Пенза. 31 июля. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - В Государственном Лермонтовском музее-заповеднике "Тарханы" завершаются работы по восстановлению исторического вида захоронений Михаила Лермонтова и членов его семьи.
"Гроб с телом поэта уже замурован", - сообщила агентству "Интерфакс-Поволжье" директор музея-заповедника Тамара Мельникова в среду.
По ее словам, решение закрыть доступ к гробу согласовано с Минкультуры РФ. Кроме того, музей получил благословение митрополита Пензенского и Нижнеломовского Филарета.
Также будут возвращены к первоначальному виду захоронения фамильного склепа, в том числе бабушки поэта Елизаветы Арсеньевой.
"Тарханы" - это в первую очередь научно-исследовательское учреждение, и наша задача восстановить все как было в лермонтовское время", - сказала Т. Мельникова.
Она сообщила также, что общая стоимость работ на фамильном склепе - 4 млн рублей, это средства Минкультуры РФ.
В ходе работ полы в усыпальнице будут заменены на природный камень, из которого сделаны паперти тарханских церквей, установлены новые двери в часовню, реставрированы кресты и украшения на памятниках в часовне.
Все работы планируется завершить в октябре.
М.Лермонтов был убит на дуэли в Пятигорске 15 июля (по старому стилю) 1841 г. Его бабушка Е. Арсеньева хлопотала о перевозе его праха в родные Тарханы. Высочайшее соизволение было получено и 23 апреля 1842 г. свинцовый гроб с телом поэта был похоронен по русскому обычаю в подземном отдельном склепе, выложенном из кирпича. Там, также в отдельных склепах, уже были похоронены его дед и мать, а позднее в 1845 г., рядом с внуком упокоилась и его бабушка.
В 1939 г. при подготовке к открытию музея власти приняли решение вскрыть склеп М. Лермонтова и оставить его гроб для осмотра посетителям, вопреки этическим и религиозным нормам.
Тогда пол разобрали, и первое захоронение, на которое наткнулись, оказалось бабушкиным (ее узнали по ладанке и крестику). Останки перенесли в нишу в северной стене, за ее памятную доску.
Следующим оказался склеп поэта со свинцовым ящиком. К нему проложили вход, благоустроили, сделали ступени, и на протяжении последних 74 лет к гробу спускались люди.
Посетителей в музее становилось все больше, условия в склепе становились все хуже: смена сезонов, температур создавали высокую влажность (по стенам текло). Появилась реальная угроза сохранности и склепов, и гроба поэта.