа. Свои выступления они начали с соболезнований в адрес потерпевших, а закончили просьбой у суда об оправдании.
"Умысла на совершение на преступление у меня не было. Да и в чем выразилось само преступление? Я же не говорил С.Инякиной (субарендатор судна Светлана Инякина - ИФ), работай без документов. Хотя и документы на судно были. Любой здравомыслящий человек, в том числе и С.Инякина не враг сама себе работать без документов", - сказал И.Тимергазев.
По мнению начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора, в гибели судна виноват экипаж.
"Гибель "Булгарии" произошла по вине судоводителей: капитан не смог правильно выполнить маневр. К трагедии привело отсутствие необходимых знаний и опыта при возникновении критической ситуации. Если бы капитан положил руль вправо, то такого бы не произошло. Он либо плохо разбирался в теории, что сомнительно, либо его не было в момент поворота судна в рулевой рубке", - заявил И.Тимергазеев.
Подсудимые также указали в своем выступлении на несовершенство законодательства.
По словам начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора, судовладельцы могли отправлять в рейсы суда, не подготовленные к безопасной эксплуатации, а подвергнуться проверке в навигацию 2011 года они могли лишь случайно, если стояли у причала и в это время осуществлялся рейд по проверке судов.
"Зная, в каких городах расположены инспекторские пункты, капитаны планировали свои рейсы так, чтобы их проходить ночью или в выходные дни. Нам работать в ночное время или в выходные дни без специального приказа запрещено. У надзорных органов сразу возникают вопросы, какую цель мы преследуем, работая внеурочное время. Периодичность проверки судов не регламентировалась никакими документами", - сказал он.
Пробелы в законодательстве, по мнению И.Тимергазеева, позволили выпасть из правового поля и государственного контроля многим судам, в том числе и теплоходу "Булгария", что в конечном итоге привело к трагедии.
В заключении подсудимые заявили, что не признают вину в инкриминируемых им деяниях, попросили суд их оправдать и отказать в удовлетворении исковых требований потерпевших.
25 апреля в рамках прений сторон гособвинение запросило для пятерых подсудимых реальные сроки наказания от 6 до 14,5 лет лишения свободы в колонии общего режима.
Так, директора ООО "АргоРечТур", субарендатора судна Светлану Инякину прокуроры просили суд наказать 14,5 годами лишения свободы в колонии общего режима. Для первого помощника капитана "Булгарии" Рамиля Хаметова они запросили 6 лет и 10 месяцев колонии. Бывшему главному инспектору Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора В.Семенову и начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора И.Тимергазееву предлагается дать по 8 лет колонии. Старшего эксперта Пермского участка Камского филиала Росречрегистра Якова Ивашова, по мнению обвинения, следует наказать сроком лишения свободы в 7 лет.
Пассажирский двухпалубный дизельэлектроход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии (ранее назывался "Украина"), затонул 10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище на глубине 18 метров в 3 км от берега. На борту находился 201 человек (163 пассажира и 38 членов экипажа), спасти удалось 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей.
Следствие полагает, что непосредственной причиной затопления "Булгарии" явилась совокупность факторов: негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа; несоблюдение требований и правил безопасности судоходства, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по занимаемым должностям судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений как при подготовке судна к плаванию, так и при его эксплуатации в навигацию 2011 года.
Уголовное преследование в отношении капитана Александра Островского и старшего механика "Булгарии" Владимира Подъячева, вина которых квалифицировалась по ст.263.ч.3 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта), в связи с их гибелью и с согласия родственников потерпевших было прекращено.